Рефераты. Методическая деятельность в профессиональной школе

p align="left">Школы передового педагогического опыта - группа педагогических работников учебного заведения или ряда учебных заведений города или района, объединившихся вокруг квалифицированного педагога-новатора - руководителя школы, который передаёт им свой опыт педагогической деятельности.

Примерные направления (тематика) работы школ:

- планирование и подготовка к урокам;

- взаимопосещение уроков участниками школы с последующим их коллективным анализом;

- посещение участниками школы уроков руководителя с последующим разбором методики и организации их проведения;

- обмен опытом участников школы по методике и организации упражнений учащихся с применением тренажёров;

- обмен опытом применения на уроках персональных компьютеров;

- разбор методики и организации демонстрации учащимся на уроках производственного обучения сложных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;

- обмен опытом организации и проведения деловых игр;

- разбор методики и организации использования на уроках новых технических средств обучения;

- обмен опытом проведения "бинарных" уроков и т.п.

Экспериментальные лаборатории - группа опытных педагогов-энтузиастов, организующих и проводящих проектно-исследовательскую и экспериментальную работу в учебном заведении по разработке и апробации актуальных проблем повышения качества подготовки в учебном заведении квалифицированных рабочих и специалистов.

Основные функции лаборатории:

- проектирование по заданию администрации новых концепций развития учебного заведения в соответствии и с учетом изменений региональных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах, а также связи с применением новых педагогических технологий;

- разработка учебно-программной документации, соответствующей новой концепции развития учебного заведения, ее экспертиза и внедрение;

- разраьботка программ опытно-экспериментальной деятельности учебного заведения и ее научно-методическое обеспечение;

- научное консультирование педагогов, занимающихся опытно-экспериментальной деятельностью;

-диагностика хода экспериментальных работ;

- описание и оформление результатов опытно-экспериментальной деятельности и др.

Проблемные группы - творческие лаборатории, объединяющие опытных, творчески работающих педагогов, создаваемые для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или всего учебного заведения.

Основные функции проблемных групп:

- анализ индивидуальных затруднений педагогов, приведших к постановке проблемы;

- исследование состояния проблемы, требующей решения;

- исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе, или на основе использования передового опыта;

- работа по решению намеченных педагогических проблем, выдача необходимых рекомендаций.

Наиболее актуальные педагогические проблемы, для решения которых создаются проблемные группы:

- дидактическое обеспечение педагогом стандартизации образования;

- нетрадиционные формы современного урока;

- приемы и методы формирования учебной и трудовой мотивации учащихся;

- педагогические технологии развивающего типа;

- методы и приемы развития технического творчества учащихся и др.

Методический (педагогический) кабинет учебного заведения

Основные задачи:

- помощь руководителям и педагогам в повышении качества учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;

- организация пропоганды и использования в учебно-воспитательном процессе передового педагогического опыта;

- организация и проведение мероприятий по повышению педагогической и методической квалификации педагогических работников;

- организация службы научно-педагогической информации в учебном заведении.

Содержание деятельности:

- организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;

- организация лекций на педагогические и технические темы;

- организация и проведение методических выставок и конкурсов;

- организация педагогических практикумов, "Школ передового педагогического опыта" и др.

- организация педагогических чтений, научно-практических конференций;

- организация педагогических консультаций для преподавателей;

- создание справочно-информационного фонда; обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;

- организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;

- организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.

Методические материалы и документация методического (педагогического) кабинета:

- Материалы Государственного стандарта профессионального образования;

- Паспорта, перечни оснащения, каталоги, нормативы обрудованяя кабинетов, лабораторий, мастерских ;

- Образцы планирующей, учебной и отчетной документация

- Методические разработки, тексты докладов работников учебного заведения;

- Комплекты материалов для организация и проведения лабораторно-пракгических работ;

- Комплекты тестовых заданий по предметам теоретического обучения и производственному обучению;

- Нормативная и инструктивная документация -- положения, инструкции, приказы и т. п.

- Типовые (примерные) и рабочие учебные планы и программы;

- Методические материалы научных и учебно-методических организаций профессионального образования;

- Научно-педагогическая литература, педагогические журналы, газеты и другие периодические издания;

- Материалы по применению в учебном процессе «активных» форм и методов обучения, новых педагогических технологий;

- Учебники, учебные и методические пособия, справочная литература.

Передовой педагогический опыт

Сущность передового педагогического опыта:

- Новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения и воспитания;

- Систематическое воплощение в педагогической практике основных общепринятых (традиционных) форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса, дающее устойчивые положительные результаты.

Основные формы и методы выявления и изучения передового педагогического опыта:

- целевые посещения и анализ уроков опытных педагогов;

- изучение передового опыта педагогов учебного заведения региональной учебно-методической организацией профессионального образования;

- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий, обмен опытом их проведения;

- изучение и анализ методических материалов и документации педагогов - носителей передового опыта;

- контроль руководителями учебного заведения учебно-воспитательной деятельности педагогов (внутриучилищный контроль);

- ведение в учебном заведении картотеки передового педагогического опыта;

- ведение педагогами личных «Тетрадей передового опыта»;

- беседы руководителей учебного заведения и методистов с преподавателями;

- беседы руководителей учебного заведения и методистов с учащимися;

- изучение педагогами научно-педагогической и методической литературы и информационных материалов.

Примерная схема общего анализа -- изучения технологии урока опытного преподавателя

1. Способы актуализации знаний учащихся, полученных на прошлых уроках и в процессе производственного обучения.

2. Способы целевои установки учащихся на качественное усвоени учебного материала урока.

З. Организация и методика проверки выполнения учащимися до- машних задании; способы активизации деятельности учащихся группы во время проверки опрашиваемого учащегося.

4. Способы построения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся (проблемное изложение, применение элементов эврисобме опытом их проведения тической беседы, постановка учащимся полутных вопросов, осуществлени «обратной связи» и т. п.).

5. Поддержание интереса и внимания учащихся к изучаемому (эмоциональность изложения, смена методов работы учащихся, интересные примеры, эффект удивления и т. п.).

6. Развитие самостоятельности учащихся (способы организации работы с книгой, применение карточек-заданий, решение количественных и качественных задач продуктивного характера и т. п.).

7. Индивидуализация процесса обучения (выдача разных по сложност и трудности задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование сложности вопросов в процессе беседы, про- ведение учащимися взаимопроверок, более частый контроль «слабых» учащихся и т. п.).

8. Способы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей (опора на ранее приобретенные знания и умения, побуждение учащихся объяснять новые факты, явления, закономерности на основе знаний по смежным предметам, единство трактовки
законов и теорий, изучаемых в разных предметах и т. п.).

9. Способы применения наглядных пособий и ТСО (сочетание их с другими методами обучения, способы и организация использования на уроке, руководство восприятием учащимися демонстрируемого, развитие при этом мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований, сочетание конкретного с абстрактным с учащимися и т.п.).

10. Контроль и оценка учебных успехов учащихся (непрерывность, обратная связь, критерии оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.).

11. Педагогический стиль преподавателя (педагогический такт во взаимоотношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и результаты и т. п.).

Памятка преподавателю по самообразованию, изучению и использованию передового педагогического опыта

Педагог в современную эпоху не может работать, руководству- ясь лишь собственными интуицией и опытом.

Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладение новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.

«Факт сам по себе ничто, важна только идеальная сторона факта мысль, из него вытекающая и им подкрепляемая... Передается мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт» (К.Д.Ушинский).

Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество -- всегда результат количества -- прочитанного осмысленного, проверенного на практике.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.