Рефераты. Логопедическая ритмика в системе комплексного воздействия на детей с общим недоразвитием речи

p align="left">3. Методы, используемые на логоритмических занятиях

На логоритмических занятиях используются общедидактические наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы - обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.

Приемы наглядности:

1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий - кинофильмов, картин и т.п.;

2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;

3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы - помогают осмысливанию поставленной задачи.

Приемы:

1) краткое описание и объяснение новых движений;

2) пояснение, сопровождающее показ движения;

3) указание, необходимое при воспроизведении движения;

4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;

5) вопросы для проверки осознания действий;

6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);

7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;

8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы - обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.

Заключение

Логопедическая ритмика, как показала наша работа, является необходимой для всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления общего недоразвития речи.

Анализ существующих на сегодняшний день методик по проведению логоритмических занятий свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в системе устранения ОНР разработан недостаточно. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения и развития данного направления, так как логоритмика имеет большое значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер. Кроме того, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что как раз развитие этих сфер у детей с ОНР имеет свои особенности и нуждается в дополнительной коррекционно-развивающей работе (что также говорит о большой значимости логопедической ритмики в системе устранения ОНР).

Составленный нами методический комплекс преодоления ОНР был разработан с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на ОНР. Поэтому, мы видим необходимость в продолжении работы по данному направлению с целью создания программы логоритмических занятий для детей с ОНР.

На основании всей дипломной работы можно сделать следующие выводы:

1) Психомоторика детей с ОНР имеет свои особенности.

2) Уровень развития психомоторики коррелирует с уровнем развития речи.

3) Логоритмика необходима для более эффективного преодоления ОНР.

4) Данная работа не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей с ОНР и наше исследование требует дальнейшей работы по созданию программы логоритмических занятий для детей с ОНР.

Список используемой литературы

1. Гринер В. А. "Логопедическая ритмика для дошкольников": Уч. пед. гиз., М., 1958 г.

2. Волкова Г. А. "Логопедическая ритмика": М. "Просвещение", 1985 г.

3. Гринер В. А. "Ритм в искусстве актера": М., 1966 г.

4. Руднева С., Фиш Э. "Ритмика. Музыкальное движение": М., 1972 г.

5. Хватцев М. Е. "Логопедия": М., 1959 г.

6. Правдина О. В. "Логопедия": М., 1973 г.

7. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. "Фонетическая ритмика": М. "Гуманитарный издательский центр "Владос", 1996 г.

8. Миронова С. А. "Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи": М., 1987 г.

9. Ковшиков В. А. "Принципы и методы логопедической работы": Л., 1984 г.

10. Власова Т. А. "Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии": М., 1970 г.

11. Ветлугина Н. А. "Методика музыкального воспитания в детском саду": М. "Просвещение", 1976 г.

12. Трофимова Г. В. "Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха": М., 1979 г.

13. Сермеев Б. В. "Физическое воспитание детей с нарушениями зрения": Киев, 1987 г.

14. Мастюкова Е. М. "Физическое воспитание детей с церебральным параличом": М., 1991 г.

15. Лисина М. И., Неверович Я. З. "Развитие движений и формирование двигательных навыков": М., 1970 г.

16. Бернштейн Н. А. "Очерки по физиологии движений": М., 1966 г.

17. Бернштейн Н. А. "Физиология движений и активность": М., 1990 г.

18. Вайзман Н. П. "Психомоторика детей-олигофренов": М., 1976 г.

19. Иова Е. П. "Утренняя гимнастика под музыку": М., 1977 г.

20. Журнал "Современная невропатология, психиатрия и психогигиена": М., 1936 г., том 5.

21. Журнал "Вопросы логопедии": Харьков, 1937 г.

22. Журнал "Дефектология №6": М., 1997г., Шашкина Г. Р. "Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе".

23. Белкина С. И. "Музыка и движение": М., 1983 г.

24. Пензуева Л. И. "Физические занятия с детьми 5-6 лет": М., 1988 г.

25. Голощекина М. П. "Средства и формы работы с детьми по развитию движения": М., 1978 г.

26. Пунина З. Е. "Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи": М., 1948 г.

27. Белкина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. "Музыка и движение": М., 1981 г.

28. Асафьев Б. В. "Музыкальная форма как процесс": книги 1, 2, Л., 1971 г.

29. Назайкинский Е. В. "О психологии музыкального восприятия": М., 1972 г.

30. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников": М., 1990 г.

31. Левина Р. Е. "Основы теории и практики логопедии": М., 1968 г.

32. Журнал "Дефектология №6": М., 1985 г., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Изучение детей с ОНР в специальном детском саду".

33. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. "Логопедическая работа в специальном детском саду": М., 1987 г.

34. Волкова А. С., Лалаева Р. И. "Логопедия": М., 1989 г.

35. Белякова Л. И. "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи": М., 1987 г.

Приложение

Приложение № 2

Таблица 4. 1. Количественный анализ результатов 1-ой серии эксперимента

Группа

Норма

ОНР 3 ур.

Н. в. ОНР

1.

100%

95%

95%

2.

100%

91%

100%

3.

68%

50%

59%

4.

74%

68%

73%

5.

100%

100%

100%

Таблица 4. 2. Показатели развития психомоторики по уровням (по сериям эксперимента)

Группы

Норма

Н. в. ОНР

ОНР 3 ур.

уровень

1.

1

100%

90%

82%

2

0

10%

18%

3

0

0

0

2.

1

100%

100%

82%

2

0

0

18%

3

0

0

0

3.

1

45%

36%

27%

2

45%

45%

45%

3

10%

19%

28%

4.

1

45%

45%

36%

2

55%

55%

64%

3

0

0

0

5.

1

100%

100%

100%

2

0

0

0

3

0

0

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.