Тематика выставок определяется:
· юбилейными датами в истории учебного заведения, датами в судьбах лиц, внёсших вклад в историю учебного заведения, в истории развития народного образования Тотемского края, Вологодской области;
· наличием в собрании музея тематических коллекций музейных предметов;
· поступлением в музей новых материалов по истории учебного заведения.
Расширение экспозиционной деятельности позволяет увеличить музейную аудиторию, включить в культурный оборот музейные предметы, хранящиеся в фондах музея.
За 2008-2009 учебный год в музее истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже было проведено 3 выставки:
· «Наши достижения»;
· «Выставка-бенефис одного предмета»;
· «Слово - добро есть».
Советом музея составлена программа экскурсий:
- обзорная экскурсия (разработан маршрут осмотра, текст);
- тематические экскурсии-беседы:
· «Народное образование в Тотемском районе в 19 начале 20 века»;
· «Тотемская учительская семинария»;
· «Средние учебные заведения города Тотьмы в конце 19 начале 20 века»;
· «Учитель учителей» (о директоре Тотемского педагогического училища Г.И. Коркиной);
· «От учительской семинарии к педагогическому колледжу: история возрождения»;
· «Учитель-солдат» и др.
Только за 2007-2008 учебный год в музее Тотемского педагогического колледжа было проведено 39 экскурсий.
Основной приём проведения экскурсий - демонстрационный, сочетающий показ экспонатов с комментариями экскурсовода. Разработана программа подготовки экскурсоводов (Школа экскурсоводов), включающая в себя занятия:
· Экскурсия как традиционная форма работы музея: формы, структура, методы, приемы.
· Практическое занятие: прослушивание экскурсии с последующим обсуждением.
· Практическое занятие: разработка маршрута осмотра.
· Подготовка (конспект) экскурсии.
В рамках научно-просветительской деятельности (культурно-образовательной) осуществляется включение в образовательный процесс музейных уроков, лекций, тематических лекториев, бесед. Постоянно совершенствуются формы и методы культурно-образовательной деятельности. Музейная аудитория расширяется с введением новых образовательных целевых программ.
Впервые в 2007 году практику «Внеучебная воспитательная работа» по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» студенты проходили на базе музея с целью овладения методами воспитательной работы средствами музея. Для этого была создана программа кружка «Здравствуй, музей!» для учащихся 3-4 классов. В 2008 году данный кружок провели во второй раз. Занятия кружка в совокупности посетило 189 учащихся 3-4 классов Тотемской средней школы №3.
Материалы музея используются для научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Исследования на базе музея - это деятельность студентов по получению новых исторических знаний об истории учебного заведения, истории образования; средство организации образовательного процесса будущих учителей, социальных педагогов; способ удовлетворения потребности в познании. Материалы фондов музея - это уникальный первоисточник, служащий основой для курсовых и выпускных квалификационных работ. Исследовательские работы студентов по темам: «Роль Тотемской учительской семинарии в общественно-политической жизни города в ХIХ начале ХХ века», «Средние профессиональные учебные заведения города в ХIХ начале ХХ века», «Участие Тотемского педагогического училища в общественной жизни в 50-60 года ХХ века» восстановили педагогическую, профессиональную, общественную деятельность коллектива учебного заведения в разные исторические эпохи. С докладами студенты выступают на семинарах руководителей школьных музеев и других собраниях. Многие работы публикуются в сборниках по научно-исследовательской деятельности, например, работа Московкиной Виктории «Музейный предмет как объект исследования», работа Житнухиной Ангелины «Изучение учительских династий как условие формирования ценностного отношения к профессии учителя» и др.
Работа музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже по перечисленным направлениям является нужной и востребованной, что подтверждает хотя бы то, что с декабря 2005 года экскурсии, беседы, встречи с выпускниками, музейные уроки, выставки, проводимые в стенах нашего музея, посетило уже 2086 человек.
2. Концепция музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»
2.1 Теория вопроса: этапы создания концепции
Одна из важнейших научно-организационных задач в создании и развитии музея - разработка концепции музея образовательного учреждения. Концепция - одна из форм педагогического проектирования, документ, в котором описывается создание, развитие педагогического процесса; документ, посредством которого излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы. По словам С.И. Ожегова, концепция - это система взглядов на что-либо, основная мысль [10, 293]. Под концепцией музея образовательного учреждения следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус в музейной сети, назначение функций музея и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительские формы работы, общественно-полезную деятельность музея. Концепция музея - это своеобразная долговременная программа деятельности музея [15, 24].
