Рефераты. Концепция как условие развития музея истории учебного заведения

p align="left">Идея создания музея одного из старейших педагогических учебных заведений области оформилась в ноябре 2002 года. В преддверии 130-летнего юбилея со дня открытия Тотемской учительской семинарии был дан старт операции «Поиск» под девизом «Знать, чтобы помнить!» [2, 44]. Каждая студенческая группа получила задание: восстановить списки выпускников педагогического техникума, педучилища разных лет, завязать переписку, провести встречи с целью восстановления той эпохи. Результатом операции «Поиск» стал материал музейного значения (воспоминания, фотографии, газетные и журнальные статьи, документы). 27 октября 2003 года Совет училища принял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. На принятие данного решения повлияли следующие факторы:

· наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;

· потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;

· социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.

Рабочая группа, возглавляемая Завгородней Ольгой Николаевной, составила перспективный план-проект создания музея на 2003-2005 год. Он состоял из трёх основных этапов.

I этап: 2003-2004 г.

· Операция «Поиск».

· Организационно-правовая деятельность.

· Выборы Совета музея, распределение обязанностей.

· Организация учёбы по хранению и учёту экспонатов.

II этап: 2004-2005 г.

· Регистрация, изучение, систематизация экспонатов.

· Проектирование музейной экспозиции (определение тематической структуры экспозиции, составление тематико-экспозиционного плана).

· Операция «Поиск».

III этап: сентябрь - декабрь 2005 г.

· Технический монтаж экспозиции.

· Декабрь - открытие музея истории учебного заведения.

Общеучилищная рабочая группа, в которую входили преподаватели, студенты, ветераны педагогического труда, сотрудники музея, проделала огромную работу в процессе реализации данного плана-проекта создания музея.

В рамках организационно-правовой деятельности в сентябре 2003 года было разработано Положение о музее, а в октябре - Положение о Совете музея. 27 октября данные положения и сам «План-проект создания музея» были утверждены на Совете училища. Была также проведена работа по ознакомлению педагогического коллектива и научно-методического совета училища с данными положениями.

Научно-фондовая и экспозиционная работа, проводимая на втором этапе создания музея, включала в себя:

· регистрацию собранных экспонатов в книге основного и вспомогательного фондов (октябрь 2003 г. - февраль 2004 г.). Музейные предметы оформлялись в инвентарной книге основного и вспомогательного фондов. Каждый музейный предмет имел свой номер (ТПК о/ф №4, ТПК в/ф №5), краткое описание, фиксировался материал, из которого сделан предмет, размеры предмета, короткая информация об истории поступления.

· систематизацию экспонатов, формирование музейных коллекций (октябрь 2003 г. - февраль 2004 г.);

· тематико-экспозиционный план, включающий задачи экспозиции, ведущие темы, тематические комплексы (март 2003 г. - май 2004 г.);

· создание именной картотеки (октябрь 2003 г. - май 2004 г.).

На третьем этапе осуществлялась работа по оформлению экспозиции:

· выделение помещения, соответствующего требованиям российского законодательства по обеспечению сохранности музейных коллекций;

· создание материальной базы музея;

· оформление экспозиции;

· открытие музея.

Общеучилищная рабочая группа работала по следующим направлениям:

· фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;

· научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;

· экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.

В рамках фондовой работы были проведены следующие мероприятия: 23 октября 2003 года была проведена учёба по учёту музейных экспонатов.

Музейный экспонат - это памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания благодаря способности характеризовать историю и культуру определённого общества [7, 13]. Среди музейных экспонатов выделяют раритеты - редкие предметы, сохранившиеся в ограниченном количестве; и реликвии - вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то выдающемся человеке или событии [7, 14].

В ноябре - декабре 2003 года был проведён учёт музейных экспонатов и проведена их систематизация. В феврале - апреле 2004 года была проведена работа по составлению именной картотеки.

Работа по направлению научно-исследовательская и поисковая деятельность включала в себя выбор и утверждение заданий для поисковых групп. Студенты работали в архивах с архивными документами, писали письма, обрабатывали воспоминания, оформляли собранный материал. Благодаря операции «Поиск» удалось уточнить списки выпускников через Тотемский архив, отыскать сведения об учащихся по группам, сведения об учебно-опытном сельскохозяйственном участке, документы, рассказывающие о материальной базе училища ещё в 40-е годы, материалы об участии студентов в общественной работе города.

В основу выбора направления поисковой деятельности был положен хронологический принцип:

· Тотемская учительская семинария (1872-1918 гг.)

· Тотемские педагогические курсы (1918-1924 гг.)

· Педагогический техникум (1924-1937 гг.)

· Тотемское педагогическое училище (1937-1957 гг.)

· История возрождения учебного заведения (1996-2002 гг.)

Каждая группа поиска, а их было семь, работала по трём направлениям.

