Рефераты. Концепция как условие развития музея истории учебного заведения

p align="left">· передача знаний музейными средствами от поколения к поколению;

· распространение национальной культуры;

· хранение культурных ценностей общества;

· социализация личности и её интеграция в общество;

· расширение общего кругозора.

Культурно-образовательная среда музея помогает человеку обрести нравственность, пробудить Человека в человеке, творит духовное в человеке, а духовность становится тем каркасом, который формирует и развивает полноценную целостную личность.

Музей - это открытая педагогическая система. Музейно-педагогический процесс - специально организованное сотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанника. Воспитательный процесс в музее строится на принципах музейной педагогики. Именно современная педагогика должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизм включения человека в мир культуры с помощью музея и педагогики сотрудничества. Музейная педагогика ставит цель - создание таких условий, когда бы все учащиеся в соответствии со своими потребностями и интересами включились в процесс музейной коммуникации, благодаря объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему.

Музей - это средство патриотического и гражданского воспитания. Патриотизм - это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, зачастую со словом и делом учителя. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Только в музее, где в центре находятся подлинники истории и культуры такие понятия как «связь времён», «наследие», «национальная традиция», «гражданский долг», «служение Отечеству» приобретают реальность и значимость. Краеведение - это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Краеведческая работа с педагогической точки зрения, очень многогранна. Одновременно она может носить поисковый и прикладной, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. Выбор содержания и методов краеведческой работы - важнейшая педагогическая задача. Сущность краеведческого обучения - в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, Поисково-исследовательская деятельность учащихся.

Музей образовательного учреждения - это музей, созданный руками студентов, учащихся и для студентов, учащихся. Школьный музей строит свою работу в расчёте на учащихся. Поэтому понятия «актив», «активность», «орган музейного самоуправления» являются ключевыми в концепции школьного музея. Работа музея образовательного учреждения строится на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. Из числа членов Совета избирается председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея: поисковой, экскурсионной, экспозиционной. Основная задача педагога построить работу с активом таким образом, чтобы учащиеся совмещали общественную деятельность с практической, ведь именно в процессе «делания» музея, участия в его создании они становятся исследователями, хранителями, реставраторами, экскурсоводами, экспозиционерами, художниками, лекторами. Музей - это определённый итог деятельности: показатель гражданской зрелости как ученического, так и педагогического коллективов.

Миссия музея истории учебного заведения - способствовать сохранению исторической памяти и формированию исторического самосознания будущих учителей, социальных педагогов и социальных работников через музейные средства.

Цель деятельности музея истории учебного заведения: гражданско-патриотическое воспитание молодёжи музейными средствами. Для достижения данной цели музей ставит перед собой следующие задачи:

· формировать историко-познавательную, информативно-коммуникативную, поисково-исследовательскую компетентность студентов педагогического колледжа;

· формировать целостное представление об истории развития образования в России, об историческом прошлом и настоящем учебного заведения;

· воспитывать нравственные, гражданские, патриотические качества личности, чувство уважения, гордости и сопричастности к прошлому и настоящему учебного заведения;

· привлечь максимальное количество студентов ко всем сферам деятельности музея;

· изучить и расширить музейную аудиторию.

Свою деятельность музей истории учебного заведения строит по следующим принципам:

· принцип научности;

· принцип «музей руками студентов и для студентов»;

· принцип дальнейшего развития на основе достижений и положений музеелогии и музейной педагогики.

Свою работу общественный музей в Тотемском педагогическом колледже ведёт по следующим направлениям:

· комплектование фондов;

· экспозиционно-выставочная деятельность;

· научно-просветительская деятельность.

2.3 Условия реализации концепции

Изучив опыт деятельности школьных музеев города, Вологодской области и анализируя деятельность нашего музея, мы пришли к выводу, что многие музеи в образовательных учреждениях недостаточно выполняют свои функции. В них уменьшается количество посетителей, используется только витринно-стендовый показ экспонатов, не привлекаются новые информационные технологии, интерактивные формы работы со школьниками, одним словом, школьные музеи превратились в «шкатулки с древностями», в парадные комнаты для почётных гостей.

Современные социально-экономические условия подталкивают школьные музеи к поиску новых механизмов реализации своей жизнедеятельности, к выбору нового вектора развития.