Назначение концепции: изложение теории развития в конструктивной, прикладной форме. Задача концепции - определить цели, принципы и направления культурно-образовательной, просветительской, фондовой и исследовательской деятельности музея.
Идея создания концепции музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже возникла как естественное продолжение, условие развития музея и дальнейшая его интеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7).
Создание концепции музея проходило через три этапа:
1. изучение теории вопроса и анализ деятельности музеев образовательных учреждений;
2. исследование системы взглядов на музей образовательного учреждения;
3. разработка путей реализации концепции.
При создании концепции мы опирались на работы известных музееведов и историков по данной теме. Ещё в начале 20 века немецкий теоретик-музеевед А. Лихтворк оформил идею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.
Немецкий педагог и музеевед Г. Кершенштейнер создал в своих трудах концепцию «педагогики музейной экспозиции», построенную по педагогическому принципу с учётом возможности её восприятия и в соответствии с задачами образования.
Г. Фройдентоль впервые предложил термин «музейная педагогика» и занялся разработкой проблемы взаимодействия музея и школы.
Теоретик и практик музейной педагогики - Н.В. Нагорский - стал автором идеи о том, что музей является институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.
Б.А. Столяров говорит о музейной коммуникации и роли объединения усилий музея и школы в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.
Е.Л. Галпина и М.Ю. Юхневич - сторонники идеи о школьном музее как открытой системе, элементами которой являются:
· музей - ядро (центр) музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;
· интеграция музея в учебно-воспитательный процесс;
связь музея с местным сообществом.
Они же предложили идею о самовыражении музея в выборе жанра (как оптимального способа реализации самобытности).
В основу концепции музея Тотемского педагогического колледжа были положены следующие идеи:
· музей - это специфическое культурно-образовательное пространство;
· музей - это открытая педагогическая система;
· музей - это средство патриотического и гражданского воспитания;
· музей образовательного учреждения - это музей, созданный руками студентов, учащихся и для студентов, учащихся.
Для реализации концепции был выбран новый жанр музея: «музей - экскурсионное бюро».
2.2 Краткое изложение концепции
Концепция общественного музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» включает в себя:
· историю вопроса;
· концептуальные положения деятельности музея;
· основные направления деятельности музея.
В историю вопроса входят сведения о факторах, повлиявших на создание музея в педколледже; раскрыты этапы и основные направления работы его создателей:
· 2003-2004 гг. - организационно-правовая деятельность, включающая в себя разработку, обсуждение и принятие Положения о музее, Положения о Совете музея, выборы Совета музея, распределение обязанностей, организацию учёбы по систематизации, документированию, регистрации, хранению музейных предметов, комплектование фондов;
· 2004-2005 гг. - фондовая, экспозиционная деятельность, включающая в себя формирование музейных коллекций, тематических папок, регистрацию предметов музейного значения в книге поступлений, составление и утверждение тематико-экспозиционного плана;
· сентябрь - декабрь 2005 г. - оформление экспозиции, открытие музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
Концептуальные положения деятельности музея включают в себя раскрытие правовой основы музееведческой деятельности, особенности музея образовательного учреждения, цель, задачи и принципы работы музея.
Правовой основой деятельности музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже являются:
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2003 года №28-31-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
· Приказ Министерства РФ от 25 марта 1988 года №134 «Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах»;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 1998 года №658/19-15 «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»»;
· Положение о музее истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа;
· Положение о Совете музея истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа.
Музей - это специфическое культурно-образовательное пространство. Культурно-образовательная среда музея - это не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя, но и живое развивающее пространство, обладающее высокой силой информации и эмоционального воздействия. В центре музейного образования всегда находится подлинник истории и культуры. В музее информация, знания приобретают наглядность, образность, активизируют визуальное мышление, становятся эффективным средством преемственности культуры и передачи социальной памяти. Музейное образование - это процесс освоения человеком в условиях музея системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образовательными функциями музея являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4