Рефераты. Логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия на детей с общим недоразвитием речи

p align="left">Цель - исследование наличия или отсутствия движения.

Инструкция: "Подними руки вверх, в стороны, поставь на пояс. Согни руки в локтях, сожми пальцы в кулаки, раскрой ладони".

Система оценки: 0б. - невыполнение задания, отсутствие каких-либо движений;

1б. - выполнение со 2-го раза;

2б. - верное выполнение с 1-го раза.

4. Задание: а) Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак - разжать (5-6 раз).

б) Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы - соединить вместе (5-6 раз).

в) Попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, левой, одновременно обеих рук.

г) На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот (5-6 раз).

Цель - исследование произвольной моторики пальцев рук.

Инструкция: "Смотри внимательно и повторяй все движения за мной".

Система оценки: 0б. - невыполнение задания;

1б. - нарушение темпа, неединовременность выполнения;

2б. - точное одновременное выполнение.

5. Задание: а) Вытянуть губы вперед ("трубочкой"), удержать позу. Растянуть губы в "улыбке" (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, показать верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, показать нижние зубы. Сделать это одновременно.

Цель - исследование объема и качества движений губ.

Инструкция: "Вытяни губы вперед, улыбнись. Подними верхнюю губу, опусти нижнюю, а теперь одновременно".

Система оценки: 0б. - невыполнение заданий;

1б. - наличие содружественных движений, диапазон движений невелик;

2б. - правильное выполнение.

б) Надуть левую щеку, правую, обе одновременно.

Цель - исследование объема и качества движений щек.

Инструкция: "Надуй левую щеку, правую, обе".

Система оценки: 0б. - невыполнение;

1б. - сильное напряжение, изолированное надувание не удается;

2б. - правильное выполнение.

в) Показать язык вперед "жалом", удержать. Показать широкий язык "лопаточкой", удержать. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый. Показать язык, поднять его к верхней губе. Показать язык, положить его на верхнюю губу и опустить вниз. Пощелкать языком.

Цель - исследование объема и качества движений языка.

Инструкция: "Смотри и повторяй все движения за мной".

Система оценки: 0б. - невыполнение, неправильное выполнение;

1б. - диапазон невелик, наличие содружественных движений;

2б. - правильное выполнение.

6. Задание: а) Нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Цель - исследование объема и качества движений мышц лба.

Инструкция: "Нахмурь брови, подними их, наморщи лоб".

Система оценки: 0б. - движение не удается;

1б. - содружественные движения;

2б. - правильное выполнение.

б) Легко сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Цель - исследование объема и качества движений мышц глаз.

Инструкция: "Закрой глаза, прищурь глаза, закрой правый глаз, левый".

Система оценки: 0б. - движение не удается;

1б. - наличие содружественных движений;

2б. - правильное выполнение.

в) Выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость.

Цель - исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Инструкция: "Покажи своим лицом, как ты радуешься, печалишься, боишься, удивляешься".

Система оценки: 0б. - движение не удается;

1б. - нечеткое выполнение;

2б. - четкое выполнение.

3. Серия. Исследование темпо-ритмической сферы.

1. Задание: Простучать ритмический рисунок: \\\ \ \, \\\ \ \ \\\, \\\ \ \\\ \

Цель - исследование ритмического чувства.

Инструкция: "Повтори за мной".

Система оценки: 0б. - повторение не удалось;

1б. - 1 ошибка при воспроизведении, нарушен темп;

2б. - верное воспроизведение.

2. Задание: В течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук. Затем по сигналу предлагается выполнить движение мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Цель - исследование темпа.

Инструкция: "Повторяй движения за мной, затем я хлопну, и ты продолжишь их выполнять мысленно, затем я еще раз хлопну, а ты снова продолжишь выполнять по-настоящему".

Нами предложена следующая система оценки:

0б. - задание не выполнено со 2-3-го раза;

1б. - темп нарушен;

2б. - темп нормальный.

Таким образом, максимально возможное число - 34 балла.

3. Анализ результатов

Результаты 1-ой серии экспериментального исследования.

Выполнение 1-ой серии заданий, направленных на исследование психологической базы движения, показало, что дети с логопедическим заключением "н.в. ОНР" незначительно отстают в формировании психологической базы движения.

Наибольшие затруднения вызвало 1-ое задание, направленное на исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб (см. таблица 4. 1.). Дети с ОНР 3-ий уровня также на 9% отстали при выполнении заданий, направленных на исследование произвольного торможения (№2), распределения внимания (№3) и пространственной организации (№4).

Наиболее успешно (все 3 группы набрали 100%) было выполнено 5-ое задание, направленное на исследование слухового внимания, что говорит о нормальном уровне развития слухового внимания у детей всех 3-х групп.

На первом уровне развития психологической базы движения находятся 78% детей с нормальным речевым развитием, 74% - с "нерезко выраженном ОНР", 65% - с ОНР 3-го уровня (см. таблица 4. 3.). Таким образом, можно сказать о корреляции формирования психологической базы движения с развитием речи.

При выполнении 1-го задания, дети сразу не смогли запомнить какое движение повторять нельзя (Павлов А. - "н. в. ОНР", Гражданкин М. и Егорова И. - ОНР 3-го уровня), что свидетельствует о недостаточном развитии двигательной памяти у детей с ОНР.

