Рефераты. Методическая деятельность в профессиональной школе

p align="left">Неудачи в применении чужого опыта объясняются механически перенесением опыта на свою почву.

При изучении передового опьта не следует увлекаться поискам только «ультранового», педагогических новаций и проходить мимо обычной добросовестной работы педагогов, секрет успеха которой в систематическом воплощении в жизнь важнейших дидактически и методических принципов и правил, как традиционных так и новых.

Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший уже достигнутое, может и должен служить образцо для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе.

Опираясь на найденное другими, ищите сами. При этом рождается своя система работы, а не скопированная.

При организации самообразования необходимы плановость и избирательность. «Самообразование вообще» никогда не приноси желаемых результатов. Самое опасное в самообразовании -- формализм.

Каждый педагог имеет пусть маленький, но свой опыт, и проста «пересадка» чужого опыта приводит к его отторжению.

Двигаясь вперед, в ногу со временем, создавая новое, не разрутлайт старого, многократно себя оправдавшего!

Типовая схема методической разработки изучения темы специального предмета

1. Характеристика темы:

место темы в курсе; связь с предыдущими темами с содержанием производственного обучения; объем и уровень усвоения знаний и умений; основные образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи.

2. Перспективно-тематический план изучения темы.

З. Рекомендации по сообщению и восприятию учебного материала учащимися (по теме в целом и применительно к характерным урокам):

организация изучения материала темы; методические приемы изложения (сообщения) учебного материала, использования наглядных пособий и ТСО; место, содержание, организация и методика проведения эвристических бесед, самостоятельного изучения нового учебного материала по учебнику и другим источникам; способы осуществления межггредметных и внутрипредметных связей; способы решения основных воспитательных и развивающих задач темы; рекомендации по применению «активных» и нетрадиционных форм и методов изучения нового учебного материала темы.

4. Рекомендации по закреплению, совершенствованию и применению знаний и умений учащихся:

вопросы «продуктивного» характера для закрепления и повторения; задания для проведения упражнений и самостоятельных работ; рекомендации по организации и методике проведения упражнений и самостоятельных работ; тематика, организация и методика проведения семинарских занятий и практикумов по материалу темы; способы решения воспитательных и развивающих тематических задач; рекомендации по применению «активных» и нетрадиционных форм и методов закрепления и применения знаний и умений.

5. Рекомендации по контролю и оценке знаний и умений учащихся:

основные контрольные вопросы «продуктивного» характера по теме; образцы заданий для письменных контрольных работ; образцы карточек-заданий и тестов; рекомендации по организации и методике контроля и оценки знаний и умений учащихся (в частности, тестирования); рекомендации по применению нетрадиционных форм и методов контроля и оценки знаний и умений учащихся.

6. Домашние задания:

работа с книгой; «продуктивные» количественные и качественные задачи; обобщающие таблицы; межгiредметные задания; анализ и разработка технологических процессов выполнения типичных учебно-производственных работ и т. п.

7. Рекомендации по проведению лабораторно-практических работ (при необходимости):

перечень лабораторно-практических работ по теме; график проведения; задания-инструкции; формы отчетов; краткие рекомендации по методике и организации проведения.

8. Список литературы:

учебники и учебные пособия для учащихся; методические пособия для преподавателя; справочная литература; дополнительная литература.

Подготовка методических разработок (докладов, статей, материалов педагогической информации), отражающих передовой педагогический опыт преподавателя

Подготовка методических разработок -- одна из наиболее распространенных форм письменного обобщения собственного педагогического опыта преподавателями с целью систематизации и раскрытия наиболее эффективных организационных форм, методов и средств осуществления учебно-воспитательного процесса.

Основные этапы работы по подготовке методических разработок:

-- определение и четкая формулировка темы методической разработки (доклада, статьи и т. п.) и ее названия;

-- изучение педагогической и методической литературы, других материалов по теме разработки;

-- систематизация собственных материалов, отражающих опыт по избранной теме;

-- продумьивание структуры методической разработки, основных выводов и рекомендаций;

- разработка плана-проспекта методической разработки (статьи, доклада, информационного материала и т. п.), отражающего основные ее разделы и краткое содержание основных положений, суждений, оценок и т. п., общую логику подачи материала.