Определить оптимальный способ реализации своей самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий мы считаем возможным при интеграции в действующий жанр «музей - экспозиция» нового жанра - «музей - экскурсионное бюро».

Основанием выбора данного жанра послужили следующие факторы:

· активная краеведческая работа;

· поисково-исследовательская деятельность;

· наличие краеведческих исследовательских изысканий в области истории образования;

· опыт участия в Российских, региональных краеведческих конференциях;

· опыт использования интерактивных форм культурно-образовательной деятельности.

Цель деятельности такого музея - это сохранение исторической памяти и передача через организованную систему информационного обеспечения материалов краеведческой тематики образовательным учреждениям района.

Для достижения данной цели мы предполагаем строить свою деятельность по следующим направлениям:

· изучение потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;

· систематизация краеведческого материала фондов музея по истории образования в Тотемском районе;

· создание тематических экскурсий, бесед, лекториев, исходя из потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;

· подбор музейных экспонатов, находящихся в фондах музея, по принципу «музей в чемодане»;

· использование новых информационных технологий;

· обучение актива музея, создание школы экскурсоводов;

· создание проекта «музей - экскурсионное бюро».

Для работы по данным направлениям музей истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет все возможности, так как студенты умеют работать с различными источниками, составлять и проводить экскурсии, организовывать выставки, внедрять в работу новые технологии.

Заключение

Проводя исследование по теме данной работы, мы установили, что представляет собой музей образовательного учреждения и чем он отличается от обычного музея: выявили особенности, функции музея образовательного учреждения, указали задачи по созданию и развитию музея, в частности это разработка концепции музея образовательного учреждения и формирование актива музея из учащихся и педагогов. Мы смогли установить факторы, повлиявшие на создание музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже:

· наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;

· потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;

· социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.

Помимо факторов, повлиявших на создание музея, в своей работе мы отразили основные этапы создания музея и содержание деятельности общеучилищной рабочей группы. Работала она по следующим направлениям:

· фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;

· научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;

· экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.

Помимо всего вышеперечисленного в данной исследовательской работе мы подробно раскрыли особенности культурно-образовательной деятельности музея, программу экскурсий, разработанную Советом музея, а также программу подготовки экскурсоводов. Кроме этого мы создали концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже и разработали пути её реализации.

Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат поисково-исследовательской деятельности [4, 144].

Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края, приобщившись к ним душой. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своего края [9, 3].

Специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, располагает музейная педагогика [11, 5].

Воспитание ребенка средствами искусства с помощью музейной педагогики начинается еще с детского сада. В садике ребенка поэтапно готовят к посещению музея, знакомят с музеями, учат выражать свои впечатления и т.д. [12]. Затем это продолжается в школе. Поэтому деятельность музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет огромное воспитательное, нравственное, культурно-образовательное значение, так как готовит будущих учителей и социальных педагогов к участию в краеведческой работе, к созданию музеев и применению методов и средств музейной педагогики.

Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 - М.: Русский язык, 2000. - 779 с.

2. Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой. - Вологда, 2007. - С. 44 - 46.

3. Завгородняя О.Н. Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии. - Вологда, 2002.

4. Завгородняя О.Н., Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова. - Вологда, 2008. - С. 144 - 146.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр Академия, 2000. - С. 37.

6. Лаврова О. Любимое, родное, дорогое… // Тотемские вести. - 2006. - №1. - С. 2.

7. Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой. - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. - 79 с.

8. Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 №06-11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. - 56 с.

9. Музеи общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования: аннотированный каталог. - Вологда, 2004. - 198 с.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

11. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.

12. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Изд. Дом Карапуз, 2000. - 256 с.

13. Педагогика: учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 640 с.

14. Сеченова Л.С. Сотрудничество взрослых и детей в школьном музее // Образование в современной школе. - 2005. - №4. - С. 51 - 52.

15. Создаём музей вместе: методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования / Сост. О.Б. Карпова - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2007. - 98 с.

16. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. - 2001. - №3. - С. 7 - 9.

17. Школьные музеи. Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с.

18. Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. - Вологда - Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. - 100 с.

19. Шмакова М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов // Внешкольник. - 2003. - №6. - С. 10 - 11.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.