Рефераты. Методические особенности изучения темы "Подобные треугольники" в средней общеобразовательной школе

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Рис. 1

Рис. 3

Рис. 5

Рис. 2

Рис. 4

Рис. 6

Учитель

Ученики

Исследуйте свои пары треугольников. Подумайте, что вы можете сказать об их соответствующих элементах.

(Делаю записи на доске под диктовку детей).

Работают в парах и делают выводы.

Д

2 ряд

3 ряд

А = А1=50о

К = К1=40о

M = M1=20о

В = В1=65о

S = S1=90о

P = P1=135о

С = С1=65о

O = O1=50о

E = E1=25о

AB/A1B1=BC/B1C1=AC/A1C1=1/2

K1S1/KS=K1O1/KO=S1O1/SO=2

M1E1/ME=M1P1/MP=P1E1/PE=2

Учитель

Ученики

Как вы думаете, как их можно назвать?

Называются эти треугольники подобными треугольниками. Тема нашего урока: “Подобные треугольники”.

Равноугольные. Похожие.

Открывают тетради, записывают дату и тему урока.

III. Изучение нового материала

Деятельность:

Учитель

Ученики

Два треугольника называются подобными, если углы одного треугольника соответственно равны углам другого треугольника, и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника.

Сходственные стороны это стороны лежащие напротив равных углов.

То есть для того чтобы узнать, подобны треугольники или нет, какие условия надо проверить?

А сейчас я хочу посмотреть, как вы поняли новую тему. Давайте решим несколько задач.

IV. Закрепление изученного материала

Задача 1

Дано: ABC, A1B1C1; А=63о;

В=56о; AB=4, BC=3, AC=6;

A1=63о; B1=56о; A1B1=8, B1C1=6, A1C1=12. Определить, подобны ли треугольники.

Задача 2

Дано: ABC ~ A1B1C1; А=30о;

B=85о; С=65о;

Найти: А1; B1; С1.

Задача 3

Дано: ABC ~ A1B1C1;

AB=3, BC=4, AC=6, А1В1=12.

Найти: B1C1, A1C1.

Задача 4

№ 542 (из учебника)

В подобных треугольниках АВС и KMN стороны АВ и KN, ВС и MN являются сходственными. Найдите стороны треугольника KMN, если АВ = 4 см, ВС = 5 см, СА = 7 см, КМ/АВ = 2,1.

Чертят в тетради два подобных треугольника и записывают

АВС ~А1В1С1

1) 1) А = А1, В = В1, С = С1

2) AС/A1C1=AB/A1B1=BC/B1C1=k, где k - некоторое число, коэффициент подобия.

Надо чтобы выполнялись оба условия определения.

Данные треугольники подобны, так как выполняются оба условия определения.

А1=300; B1=850; С1=650 по определению подобных треугольников.

Так как треугольники подобны, то

АВ/А1В1= ВС/В1С1, 3/12=4/ В1С1,

В1С1=16 см.

Аналогично рассуждая А1С1=24 см.

V. Подведение итогов

Деятельность:

Учитель

Ученики

Что нового узнали на уроке?

Сформулируйте его.

Как определить какие стороны являются сходственными?

Оцените степень понимания темы. Запишите на полях тетради один из вариантов:

всё усвоил хорошо;

усвоил, но не всё;

не совсем усвоил;

не усвоил.

Определение подобных треугольников.

Два треугольника называются подобными, если углы одного треугольника соответственно равны углам другого треугольника, и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника.

Сходственные стороны лежат напротив равных углов.

VI. Домашнее задание

Придумать способ измерения высоты пирамиды.

№ 541, п. 57, Атанасян Л. С., “Геометрия 7 -- 9 класс”

№541.

Подобны ли треугольники АВС и DEF, если А=106о, B=34о,Е=106о,

F=40о, АС = 4,4 см, АВ = 5,2 см, ВС = 7,6 см, DE = 15,6 см, DF = 22,8 см, EF = 13,2 см?

Способ измерения высоты пирамиды.

