4) В трех пробирках находятся вещества:
№ 1 - вода, № 2 - бензин, № 3 - соляная кислота. В каждую из них добавили лакмус.
В какой пробирке раствор не изменит своего цвета?
а) № 1; б) № 2; в) № 3; г) не изменит ни в одной.
5) К какому типу реакции относится взаимодействие CuO c H2SO4?
а) Обмена; б) соединения; в) замещения.
6) Укажите реакцию нейтрализации:
а) KOH + HCl; б) Mn + HCl; в) СаО + HCl; г) Na + H2O.
7) Силикаты - это соли какой кислоты?
8) Какое основание нерастворимо в воде?
а) KOH; б) Ca(OH)2; в) Fe(OH)3; г) NaOH.
9) Какое из перечисленных веществ является солью?
а) НNО3; б) H2SO4; в) NH4NO3.
10) Общим свойством для растворимых и нерастворимых в воде оснований является взаимодействие с:
а) водой; б) кислотами; в) солями; г) основными оксидами.
После написания работы ассистенты собирают листки, проверяют их и комментируют.
Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции.
«Дружили Соляная Кислота и Щелочь - Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи. - Давай поможем им, - сказала Кислота и задумалась. - А как? - Я знаю, как им помочь! - воскликнула Щелочь. - Объединим мою ОН-группу и твой водород.
- С удовольствием, - согласилась Кислота.
Вода - эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».
Пока члены жюри подводят итоги и подсчитывают баллы, коллективу предлагают разгадать ребусы. Звучит тихая музыка.
Решение экспериментальных задач
Практическая работа № 3
Тема: «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов»
Вариант 1
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пронумерованные пробирки с растворами, в которых находятся растворы карбоната калия, гидроксида натрия, хлорида бария, пробирки (6шт.), пипетки (2шт.); растворы серной кислоты, фенолфталеина, лакмуса, нитрата серебра.
Содержание и порядок выполнения опыта
1. теоретически решите задачу на распознавание веществ, используя минимальное число реактивов.
В трех пробирках находятся растворы карбоната калия, гидроксида натрия и хлорида бария. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.
1. Впишите в таблицу 1 формулы исследуемых веществ, реактивы на ионы, содержащихся в исследуемых веществах, и признаки реакций, наблюдаемые при сливании растворов веществ.
Название вещества, его формула
Формулы реактивов
Карбонат калия……
Гидроксид натрия…...
Хлорид бария…….
2. Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций для тех случаев, когда наблюдается изменение в реакционной системе (образование газа, осадка, изменение цвета и т.д.).
2. Решите задачу экспериментально, соблюдая правила техники безопасности
Из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами возьмите пробы (по 1-2мл) растворов. Добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице 2. Повторяйте эти действия до тех пор. Пока не определите содержимое всех пробирок с растворами исследуемых веществ.
Номер пробирки
……..
1
2
3
3. Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.
Глава IV Тесты и задачи
Тесты
1.Фенолфталеин изменяет окраску при добавлении к:
а) к раствору серной кислоты
б) раствору гидроксида натрия +
в) воде
г) гидроксиду меди (II)
2.Метилоранжем можно распознать
а) соляную кислоту +
б) гидроксид железа (III)
в) воду
г) гидроксид меди (II)
3.В растворе кислот
а) фенолфталеин становится малиновым
б) лакмус краснеет +
в) лакмус синеет
г) метилоранж желтеет
4.Цвет индикатора изменяется под действием соляной кислоты следующим образом:
а) лакмус краснеет +
б) лакмус синеет
в) метилоранж желтеет
г) фенолфталеин становится малиновым
5.В растворе гидроксида натрия
а) фенолфталеин становится малиновым +
б) лакмус краснеет
в) метилоранж краснеет
г) фенолфталеин не изменяет цвета
6.В растворе щелочей:
а) фенолфталеин приобретает малиновый цвет +
б) метилоранж краснеет
в) лакмус краснеет
7.Лакмусом можно распознать два вещества пары
а) и +
б) и
в) и
г) и
8.Углекислый газ можно распознать раствором
а) гидроксида калия
б) азотной кислоты
в) нитрата серебра
9. г) гидроксида кальция +
Кислород можно распознать
а) лакмусом
б) тлеющей лучинкой +
в) известковой водой
г) по запаху
10. Лакмусом можно распознать
г) оксид кремния (IV)
11. Оксиды фосфора (V) и цинка являются соответственно
а) кислотными и основными
б) основным и кислотным
в) кислотным и амфотерным +
г) основным и амфотерным
12. Карбонат - ионы можно обнаружить водным раствором:
а) хловодорода +
б) хлорида натрия
в) гидроксида натрия
г) сульфата аммония
13. Состав соли () можно установить используя два раствора, содержащие ионы
14. Качественный состав хлорида бария можно установить, используя два раствора, содержащие ионы
15. Присутствие гидроксида кальция в водном растворе можно доказать с помощью
а) лакмуса и азотной кислоты
б) лакмуса и углекислого газа
в) фенолфталеина и хлороводорода
г) фенолфталеина и аммиака +
16. Присутствие в водном растворе серной кислоты можно доказать с помощью
а) лакмуса и карбоната кальция
б) лакмуса и хлорида бария +
в) фенолфталеина и хлорида бария
г) фенолфталеина и гидроксида натрия
17. Реактивом на ионы бария может быть
а) гидроксид натрия
б) сульфат натрия +
в) лакмус
г) нитрат серебра
18. Реактивом на сульфат-ионы является
б) лакмус
в) хлорида бария (р-р) +
19. Качественной реакцией на соли аммония является действие
а) щелочи +
б) другой соли
в) кислоты
г) лакмуса
20. Реактивом на хлорид-ионы является
а) гидроксид бария
б) сульфат аммония
в) карбонат натрия
г) нитрат серебра +
Задачи по теме: «Качественный анализ»
1. В два одинаковых химических стакана налиты равные объемы: в один воды, в другой -- разбавленного раствора серной кислоты. Как, не имея под рукой никаких химических реактивов, различить эти жидкости (пробовать растворы на вкус нельзя)?
2. В четырех пробирках находятся порошки оксида меди(II), оксида железа (III), серебра, железа. Как распознать эти вещества, используя только один химический реактив? Распознавание по внешнему виду исключается.
3. В четырех пронумерованных пробирках находятся сухие оксид меди (II), сажа, хлорид натрия и хлорид бария. Как, пользуясь минимальным количеством реактивов, определить, в какой из пробирок находится какое вещество? Ответ обоснуйте и подтвердите уравнениями соответствующих химических реакций.
4. В шести пробирках без надписей находятся безводные соединения: оксид фосфора(V), хлорид натрия, сульфат меди, хлорид алюминия, сульфид алюминия, хлорид аммония. Как можно определить содержимое каждой пробирки, если имеется только набор пустых пробирок, вода и горелка? Предложите план анализа.
5. В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, поташа и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.
6. В пронумерованных пробирках находятся растворы гидроксида натрия, серной кислоты, сульфата натрия и фенолфталеин. Как различить эти растворы, не пользуясь дополнительными реактивами?
7. В банках без этикеток находятся следующие индивидуальные вещества: порошки железа, цинка, карбоната кальция, карбоната калия, сульфата натрия, хлорида натрия, нитрата натрия, а также растворы гидроксида натрия и гидроксида бария. В Вашем распоряжении нет никаких других химических реактивов, в том числе и воды. Составьте план определения содержимого каждой банки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5