При выполнении 2-го задания дети группы ОНР 3-го уровня часто ошибались, не сразу останавливались по сигналу, а продолжали движение (Долгов А., Кузнецова К.), что говорит о недостаточном о развитии произвольного торможения у детей с ОНР 3-го уровня.

При выполнении 3-го задания дети всех 3-х групп испытывали трудности при единовременном выполнении движений ("норма": Кисилев Н., - 0б., Король А. - 1б.; "н. в. ОНР": Иванов М. - 0б., Макарелова Ю. - 2б.; "ОНР 3-го уровня": Бкрмистрова Д. - 1б., Радин Д. - 0б.), что свидетельствует о низком уровне развития распределения внимания и необходимости ведения работы в этом направлении.

При выполнении 4-го задания дети всех 3-х групп испытывали затруднения в пространственной ориентации, путали стороны собственного тела ("норма": Король А. - 1б., Голубев Н. - 2б.; "н. в. ОНР": Клапанова Н. - 1б., Запорожец А. - 1б.; "ОНР 3-го уровня": Дербышев Д. - 1б., Блинков В. - 2б.), что говорит о недостаточном уровне развития пространственной организации движения.

Таким образом, можно отметить, что дети с ОНР отстают в формировании психологической базы движения от детей с нормальным речевым развития; недостаточно развиты такие психические функции, как распределение внимания, ориентация в пространстве.

Результаты 2-ой серии экспериментального исследования.

Выполнение детьми 2-ой серии заданий, направленных на исследование двигательной сферы показало, что при исследовании статической координации и динамической координации движения дети всех 3-х групп показали невысокие результаты. Группа с нормальным речевым развитием - 82% и 77%, группа с "н. в. ОНР" - 68% и 73%, группа с "ОНР 3-го уровня" - 73% и 59%. Это свидетельствует об одинаково недостаточном уровне развития координации движения и о заметном отставании детей с ОНР 3-го уровня в формировании динамической координации (см. таблица 5. 1.).

3-е задание, направленное на исследование координации, переключаемости и наличия или отсутствия движения, все 3 группы выполнили без затруднений (100%), что говорит о достаточном уровне развития переключаемости и координации движений.

4-ое задание, на исследование произвольной моторики пальцев рук, группа детей с "н. в. ОНР" выполнила лучше детей с нормальным речевым развитием ("норма" - 68%, "н. в. ОНР" - 77%, "ОНР 3-го уровня" - 59%). Это можно объяснить тем, что с детьми данной группы ведется работа по развитию мелкой моторики, подготовке к школе. В целом, можно судить о недостаточном уровне развития произвольной моторики пальцев рук у детей с ОНР 3-го уровня.

При исследовании орального праксиса, дети с ОНР показали более высокие результаты, чем дети с нормальным речевым развитием, что можно объяснить наличием логопедической работы над развитием орального праксиса. Несколько заниженные результаты детей с ОНР 3-го уровня объясняется присутствием в группе 4-х детей со стертой дизартрией и ринолалией. В целом можно отметить недостаточное развитие движений губ и языка.

При исследовании мимики, все дети показали очень низкие результаты при формировании мимических поз ("норма" - 54%, "н. в. ОНР" - 32%, "ОНР 3-го уровня" - 23%), что говорит о крайне недостаточном уровне развития мимических движений у детей с ОНР.

При выполнении заданий на исследование двигательной сферы, дети испытывали различные затруднения, допускали ошибки. Выполняя задания на исследование координации движения, дети раскачивались, помогали себе руками и ногами ("норма": Пестова З. - 2б., Левичев К. - 1б.; "н. в. ОНР": Лемец А. - 1б., Андреев П. - 2б.; "ОНР 3-го уровня": Цветков И. - 1б., Долгов А. - 1б.), что говорит о недостаточном уровне развития статической и динамической координации движения.

При исследовании произвольной моторики пальцев рук были отмечены нарушения темпа движений детьми, наркшения единовременности выполнения движений ("норма": Голубев В. - 2б., Куповых С. - 1б.; "н. в. ОНР": Панфутов Д. - 1б., Воргодяев А. - 1б.; "ОНР 3-го уровня": Кузнецова К. - 1б., Радин Д. - 1б.), что говорит о недостаточном уровне развития мелкой моторики пальцев рук.

Во время выполнения проб на исследование орального праксиса, дети всех групп показали небольшой диапазон движений губ и языка. Также в группе детей с н. в. ОНР были отмечены содружественные движения (у детей со стертой дизартрией и ринолалией). В целом, можно сказать о недостаточности развития орального праксиса у всех 3-х групп.

Также было отмечено нечеткое выполнение мимических поз, детям удавалось "показать" в основном только радость и злость. Вследствие этого, мы видим необходимость ведения работы в развитии мимических мышц, формировании мимических поз.

Таким образом, анализируя результаты 2-ой серии эксперимента, можно говорить об отставании детей с ОНР от детей с нормальным речевым развитием в формировании мимических поз, в развитии координации движения и произвольной моторики пальцев рук. И о необходимости ведения работы в этих направлениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.