Рефераты. Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

p align="left">Важными условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствие взрослого и эмоциональный контакт с ним. Познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяется его отношениями с близкими взрослыми.

В раннем возрасте меняется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого.

Мышление ребенка, осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Познание сути природы вещей, предметов захватывает малыша и приносит ему новые эмоции - интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только инее столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

В раннем возрасте возникает еще одна важная сфера жизнедеятельности ребенка: общение с другими детьми. Исследования Л.Н. Галигузовой показали, что изображения живых людей, особенно сверстников, вызывали эмоциональную вовлеченность при рассматривании детьми этих изображений, при этом изображение сверстника вызывало больше эмоциональных проявлений и вокализаций, чем при рассматривании изображения взрослого.

Контакты со сверстниками отличаются яркой эмоциональной окрашенностью и раскованностью детей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают и пр. сюда же входят и негативные реакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее до драки. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.. общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием.

Такое взаимодействие дает ребенку ощущение сходства с другим, равным ему существом, переживание этой общности вызывает бурную радость.

Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативные и преимущественно проявляются в момент сиюминутного восприятия объекта, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой.

К тем годам у ребенка появляются собственные желания, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости, этот период получил название кризиса трех лет. У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

В период кризиса возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Становление системы «Я», где точкой отчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием являются предметные действия людей, в среднем - на первый план выступают отношения между людьми, в старшем дошкольном возрасте выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

Дошкольный возраст период расцвета познавательной активности. Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения и повышенной эмоциональностью.

К концу дошкольного возраста складывается новая внеситуативно-личностная форма общения.

Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники.

Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне.

Второе отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с повышением значимости общения со сверстником.

Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Проявляется это в невозможности продолжить диалог, для ребенка важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаем им не поддерживается. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Задача педагога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого.

К старшему дошкольному возрасту происходит дифференциация детей по положению в группе. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Воспитатель должен создать такую эмоциональную атмосферу в группе, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. В основе популярности лежат не развитие интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям.

Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей воспитателя. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстниками и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.

Соотношение субъектного и объектного начала самосознания с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется, потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего, ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Этот период называют кризисом семи лет, в это время впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.

1.3 Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

коллективный творческий эмоциональный развитие дошкольник

Коллективное творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Особенности коллективного творческого дела:

· практическая направленность;

· коллективная организация;

· творческий характер;

· дети заботятся друг о друге;

· о своем коллективе;

· об окружающих людях;

· о далеких друзьях;

· поиск лучших средств этой заботы;

· все более четкая организация своей жизни;

· разнообразных дел на пользу и радость;

· это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на первый план выступает на создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть переданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных, обучающих и развивающих возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный признак вида - общая практическая забота, которая выступает на первый план.

Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические коллективные творческие дела проникнуты романтикой исторических свершений, картинами трудовых и боевых подвигов народа, совершаемых во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.