Совместная практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого дела, способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.
При этом условии для каждого ребенка важным становится его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению индивидуального задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.
Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень умений каждого ребенка, наличие у него творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками.
Осознание ребенком своей позиции равноправного участника и значимости своих действий для вклада в общий итог деятельности группы позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от слаженности в работе всех участников.
Значительное влияние на детей оказывает и обсуждение с ними результатов работы, в процессе которого воспитатель особо подчеркивает их выдумку, творчество, рассказывает о примерах совместного обсуждения, о проявлении доброжелательности, умении выйти из спорных ситуаций без спора. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его направленность на улучшение будущего дела
Немаловажное значение имеет и создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, которая обеспечивается доброжелательным общением педагога с детьми, его умением поддерживать их активность, удивляться их «открытиям».
Обеспечение коллективного творческого характера дела на занятиях достигается путем объединения детей общими эмоциональными переживаниями, также при подведении итогов, радость от полученных результатов. Обеспечивая, таким образом, развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Развитие эмоциональной сферы проявляется в нескольких различных формах:
· в форме выразительных движений;
· в форме эмоциональных действий;
· в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях;
· в форме определенного отношения к окружающему.
Именно на развитие этих функций направлена работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами коллективного творческого дела. Работу по развитию эмоциональной сферы необходимо начинать с детства. Этому способствует организация учебно-воспитательной работы по развитию эмоциональной сферы средствами коллективного творческого дела.
Деятельность на занятиях по развитию эмоциональной сферы с использованием средств коллективного творческого дела заключает в себе широкие возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми разными умениями, знаниями, навыками и позволяет каждому испытать радость успеха.
Переживание общей радости объединяет детей, влияет на воспитание доброжелательных взаимоотношений, что способствует развитию эмоциональной сферы. Положительное влияние оказывает коллективное творческое дело на формирование у дошкольников умения согласовывать свои действия, мнения, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, т.е. способствует развитию эмпатии.
При этом немаловажно порой предусматривать такие объединения детей, которые как раз способствовали бы проявлению эмоционального сопереживания. После выполнения совместных заданий целесообразно предлагать детям рассказать о том, как они работали вместе, чтобы, опираясь на их высказывания, подчеркивать значение дружеских взаимоотношений, умения понимать эмоциональное состояние другого, адекватно выражать и регулировать свое.
В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируется умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.
В коллективном творческом деле, организованном с целью эмоционального развития результатом является мысль, идея, переживание, эмоция, чувство
Таким образом, исходя из положений теоретического исследования проблемы развития эмоциональной сферы, можно сделать следующие выводы.
Характер и интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, поступающих из внешней среды. Расшифровка сигналов зависит от умственного развития человека и от его способности интегрировать различные элементы поступающей информации. Именно поэтому необходимо иметь представление об эмоциях, процессах их возникновения и протекания, способах регулирования своего эмоционального состояния.
Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной сферы в период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.
В коллективной творческой деятельности легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми, и развивается эмоциональная сфера дошкольников.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Спутник» п. Мирный, Зонального района, с 1.09.2006г. по 1.02.2007г. В эксперименте принимало участие 16 детей в возрасте от 5 до 6 лет, которые были условно разделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
2.1 Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
Цель: Определить уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
1. Подобрать методику для диагностики эмоциональной сферы дошкольников.
2. Определить исходный уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников и сделать выводы об уровне развития эмоциональной сферы старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели и задач использовалась методика Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», помогающая выяснить, какие эмоциональные состояния дети правильно воспринимают, понимают эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов героя. Описание методики и протоколы исследования в приложении 1.
Критерии уровня развития эмоциональной сферы:
высокий уровень - ответы полные и правильные, адекватные поставленным вопросам; средний уровень - ответы неполные, фрагментарные; низкий уровень - отказ от ответа или неправильный ответ.
Полученные результаты представлены в таблице 1, и отражены в гистограмме 1.
Таблица 1
Уровни развития эмоциональной сферы
Уровни
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Количество детей
Процентное соотношение к общему числу детей
Высокий
0
0%
Средний
5
62,5%
6
75%
Низкий
3
37,5%
2
25%
Результаты исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах высокий уровень развития эмоциональной сферы дети не показали, он составил 0%. Так как никто из детей экспериментальной и контрольной групп не смог указать точное эмоциональное состояние и понять эмоциональное содержание, переданное с помощью позы и жестов на всех демонстрируемых картинках.
Средний уровень развития эмоциональной сферы в контрольной группе - 75,0% (пять детей), в экспериментальной группе - 62,5% (шесть детей). Это на 13,5% меньше, чем в контрольной группе.
Низкий уровень развития эмоциональной сферы в контрольной группе у трёх детей - у двух детей - 25%, в экспериментальной группе 37,5%, что на 12,5% уровень развития эмоциональной сферы выше, чем в контрольной группе.
Гистограмма 1. Уровни развития эмоциональной сферы дошкольников.
Таким образом, было установлено, что уровень развития эмоциональной сферы у детей экспериментальной группы недостаточное, знания об эмоциях неполные, поскольку дети знают только названия некоторых видов эмоций, но ничего не знают об особенностях проявления тех или иных эмоциональных состояний, зачастую не могут определить эмоциональное состояние другого человека, переданное с помощью позы и жестов
Это дает основание для работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей.
2.2 Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной творческой деятельности
Цель: повысить уровень развития эмоциональной сферы дошкольников средствами коллективной творческой деятельности.
1. Разработать цикл занятий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
2. Провести цикл занятий по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников с использованием средств коллективной творческой деятельности.
Количество занятий 15 (приложение 2). Характер проведения занятий - эмоционально-игровой, с учетом тематики по каждому виду эмоций и эмоциональному состоянию. Использовался принцип постепенного усложнения материала, использовались индивидуальные и групповые формы работы. Особый акцент был сделан на использование средств коллективной творческой деятельности.
Занятие 1. Цель: знакомство детей с основными правилами, целями, задачами; развивать умение слушать, память; воспитывать чувство единения с группой сверстников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6