Во время первого задания, направленного на исследование чувства ритма, дети контрольной группы набрали 68%, дети с н. в. ОНР - 41% и дети с ОНР 3-го уровня - 18%. Результаты говорят о заметном отставании детей с ОНР в развитии чувства ритма от детей с нормальным уровнем речевого развития.
Во время 2-го задания, на исследование чувства темпа, дети контрольной группы набрали также 68%, дети с н. в. ОНР - 50% и дети с ОНР 3-го уровня - 50%. Что позволяет сделать вывод о том, что чувство темпа у детей с ОНР развито лучше чувства ритма, однако и оно имеет свои недостатки.
При выполнении данных заданий дети испытывали трудности при повторении ритмического рисунка, допускали ошибки при воспроизведении, нарушали темп (чаще всего замедляли), некоторые вообще не смогли его повторить ("норма": Левичев К. - 2б., Куповых С. - 1б., Король А. - 1б.; "н. в. ОНР": Запорожец А. - 0б., Андреев П. - 1б., Резник И. - 1б.; "ОНР 3-го уровня": Дербышев Д. - 1б., Долгов А. - 0б., Егорова И. - 0б.), что говорит о низком уровне развития чувства ритма и чувства темпа и необходимости ведения работы в этом направлении.
Таким образом, исследование показало, что наиболее лучше у детей с ОНР развиты: двигательная память, произвольное торможение, слуховое внимание. Незначительно отстают от детей с нормальным речевым развитием в : развитии пространственной организации, статической координации. На низком уровне развития находятся такие функции, как: распределение внимания, динамическая координация, моторика пальцев рук, оральный и мимический праксис, чувство ритма и темпа.
На основании полученных результатов можно заметить, что уровень речевого и психомоторного развития коррелируют (см. приложение №8 таблица 7).
Связь движения с речью была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М. М. Кольцовой (1973 г.) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей со значительным поражением верхних конечностей.
Эти данные и результаты нашего исследования определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции руки и общей моторики ребенка.
4. Выводы
Проанализировав результаты нашего исследования психомоторики, можно сделать следующие выводы:
1) психомоторика детей с ОНР подготовительной группы значительно
ниже возрастной нормы;
2) уровень речевого и психомоторного развития коррелируют;
3) в связи с выше изложенным, проведение специальных логоритмических занятий необходимо для более эффективного преодоления ОНР.
Глава 3. Основные направления логоритмического воздействия в системе устранения ОНР у дошкольников
1. Теоретическое обоснование
Данные исследования психомоторики дошкольников с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмических занятий и включения их в программу обучения и воспитания; сегодня, практически, не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР в систему образования.
Тем не менее, логоритмические занятия играют большую роль как для всестороннего развития ребенка, так и для коррекции, формирования нарушенных или недостаточно развитых различных сфер ребенка. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями, в том числе и с ОНР.
Предлагаемые нами основные направления логоритмического воздействия на детей с ОНР, необходимо строить с учетом следующих принципов.
Принципы общедидактические:
1. Принцип системности: предопределяет последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций.
2. Принцип повторяемости: только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений, при условии соблюдения постепенности.
3. Принцип наглядности: осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом - непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения - это непосредственная наглядность. Опосредованная наглядность выступает тогда, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия (например, использование кинофильмов, графиков движений). Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.
4. Принцип доступности и индивидуализации: предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение курса.
Повышение требований тогда приводит к результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны пациенту, не превышают функциональных возможностей организма, то есть соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.
Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного статуса.
Специфические принципы:
1. Принцип развития: предполагает развитие личности человека, сохранных функциональных систем и те изменения, которые возникли в двигательной сфере и речи ребенка. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.
2. Принцип всестороннего воздействия: обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
3. Принцип комплексности: предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).
Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем.
2. Основные направления логоритмической работы с детьми с ОНР
В соответствие с результатами проведенного исследования основными направлениями логоритмического воздействия могут являться следующие: формирование психологической базы движения, формирование двигательной сферы и формирование музыкально-ритмической сферы.
2.1 Формирование психологической базы движения
Задачи: - развивать высшие психические функции;
- развивать эмоционально-волевую сферу;
- воспитывать личностные качества (волю, инициативность,..)
Формы работы: индивидуальная (развитие высших психических
функций), групповая, подгрупповая.
Средства работы: - упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения в игре на инструментах;
- музыкальная самостоятельная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы.
Упражнения, активизирующие внимание:
Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая. Дети учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Воспитывается устойчивость внимания, наблюдательность, переключение, распределение; а ведь именно эти операции особенно нарушены, как показало исследование, у детей с ОНР.
Упражнения в игре на инструментах:
Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности.
Игра на музыкальных инструментах-игрушках способствует развитию движений кисти руки, дыхания, голоса, артикуляции, слуха, темпа и ритма.
Музыкальная самостоятельная деятельность:
Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации слуха, голоса и движения, ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.
Музыкальная самостоятельная деятельность включает в себя: музыкальные занятия, на которых дети разучивают песни, игры, танцы; праздники, кукольные театры.
Игровая деятельность:
Игра имеет очень большое значение для общего развития ребенка, для его умственного и физического развития, для развития его эмоционально-волевой сферы.
В статических, малоподвижных и полуподвижных играх главным действующим элементом является эмоциональный фактор. В подвижных играх у детей воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Дети под влиянием подвижных игр хорошо физически развиваются. Музыкальное сопровождение игр ведет к развитию и закреплению полезных качеств и умений, воспитывает чувство ритма. Игры-драматизации могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Речевой материал усложняется в зависимости от этапа коррекционной работы.
Упражнения для развития творческой инициативы:
К этим упражнениям относятся: дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно стимулировать воображение и фантазию детей, обращать их внимание на различный характер музыки, на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8