Примерная типовая схема методической разработки

Вступительная часть (введение, первые разделы):

-- изложение современных задач совершенствования учебновоспитателюл iого процесса -- выход на тему (проблему) методической разработки;

-- анализ состояния проблемы в теории и на практике;

-- анализ имеющихся трудностей и нерешенных проблем в практике учебно-воспитательного процесса применительно к теме разработки;

-- мотивировка, обоснование актуальности темы методической разработки (статьи, доклада и т.п.).

Основная часть -- изложение сути методической разработки (статьи, доклада):

-- раскрытие путей, педагогических средств, рекомендаций по повышению качества обучения, развития, воспитания учащихся, составляющих сущность передового опыта, применительно к теме методической разработки;

- теоретическое обоснование предлагаемых педагогических средств;

- факты, примеры, результаты экспериментов и т.п., подтверждающие и углубляющие раскрытые педагогические средства;

-- анализ положительных изменений, достигнутых в результате применения предложенных организационных форм, методов, методических приемов, средств обучения, воспитания и развития учащихся;

-- обоснование новизны предлагаемых педагогических средств по сравнению с общепринятьими.

Заключительная часть -- выводы, предложения, перспективы:

-- краткая формулировка основной сути описанного передового опыта в обобщенной форме;

- обоснование выявленных педагогических закономерностей и практических рекомендаций;

-- показ путей и способов использования предложенных рекомендаций в широкой педагогической практике;

- раскрытие перспектив дальнейшего совершенствования опыта по теме.

Рекомендации по подготовке и отработке содержания текста методической разработки

При подготовке методических разработок следует руководствоваться следующими рекомендациями:

-- отражать только главное, существенное, определяющее получение высоких учебно-воспитательньтх результатов;

-- следить, чтобы логика и содержание излагаемого отражали основную тему методической разработки (доклада, статьи, информационного материала), а таюке название соответствующих ее разделов;

- каждую мысль, положение, рекомендацию излагать полностью, до конца, но не стремиться к <всеохватности», памятуя правило «лучше меньше, да лучше»;

-- всегда «ставить» себя на место читателя, слушателя, учитывать их потребности и уровень подготовленности;

-- раскрывать не только собственный опыт, но и основную идею, составляющую педагогическую суть рекомендации;

-- каждое новое теоретическое положение или практическую, прикладную рекомендацию подкреплять примерами -- типичными, убедительными, яркими, рассчитанными на возможно больше количество читателей, слушателей;

-- излагать материал четко и доказательно;

-- содержание рукописи раскрывать достоверно, убедительно, технически и методически грамотно, придерживаясь нормативных требований, установок, рекомендаций, отступления обосновывать;

-- раскрывая опыт, намечать пути и направления его развития;

-- избегать излишней наукообразности; стремиться к доходчиному, образному, простому изложению, в рекомендательной форме, с элементами дискуссионности;

-- при подготовке рукописи статьи, информационного материала и т. п. широко использовать табличную форму подачи материала как наиболее наглядную и емкую.

Заключение

Проведенное изучение литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.

2. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование.

3. Личностно-профессиональное становление педагога - это непрерывный, динамичный и поэтапный процесс личностных и деятельностных изменений, отличающихся внутренней динамичностью, глубинной духовно-практической работой по самопреобразованию, возможной при условии наличия «личностно-профессионально-смыслового потенциала» научно-методической работы.

4. Эффективность личностно-профессионального становления в методической работе обеспечивается реализацией ее модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные компоненты (мотивационно-целевой, управленческий, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный) и ориентированной на развитие личностного и профессионального потенциала педагога.

Литература

1. Зазюм И.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989.- С.34-64

2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д:Феникс, 2005. - 212 с.

3. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.: АРТ, 1994. - 205 с.

4. Лукашов В.С. Методологическая культура преподавателя. - М.: АРТ-Пресс, 1993.- 265 с.

5. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. М.: Академия, 2008. - 442 с.

6. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-М.: Академия, 1997.-267 с.

7. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. - Волгоград: Учитель, 2007. - 141с.

8. Никишина И.В. Организация внутришкольной методической работы: методические рекомендвции.- Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.

9. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А. Зазюна. - М.: Просвещение, 1989.-208 с.

10. Педагогика/под ред. Смирнова С.А.М.:Просвещение, 1999.-235 с.

11. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256 с.

12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т./ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение.-Т.1. - С.569

13. Скакун В.А. Методика перподавания специальных предметов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 128с.

14. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 160 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.