Задачи: 1) совершенствовать практические навыки при выполнении
лабораторного опыта, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
2) формировать положительное отношение к учебе, повышая самооценку
учащихся через индивидуализацию учебного процесса;
3) развитие творческих способностей учащихся через увеличение доли
самостоятельной работы при работе с модулем и проведении исследования.
Методы: стимулирования и мотивации учения; организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (самостоятельная работа с модульной программой, практическая работа - исследование).
Оборудование и реактивы: модули для учащихся, растворы: карбоната натрия, соляной кислоты; порошок мела, мрамор, ракушки, яичная скорлупа, жемчуг, шприц, пробирки.
Ход урока:
I. Организация начала урока, подготовка учащихся к уроку.
II. Активизация, подготовка к учебно-познавательной деятельности:
Учитель: Что такое карбонаты? Как человек использует карбонаты в своей жизни?
Как видим, эти соединения играют важную роль в нашей жизни.
Тема нашего урока «Качественное определение карбонатов». Как вы считаете, ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сегодня на уроке узнаем, какой реактив используется для распознавания карбонатов, каковы признаки данной реакции, исследуем ряд природных материалов и определим их состав.
Учитель: дает учащимся инструктаж по работе с модулем.
Учащиеся работают по модулю. Учитель оказывает помощь.
«Качественное определение карбонатов»
Изучив материал вы:
· научитесь качественно определять карбонаты;
· закрепите знания о химических свойствах карбонатов;
· узнаете о природных соединениях, содержащих карбонаты.
. Входной контроль. Цель: повторить учебный материал.
Задание: Выполните проверочную работу письменно в тетради:
1. Установите соответствие:
Природные вещества
Яичная скорлупа
Жемчуг
Мрамор
Ракушка
Программа В
Составьте два молекулярных уравнения реакций, соответствующих сокращенному ионному: 2Н+ + СО32- > Н2О + СО2 ^ . Для чего используются эти реакции?
Домашнее задание:
1. Проведите опыт «Взаимодействие питьевой соды с уксусной кислотой».
2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, учитывая, что формула уксусной кислоты СН3СООН.
ГЛАВА III. МОИ УРОКИ
Урок-турнир
Оборудование и реактивы. магнитофон, кубики, ребусы, волшебные ящики, магнитная доска, необходимые реактивы для экспериментальных работ.
Введение в игру. В игре участвуют две команды. Из наиболее подготовленных учащихся 9-х классов создают творческую группу, которая вместе с учителем разрабатывает форму и правила проведения урока, выбирает систему оценок, изготавливает призы, помогает учителю в проведении игры. Один из учеников исполняет роль старика Хоттабыча.
А. Оживление схемы.
Б. Волшебные ящики.
В. Угадайте правильный ответ.
ХОД УРОКА
Хоттабыч. Здравствуйте! Мы открываем турнир, девиз которого: «Что мы знаем, что мы умеем». Как и всякая наука, химия требует к себе самого серьезного и ответственного отношения. Вы успели познакомиться с химией, мои юные друзья. Сегодня мы узнаем самого находчивого, сообразительного, внимательного ученика. В гостях у нас ваши родители. Каждое выполненное задание и правильный ответ оцениваются одним баллом. В честь начала нашего турнира зажигаю священный огонь (заранее готовят смесь веществ
KMnO4, H2SO4, C2H5OH).
Турнир открыт. У меня пожелание всем участникам: будьте честными, активными, не забывайте, что дружба помогает преодолевать испытания. Уважаемые родители, участвуйте в наших играх, радуйтесь вместе с детьми. Может быть, урок поможет вам вспомнить школьные годы.
За короткое время команды должны ответить на максимальное количество вопросов.
1) Кто открыл закон сохранения веществ? 2) Назовите формулу поваренной соли. 3) Что общего у всех кислот? 4) Назовите самый распространенный элемент в космосе. 5) Сколько кислорода (%) содержится в воздухе? 6) Как проверить водород на чистоту? 7) Как называется реакция между кислотой и основанием? 8) Назовите растворимые в воде основания. 9) Напишите формулу карбоната магния. 10) Назовите съедобные кислоты. 11) В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах? 12) В какой цвет окрашивается лакмус в щелочах?
Конкурсы проходят одновременно.
А. Оживление схемы. У доски работают по два представителя от каждой команды:
Рb - PbO - PbCl2 - Pb(OH)2 - PbO; Р - P2O5 - H3PO4 - Ca3(PO4)2 - CaSO4.
Б. Волшебные ящики. В ящиках находятся пробирки с реактивами без этикеток. По два участника выполняют опыты и объясняют происходящие явления.
1) Определите, в какой из двух пробирок находится раствор щелочи. 2) Получите реакцией обмена Fe(ОН)3, из него - Fe2(SO4)3. (Даны: FeCl3, КОН, H2SO4.)
В. Угадайте правильный ответ. Остальные участники выполняют это задание в письменном виде.
1) Определите формулу оксида Мn(VII): а) МnО2; б) Мn2О7; в) Мn2О3; г) МnО3
2) Если железный гвоздь погрузить в раствор хлорида меди, то он покрывается красным налетом меди. Какая происходит реакция?
а) Обмена;
б) замещения;
в) разложения;
г) соединения.
3) В три пробирки с разбавленной серной кислотой помещают по 1 г: в № 1 - магний, № 2 - алюминий, № 3 - серебро. В какой пробирке реакция не происходит?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5