5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методике обучения в зависимости от цедей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучениря и представлять её в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выолнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. Второй уровень - применение отдельных методических приёмов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приёмов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.
3. Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия.
Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. результатами его методической деятельности пользуются в основном учащиеся.
Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.
Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.
Рассмотрим основные формы методической работы педагога в профессиональном учебном заведении.
3
Педагогический совет
Основные направления деятельности педагогического совета:
1. Учебно-методическая деятельность: обсуждение вопросов деятельности учебного заведения, связанных с учебно-воспитательным процессом; анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и результатов методической работы в учебном заведении и т.п.
2. Организационно-хозяйственная деятельность: обсуждение перспективных и текущих планов работы учебного заведения, хода и результатов организационных мероприятий, производственно-хозяйственной деятельности; анализ итогов работы учебного заведения и т.п.
Пути повышения эффективности деятельности педагогического совета
Подготовка:
-- перспективное планирование содержания обсуждаемых вопросов и сроков проведения;
-- вынесение на обсуждение педагогического совета (педсовета) наиболее актуальных вопросов, определяющих постановку и повышение качества учебно-воспитательного процесса;
-- анализ итогов реализации решений предыдущих педсоветов;
-- четкое определение лиц, ответственных за подготовку конкретных обсуждаемых вопросов;
- широкое привлечение к подготовке совета инженерно-педагогических и других работников учебного заведения;
-- заблаговременная подготовка проекта решения совета и др.
Проведение:
-- деловой, целенаправленный стиль обсуждения вопросов, краткость и четкость выступлений, регламентация проведения;
-- привлечение к активному участию в обсуждении вопросов возможно более широкого круга членов совета;
-- поддержание в ходе педсовета совещательного характера и стиля его работы; не допускать превращения педсовета в очередное Инструктивное мероприятие;
-- демократический стиль проведения;
-- внимательное и уважительное отношение к высказыванию участников;
-- четкое соблюдение плана и основной направленности содержания обсуждаемых вопросов;
Реализация решений:
-- доведение решений педсовета до всех его членов, в первую очередь до лиц , ответственных за их исполнение;
-- включение решений педсовета в текущие и перспективные планы работы учебного заведения, обеспечение условий для их успешного выполнения;
-- организация четкого оперативного контроля за выполнением решений; -- систематическое информирование членов педсовета о ходе реализации принятых решений;
-- периодическое рассмотрение на очередных педсоветах информации и отчетов о реализации принятых решений.
Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности
Изучение и разработка учебно-методической документации
Организация изучения документов Государственного стандарта профессионального образования, а также нормативных документов по содержанию, организации и методике учебно-воспитательного процесса.
Обсуждение разработанной преподавателями и мастерами производственного обучения рабочей (в том числе авторской) учебно-программной документации.
Обсуждение коррективов, вносимых преподавателями и мастерами в действующую учебно-программную документацию.
Обсуждение перспективно-тематических планов, перечней учеб- но-производственных работ, учебно-технической документации, содержания контрольных тестовых заданий, проверочных и контрольных работ, экзаменационных билетов, перечней квалификационных практических (пробных) работ.
Обсуждение документации по комплексному учебно-методическому обеспечению учебного процесса и др.
Повышение качества учебно-воспитательного процесса
Анализ качества знаний и умений учащихся; обсуждение состояния и мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения.
Обсуждение вопросов организации и методики выполнения учащимися упражнений и самостоятельных работ, творческих заданий, лабораторно-практических работ, применения современных технических средств обучения, новых педагогических технологий и т.д.
Разработка мер по планированию и Осуществлению межпредметных связей специальных, общетехнических, общеобразовательных предметов и производственного обучения.
Обсуждение организационно-методических вопросов использования в учебном процессе «активных» форм и методов обучения.
Обсуждение вопросов подготовки, проведения и анализа проверочных работ (в частности, результатов тестовых проверок знаний и умений учащихся), экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся и др.
Массовые формы методической работы
Педагогические чтения -- проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования педагогического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников учебного заведения.
Примерная тематика:
-- организация и методика руководства самостоятельной работой учащихся на уроках;
-- пути и способы установления и осуществления межпредметных связей (на примерах конкретных предметов);
-- методические приемы и способы применения на уроках «активных» форм и методов обучения;
-- практика комплексного методического обеспечения учебно-воспитательного процесса по предмету;
-- воспитание навыков самоконтроля и самостоятельности учащихся на уроках производственного обучения;
-- организация методической работы по единой педагогической теме -- обмен опытом и т. п.
Научно-практические конференции -- организуются с целью ознакомления и рассмотрения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений и докладов по отдельным вопросам педагогической теории и практики на основе экспериментальных и исследовательских работ, проводимых в учебном заведении.
-- использование на уроках специальных и общетехнических предметов (производственного обучения) персональных компьютеров;
-- бригадная организация производственного обучения учащихся в учебных мастерских в процессе выпуска продукции повышенной сложности;
-- организация и методика тестового контроля качества знаний и умений учащихся;
- психолого-педагогические проблемы применения в учебном процессе дидактических игр, в частности «деловых» и «ролевых»;
-- о единстве педагогических требований к контролю и оценке преподавателями и мастерами знаний и умений учащихся;
-- организация повышения педагогической квалификации инженерно-педагогических работников с использованием разбора конкретных учебно-воспитательных ситуаций и т. п.
Инструктивно-методические совещания - проводятся с группой педагогических работников руководителями учебного заведения (или штатным методистом) с целью оперативного обсуждения и инструктирования по отдельным актуальным методическим вопросам.
- планирование учебно-воспитательной работы преподавателей;
- ведение учетной и отчетной документации;
- подготовка к проведению проверочных работ, экзаменов по предметам, итоговой аттестации учащихся;
- организация работы по комплексному учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса;
- организация совместной работы преподавателей по созданию и оснащению новых учебных кабинетов;
- организация и руководство работой кружков предметных и технического творчества учащихся;
- организация спортивных соревнований учащихся, туристических походов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов профессионального мастерства и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4