1. Архивные сведения.

2. Письма, переписка, газетные заметки. Например, группа поиска 412 б группы переписывалась с одиннадцатью выпускниками из Вологды, Бабушкина, Тарноги, Нюксенского района, Барнаула, Таймырского автономного округа. А в группу 414 п шли письма из Ярославля, Воронежа и других мест.

3. Встречи. Студенты встречались с выпускниками училища, проживающими в Тотьме, Тотемском и Бабушкинском районах. Записывали воспоминания, уточняли сведения, брали интервью и составляли анкеты.

Анкетирование - письменная форма общения с респондентом; интервьюирование - устная форма [17, 26].

Результатом данной научно-исследовательской деятельности, помимо открытия музея, стала публикация книги «Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии», автором которой является Завгородняя Ольга Николаевна. Книга рассказывает об истории Тотемского педагогического колледжа, начиная с открытия Тотемской учительской семинарии в 1872 году и заканчивая историей возрождения учебного заведения в 1996 году[3].

Что касается экспозиционной работы, то в основе её лежит экспозиция - индивидуальное лицо музея, и в представлении большинства людей музей ассоциируется именно с ней. Экспозиции различают по форме представления: стационарная и временная; по принципам структурной организации: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая. Отбор экспозиционных материалов - это определение состава экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы [7, 40].

Экспозиция музея в Тотемском педагогическом колледже построена по принципу историзма и хронологии, она носит монографический характер и состоит из тематико-экспозиционных комплексов, размещённых на стендах.

Первый стенд: «Учебные заведения г. Тотьмы в конце 19 в. - начале 20 века».

Второй и третий стенды: «Открытие Тотемской учительской семинарии».

Четвёртый стенд: «История ускоренных педагогических курсов (1919-1924 гг.)».

Пятый стенд: «Тотемский педагогический техникум (1926-1937 гг.)».

Шестой и седьмой стенды: «Педучилище в годы Великой Отечественной войны».

Восьмой и девятый стенды: «История Тотемского педагогического училища в 50-60-е гг.».

Десятый стенд: «Педагогическая практика».

Одиннадцатый и двенадцатый стенды: «История возрождения (1996 год)».

Экспозицию дополняют две боковые угловые витрины, где размещены учебники, учебные пособия, авторские книги и четыре горизонтальные витрины с персональными вещами преподавателей, творческими работами студентов.

Музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже - это результат организованной, целенаправленной поисково-исследовательской деятельности, как преподавателей, так и студентов данного образовательного учреждения. В октябре 2007 года музей получил статус музея образовательного учреждения.

1.2 Основные направления деятельности музея образовательного учреждения

Музей истории учебного заведения работает по плану, который утверждает Совет колледжа, но главным органом в управлении музеем является Совет музея. Он состоит из 2-х секций: секции ветеранов педагогического труда -7 человек и секции студентов и преподавателей - 12 человек. Работает он по следующим направлениям:

· комплектование фондов;

· экспозиционно-выставочная и экскурсионная деятельность;

· научно-просветительская деятельность.

Работа по комплектование фондов, т.е. сбор, обработка, изучение, регистрация и систематизация музейных предметов проводилась и проводится с целью создания музейного собрания, комплексно отражающего историю учебного заведения. Проходит оно по следующим направлениям:

· учебное заведение в разные годы его существования;

· фотографии преподавателей, студенческих групп;

· свидетельства жизни учебного заведения как процесса (расписания, отчёты администрации, планы кураторов, планы педагогических практик, планы работы кружков, занятий индивидуальной музыкой);

· атрибуты жизни учебного заведения разного времени (учебники, тетради, письменные принадлежности, мебель);

· творческие работы (поделки, рисунки);

· воспоминания выпускников разных лет.

Выделены критерии отбора предметов в фонд музея истории учебного заведения:

1. информативность, т.е. свойство предмета давать информацию, быть источником знаний;

2. экспрессивность, т.е. способность музейного предмета оказывать на человека эмоциональное воздействие;

3. репрезентативность, т.е. способность предмета наиболее полно отражать событие, явление, процесс;

4. физическая возможность хранения предмета в музее.

Общее число единиц хранения в музее на 1 сентября 2009 года составляло - 464. Из них основного фонда - 198, научно-вспомогательного - 266. В основной фонд входят вещественные памятники, фотоматериалы, письменные источники. А научно-вспомогательный фонд включает в себя цветные фотографии, ксерокопии, вырезки из газет и другое. Наиболее ценными экспонатами основного фонда являются книги из библиотеки Тотемской учительской семинарии, аттестат об окончании Тотемского педагогического училища Некрасовой М.С., выданный 22 июня 1941 года, воспоминания (рукописный журнал) Величутина Э.В., выпускника 1951 года, медаль «За доблестный труд в ВО войне 1941-1945 гг.» преподавателя Копытовой Е.А.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.