Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт социологии и права
Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве
Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения»
на тему «Листы рабочей тетради по теме «Организация» при изучении дисциплины «Менеджмент»
Студент:_________________
Группа:_________________
Преподаватель:_________________
Екатеринбург 2009
Содержание
Введение
1. Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради
2. Практическая разработка листов рабочей тетради
2.1 Лекция
2.2 Листы рабочей тетради
3. Методика работы с листами рабочей тетради на занятии
Заключение
Список литературы
Тема: Листы рабочей тетради по теме «Организация»
Цель - разработать листы рабочей тетради по менеджменту на примере темы «Организация».
Задачи:
1) Обосновать роль рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности.
2) Представить теорию листов рабочих тетрадей.
3) Разработать модель листа рабочей тетради по менеджменту.
4) Разработать листы рабочей тетради по теме «Организация».
Применение листов рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальность листов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки школьников на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоения студентами трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации.
Дисциплина «Менеджмент» выбрана потому, что во всех учебных заведениях изучение многих профессий тесно связанно с менеджментом. Данная дисциплина включается в большинство лекций. Следовательно её разработка весьма актуальна на нынешний день. Благодаря листам рабочей тетради, можно осуществить более лёгкое усвоение материала, и проверку усвоения этого материала.
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.
С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь -- особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство.
В настоящее время у преподавателей и мастеров производственного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня педагог профессионального обучения не имеет возможности достаточно полно управлять формированием мыслительной деятельности учащихся.
Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении -- обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.
Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
· усвоение технических понятий;
· приобретение практических умений и навыков;
· формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
· развитие мышления у учащихся;
· контроль хода обучения.
Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.
Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.
Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.
Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:
· тетради для упражнений, или тренинговые тетради;
· тетради по графическому моделированию;
· семиотико-семантические тетради.
Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради -- тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.
К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора -- вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5