- Мой рост три царских вавилонских локтя (около 555 мм). А вот моя тень. Её длина такая же. И какой бы предмет не взял именно в это время, тень от него, если ты поставишь его вертикально, точно равна длине предмета. Этот предмет и его тень образуют прямоугольный треугольник; знай же, что такие треугольники подобны. А теперь измерим длину этой тени от основания пирамиды, прибавим к ней половину этого основания, и получим высоту пирамиды. Основание точный квадрат, а тень перпендикулярна его основанию. Фалес вынул из - под хитона тонкую верёвку, разделил её узелками на равные части. Расстояние между ними соответствовало царскому локтю. Он закрепил верёвку в конце тени и протянул её к середине основания пирамиды - 56 локтей. Прибавил 207 локтей - половину измеренного расстояния - к 56 он сказал - 263 локтя - такую высоту имеет пирамида.

Заключение

Понятие подобия является одним из важнейших в курсе планиметрии. Поэтому изучение данной темы является одной из основных задач обучения геометрии в школе.

В ходе решения задач, поставленных в этой работе были получены следующие результаты:

На основе теоретического анализа математической, учебной и методической литературы, определены основные понятия, предложения и методика их введения, структура изложения материала.

Разработана доступная методика изучения темы «Подобные треугольники» основанная на заданиях устного характера.

Организованны и проведены пять уроков по теме «Подобные треугольники», одна самостоятельная и контрольная работа по разработанной методики.

В результате проводимых уроков выяснилось, данная методика повышает уровень знаний учеников, что показывает анализ контрольных работ в двух классах.

На основе теоретического анализа математической, учебной, психологической и методической литературы и проведенной опытно-экспериментальной работы, следует, что если в процессе изучения данной темы использовать специально разработанную методику, направленную на решение задач устного характера, то можно выявить методические особенности изучения темы «Подобные треугольники». Применение данных методов стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию учащихся за счет повышения уровня логического мышления, памяти, речи и внимания.

Таким образом, в результате выполненной работы была подтверждена гипотеза и достигнута цель - выявлены методические особенности изучения темы «Подобные треугольники» в средней общеобразовательной школе.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что применение данных рекомендаций делает более доступной для учеников эту тему и позволяет вводить ее в соответствии с тем местом, которое она занимает в научной геометрии.

Список литературы

1.
Александров А.Д. Геометрия 7-9.-М.: Просвещение, 1992

2. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 1990 Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. средн. Шк. / Л.С.Атаносян, С.Б.Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 1990.

3. Атанасян Л.С. Геометрия: Учебное пособие для студентов физ. мат. факультетов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1987

4. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003

5. Атанасян Л. С., Денисова Н. С., Силаев Е.В. Курс элементарной геометрии. - М.:Сантакс-Пресс,1997,ч.1.

6. Бевз Г.П. Геометрия 7-11.-М.: Просвещение, 1992

7. Вернер А.Л., Кантор Б.Е., Франгулов С.А. Геометрия. Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997, часть 1

8. Глейзер Г.И. История математики в школе 7-8 классы: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982

9. Гусева Т.М. Признаки подобия треугольников.- М.// Первое сентября, приложение «Математика», 1999, №28

10. Жохов В.И., Карташёва Г.Д., Крайнева Л.Б. Уроки геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителей к учебнику Атанасяна Л.С. -М.: Вербум-М, 2003

11. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Т. Задачи по геометрии. - М.: Просвещение, 2000

12. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: книга для учителя/ Л.С. Атанасян и др.-М.: Просвещение, 2003

13. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. Т.2-М.: Наука,1968

14. Кукарцев Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах для 7-9 классов. - М.: Аквариум, 1999

15. Моденов П.С. Геометрия преобразования. - М.: Издательство московского университета, 1961

16. Никольский С.Н. Подобные треугольники. - М.//1-ое сентября, приложения «Математика», 1999, №3

17. Никулин А.В. Геометрия на плоскости. - Минск: Попурри, 1996

18. Перепёлкин Д.И. Курс элементарной геометрии. - М.: Гостехиздат,1949

19. Погорелов А.В. Геометрия 7-11.-М.: Просвещение, 1993

20. Погорелов А.В. Элементарная геометрия. - М: Наука,1974

21. Преобразования и построения: учебное пособие. / Л. В. Львова. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.

22. Шапиро И.М. Практикум по дидактике математики.- Барнаул: издательство БГПУ, 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.