Примерные направления (тематика) работы школ:
- планирование и подготовка к урокам;
- взаимопосещение уроков участниками школы с последующим их коллективным анализом;
- посещение участниками школы уроков руководителя с последующим разбором методики и организации их проведения;
- обмен опытом участников школы по методике и организации упражнений учащихся с применением тренажёров;
- обмен опытом применения на уроках персональных компьютеров;
- разбор методики и организации демонстрации учащимся на уроках производственного обучения сложных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
- обмен опытом организации и проведения деловых игр;
- разбор методики и организации использования на уроках новых технических средств обучения;
- обмен опытом проведения "бинарных" уроков и т.п.
Экспериментальные лаборатории - группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно-исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем повышения качества подготовки в учебном заведении квалифицированных рабочих и специалистов.
Основные функции лаборатории:
- проектирование по заданию администрации новых концепций развития учебного заведения в соответствии и с учетом изменений региональных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах, а также связи с применением новых педагогических технологий;
- разработка учебно-программной документации, соответствующей новой концепции развития учебного заведения, ее экспертиза и внедрение;
- разраьботка программ опытно-экспериментальной деятельности учебного заведения и ее научно-методическое обеспечение;
- научное консультирование педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью;
-диагностика хода экспериментальных работ;
- описание и оформление результатов опытно-экспериментальной деятельности и др.
Проблемные группы - творческие лаборатории, объединяющие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или всего учебного заведения.
Основные функции проблемных групп:
- анализ индивидуальных затруднений педагогов, приведших к постановке проблемы;
- исследование состояния проблемы, требующей решения;
- исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе, или на основе использования передового опыта;
- работа по решению намеченных педагогических проблем, выдача необходимых рекомендаций.
Наиболее актуальные педагогические проблемы, для решения которых создаются проблемные группы:
- дидактическое обеспечение педагогом стандартизации образования;
- нетрадиционные формы современного урока;
- приемы и методы формирования учебной и трудовой мотивации учащихся;
- педагогические технологии развивающего типа;
- методы и приемы развития технического творчества учащихся и др.
Методический (педагогический) кабинет учебного заведения
Основные задачи:
- помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
- организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;
- организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;
- организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.
Содержание деятельности:
- организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
- организация лекций на педагогические и технические темы;
- организация и проведение методических выставок и конкурсов;
- организация педагогических практикумов, "Школ передового педагогического опыта" и др.
- организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
- организация педагогических консультаций для преподавателей;
- создание справочно-информационного фонда; обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
- организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;
- организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.
Методические материалы и документация методического (педагогического) кабинета:
- Материалы Государственного стандарта профессионального образования;
- Паспорта, перечни оснащения, каталоги, нормативы обрудованяя кабинетов, лабораторий, мастерских ;
- Образцы планирующей, учебной и отчетной документация
- Методические разработки, тексты докладов работников учебного заведения;
- Комплекты материалов для организация и проведения лабораторно-пракгических работ;
- Комплекты тестовых заданий по предметам теоретического обучения и производственному обучению;
- Нормативная и инструктивная документация -- положения, инструкции, приказы и т. п.
- Типовые (примерные) и рабочие учебные планы и программы;
- Методические материалы научных и учебно-методических организаций профессионального образования;
- Научно-педагогическая литература, педагогические журналы, газеты и другие периодические издания;
- Материалы по применению в учебном процессе «активных» форм и методов обучения, новых педагогических технологий;
- Учебники, учебные и методические пособия, справочная литература.
Передовой педагогический опыт
Сущность передового педагогического опыта:
- Новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения и воспитания;
- Систематическое воплощение в педагогической практике основных общепринятых (традиционных) форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, дающее устойчивые положительные результаты.
Основные формы и методы выявления и изучения передового педагогического опыта:
- целевые посещения и анализ уроков опытных педагогов;
- изучение передового опыта педагогов учебного заведения региональной учебно-методической организацией профессионального образования;
- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, обмен опытом их проведения;
- изучение и анализ методических материалов и документации педагогов - носителей передового опыта;
- контроль руководителями учебного заведения учебно-воспитательной деятельности педагогов (внутриучилищный контроль);
- ведение в учебном заведении картотеки передового педагогического опыта;
- ведение педагогами личных «Тетрадей передового опыта»;
- беседы руководителей учебного заведения и методистов с преподавателями;
- беседы руководителей учебного заведения и методистов с учащимися;
- изучение педагогами научно-педагогической и методической литературы и информационных материалов.
Примерная схема общего анализа -- изучения технологии урока опытного преподавателя
1. Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.
2. Способы целевои установки учащихся на качественное усвоени учебного материала урока.
З. Организация и методика проверки выполнения учащимися до- машних задании; способы активизации деятельности учащихся группы во время проверки опрашиваемого учащегося.
4. Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся (проблемное изложение, применение элементов эврисобме опытом их проведения тической беседы, постановка учащимся полутных вопросов, осуществлени «обратной связи» и т. п.).
5. Поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому (эмоциональность изложения, смена методов работы учащихся, интересные примеры, эффект удивления и т. п.).
6. Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).
7. Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).
8. Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).
9. Способы применения наглядных пособий и ТСО (сочетание их с другими методами обучения, способы и организация использования на уроке, руководство восприятием учащимися демонстрируемого, развитие при этом мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований, сочетание конкретного с абстрактным с учащимися и т.п.).
10. Контроль и оценка учебных успехов учащихся (непрерывность, обратная связь, критерии оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.).
11. Педагогический стиль преподавателя (педагогический такт во взаимоотношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и результаты и т. п.).
Памятка преподавателю по самообразованию, изучению и использованию передового педагогического опыта
Педагог в современную эпоху не может работать, руководству- ясь лишь собственными интуицией и опытом.
Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладение новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.
«Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая... Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт» (К.Д.Ушинский).
Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество -- всегда результат количества -- прочитанного осмысленного, проверенного на практике.
Страницы: 1, 2, 3, 4