1.3 Виды упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников
Для организации учебной деятельности учащихся начальных классов, направленной на эффективную подготовку к формированию представлений о функциональной зависимости должны выполняться следующие дидактические условия: наличие в курсе математики идей, непосредственно связанных с функциональными представлениями, таких как идея изменения, соответствия, закономерности и зависимости; наличие в содержании курса математики понятий, необходимых для осознанного усвоения понятия функции; создание проблемных ситуаций в процессе усвоения программного содержания; систематическое использование различных моделей (предметной, вербальной, символической, схематической и графической); использование учебных заданий, в основу которых положены приемы выбора, сравнения, преобразования и конструирования; организация целенаправленного наблюдения, сравнения, анализа и обобщения в процессе выполнения учебных заданий [4, с.110].
Для организации деятельности учащихся, направленной на формирование функциональных представлений и понятий, необходимых для восприятия и усвоения понятия «функция», целесообразно использовать учебные задания следующих видов: задания на тождественные преобразования числовых выражений (равенств) на основе смысла арифметического действия; на соотнесение предметной модели с числовым выражением (равенством); на соотнесение предметной, графической и символической моделей; на выявление закономерности; на установление соответствия между символическими моделями; на конструирование графической модели по заданной графической модели; на конструирование символической модели по заданной вербальной модели; на выбор символической модели, соответствующей вербальной модели; на конструирование числовых равенств по заданным условиям; на установление соответствия между символической и графической моделью; на выбор графической модели соответствующей символической модели; на преобразование на плоскости; на конструирование графической модели, соответствующей символической модели и т.д. [5, с.23].
Учебные задания, способствующие формированию функциональных представлений и понятий, необходимых для осознанного усвоения понятия функции, должны характеризоваться:
1) вариативностью;
2) неоднозначностью решений;
3) нацеленностью на формирование приемов умственной деятельности (таких, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация и обобщение);
4) отображением разнообразных закономерностей и зависимостей;
5) включенностью их в содержательную линию курса математики начальных классов [17, с.81].
На основе функциональных представлений разработаны учебные задания, направленные на их формирование:
1. Задания на формирование представлений об изменении и зависимости: на изменение результата арифметического действия в зависимости от изменения его компонентов; на использование основного свойства дроби; на классификацию числовых выражений (равенств) на основе их результата арифметического действия; тождественные преобразования числовых выражений (равенств) на основе смысла арифметического действия; на преобразование числовых выражений; на преобразование дробных выражений; на конструирование символической модели по заданной вербальной модели и др.).
Например, «Чем похожи все пары выражений? Найди их значения:
а) 89 + 47 б) 57+29 в) 76+57
90 + 47 57+30 76+60
Сравни равенства в каждой паре и сделай вывод».
2. Задания на формирование представления о закономерности, как правила, по которому записаны ряды чисел: на выявление закономерности.
Например, «Найди правила, по которым составлены ряды чисел:
а) 0,5; 0,05; 0,005; 0,0005; …;
б) 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; …;
в) 0,12; 2,14; 4,16; 6,18; ….
Запиши в каждом ряду еще три числа по тому же правилу».
3. Задания на формирование представления о соответствии: на соотнесение предметной, графической и символической моделей; на установление соответствия между символическими моделями.
Например, «Соедини с числом 5 те выражения, значения которых делятся на 5, если а делится на 5».
Эти учебные задания формулируются в основном на числовом материале, причем они усложняются и варьируются как по форме, так и по содержанию.
Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости посвящен решению текстовых задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости арифметическим способом. Среди таких задач выделяются задачи, в которых числовые данные находятся в некотором отношении, что предполагает ещё один способ решения, представляющий интерес с точки зрения функциональной пропедевтики [36, с.105].
Кроме того, придать функциональный характер текстовым задачам можно с помощью дополнительных вопросов, направленных на изменение данных задачи, условия, вопроса, на соотнесение условия с различными выражениями и равенствами. Эти приемы помогают учащимся представить величины, рассматриваемые в задаче в движении, изменении, что позволяет формировать у учащихся функциональный стиль мышления.
На программном содержании курса математики начальных классов используются также учебные задания следующих видов:
1) задания на соотнесение предметной модели с числовым выражением (равенством);
2) задания на установление соответствия между символическими моделями;
3) задания на конструирование графической модели по заданной графической модели;
4) задания на конструирование символической модели по заданной вербальной модели;
5) задания на выбор символической модели, соответствующей вербальной модели;
6) задания на конструирование числовых равенств по заданным условиям;
7) задания на установление соответствия между символической и графической моделью;
8) задания на выбор графической модели, соответствующей символической модели;
9) задания на преобразование на плоскости;
10) задания на конструирование графической модели, соответствующей символической модели и т.д. [20, с.110].
Приведем примеры заданий:
1. Задание на конструирование числовых равенств по заданным условиям:
Выбери два отношения, из которых можно составить верное равенство. Запиши это равенство:
1,5 : 2; 3 : 6; 4,5 : 8; 6 : 8; 15 : 10.
2. Задание на конструирование графической модели, соответствующей символической модели:
Проверь, будут ли величины х и у прямо пропорциональными при данных значениях:
х
1
4
16
64
256
у
0,6
2,4
9,6
38,4
153,6
Если возникнут трудности при выполнении задания, то:
представь данную таблицу в таком виде:
и найди отношения соответствующих значений величин х и у.
3. Задание на преобразование на плоскости:
Впиши пропущенные слова и числа, чтобы получились верные высказывания:
1) точка А (3; 4) при перемещении вправо на 2 единичных отрезка перешла в точку В (…;…);
2) точка L (5; -2) при перемещении______________на___единичных отрезков перешла в точку M (5; 2);
3) точка Х (1; 1) при перемещении вверх на 3 и вправо на 6 единичных отрезков перешла в точку У (…;…);
4) точка V (2; 3) при перемещении__________на___и___________ на___ единичных отрезков перешла в точку W (7; -2).
4. Задание на конструирование графической модели, соответствующей символической модели:
а) Выбери единичный отрезок и построй точки в координатной плоскости:
А (0,6; 0), В (0; ), С (0,1; 0,7), D , E , К .
б) Выбери единичный отрезок и построй точки в координатной плоскости:
А(600; 0), B(0; -300), C(100; 700), E(-500; -600), K(900; -400).
Все учебные задания, обладают следующими характеристиками: вариативностью; неоднозначностью решений; нацеленностью на формирование приемов умственной деятельности (таких, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация и обобщение); отображением разнообразных закономерностей и зависимостей; включенностью их в содержательную линию курса математики начальных классов [10, с.95].
Таким образом, рассмотрев теоретические основы формирования представлений о функциональной зависимости у младших школьников, мы пришли к выводу, что функциональная зависимость является одной из тех математических идей, которые способны объединить в единое целое все разделы математики, включенные в школьный курс. Функциональная зависимость отражает практическую направленность курса математики, взаимосвязь величин в естественнонаучных дисциплинах, а также формирует функциональное мышление школьников. Исходя из опыта обучения, известно, что понятие функции является абстрактным и довольно сложным для восприятия учащимися. Поэтому в процессе реализации данной линии необходимо усилить наглядность изучаемых объектов и понятий в рамках отведенного времени, предоставить учащимся возможность увидеть зависимость не только в виде статичной модели, но и в динамике, дать возможность учащимся непосредственно задавать, изменять и изучать функции при помощи интерактивных моделей, расширить систему задач при помощи упражнений, содержащих анимацию и элементы управления и т.д. Такому «живому» изучению функциональной зависимости может способствовать применение комплекса упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости.
Следующая глава будет посвящена экспериментальной работе по формированию представлений младших школьников о функциональной зависимости.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о функциональной зависимости у младших школьников с применением комплекса упражнений
2.1 Диагностика уровней сформированности представлений младших школьников о функциональной зависимости
Для формирования представлений у младших школьников о функциональной зависимости на базе МОУ СОШ №31 города Ишима был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» (экспериментальная группа) и 3 «Б» (контрольная группа) классов в количестве по 20 человек в каждом классе. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий этап - диагностика уровня сформированности представлений о функциональной зависимости у младших школьников.
2 этап - формирующий этап - разработан и реализован комплекс упражнений, направленных на формирование представлений о функциональной зависимости у младших школьников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6