Рефераты. Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

p align="left">На каждом из уровней подготовки самостоятельная работа студентов есть обязательное условие, которое должно быть соблюдено для достижения проектируемых результатов обучения.

Правильная (психологически и дидактически обоснованная) организация СРС при изучении каждой дисциплины - это один из основных педагогических путей развития и становления творческих качеств личности учащегося на каждом уровне обучения.

Из дидактики следует, что для непрерывного развития учащегося и становления его как творческой личности все элементы содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой и оценочной деятельности), выделенные в рамках определенной дисциплины, должны быть им усвоены с установкой на перенос и активное использование.

Каждого студента по каждой учебной дисциплине нужно снабдить комплектом учебно-методических материалов, помогающих ему организовывать самостоятельную.

В такой комплект обязательно должны входить:

· программа, адаптированная для студента;

· учебная литература (учебник, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ);

· система заданий для самостоятельной работы студентов;

· методические указания по организации самостоятельной работы при выполнении заданий по разным видам занятий, включая и курсовые работы (проекты).

Учебная литература по содержанию и последовательности представления материала должна соответствовать программе. Объем, научный уровень и стиль изложения должны позволять каждому студенту самостоятельно усвоить приведенный в ней материал за время, отведенное на его изучение, и овладеть знаниями, умениями, видами деятельности, перечисленными в программе. Для обеспечения терминологической однозначности в системе знаний, усваиваемых студентом, каждое учебное пособие (или другой вид учебной литературы) должно содержать словарь основных терминов, используемых в нем.

Задания для самостоятельной работы должны быть конкретными.

Их содержание, соответствуя программе, должно знакомить студентов с современными методами решения задач данной дисциплины.

Структура заданий должна соответствовать принципу доступности: от известного к неизвестному и от простого к сложному, а трудоемкость - времени, выделенному программой на самостоятельную работу по изучению данной темы. В заданиях следует указывать знания и умения, которыми должен овладеть студент по мере их выполнения. Кроме того, в них нужно включать вопросы для самоконтроля и взаимного контроля, тесты и контрольные вопросы для оценки и самооценки уровня усвоения знаний, сформированности умений.

Каждый из названных учебно-методических материалов влияет в большей степени на один из этапов усвоения знаний и видов деятельности, но одновременно способствует осуществлению других этапов и более полной реализации их задач.

Так, программа с четко выделенной целью и перечнем задач, влияющих на ее достижение, определяет мотивационный этап и способствует организации деятельности на всех остальных, указывая последовательность изучаемых разделов, сроки контроля.

Учебная литература служит информационной основой, прежде всего для ориентировочного этапа. В то же время работа с литературой усиливает мотивацию, если изложение материала по уровню сложности соответствует зоне ближайшего развития студента; помогает осуществлению исполнительского и контрольного этапов, если в ней указаны особенности выполнения заданий, даны контрольные вопросы.

Задания для самостоятельной работы организуют исполнительский этап, задавая последовательность видов деятельности, необходимых для усвоения знаний и приобретения умений. Так как задания содержат средства контроля, то они определяют и контрольный этап.

Вопросы и задачи в заданиях требуют от студента не только воспроизведения знаний, но и проявления творчества, формируют и развивают его опыт творческой деятельности. Это расширяет основы мотивации, усиливает и укрепляет ее. В целом содержание и структура заданий, отвечающих перечисленным требованиям, позволяет регулярно занимающимся студентам получать удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. Такой эмоциональный фон, в свою очередь, формирует положительное отношение к выполненному делу, а через него - и к изучаемой дисциплине.

Таким образом, создание для каждой учебной дисциплины рассмотренного комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, опыта творчества, Снабжение таким комплектом каждого студента - необходимое условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей как вида познавательной деятельности, метода и средства учения и преподавания.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1 Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы

Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения.

Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы студенты не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.

Поэтому очень важно, что все большее число авторов извлекают и обобщают доступные им информационные ресурсы, особенно в сфере профессиональных знаний, и издают методические материалы, предлагая свои оригинальные методики изложения содержания дисциплин, основанные на их собственном практическом опыте ведения учебных занятий, совмещенного с практической деятельностью и лучшим, на их взгляд, опытом.

Но нельзя не обратить внимание на одно недопустимое явление - издания одного и того же уровня (т.е. имеющего официальные грифы), отличаются между собой не только количеством страниц, красочной обложкой и маститыми рецензентами, а что важнее - актуальностью, точностью и современностью ссылок, наличием дидактического аппарата или отсутствием такового.

Например, анализ новых учебников (2005 - 2006 года издания) по управлению качеством, говорит о том, что наличие солидного грифа вовсе не гарантирует качества.

Можно попытаться провести качественный анализ всего процесса учебно-методической деятельности и исследовать факторы, влияющие на его результат - учебные издания. Для этого можно применить метод SWOT-анализа:

- определить сильные стороны и возможности, обусловленные ими;

- отразить слабые стороны и выявить возможные угрозы.

Для SWOT-анализа использовалась систематизированная информация по выявленным несоответствиям, полученная на основе аудита качества учебно-методической литературы, результатов рецензирования и редактирования (Приложение 1).

Результаты этого анализа привели к пониманию того, что понятие качества учебной литературы все-таки необходимо установить. Для этого вначале рассмотрим некоторые концептуальные положения, относящиеся к понятию качества, как к категории.

Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Этот же стандарт устанавливает, что термин «присущий» относится к постоянным (не присвоенным) характеристикам (это значит, что учебная литература должна быть предназначена для процесса обучения, приобретения знаний и навыков, а значит иметь все присущие ей атрибуты).

Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Под обязательными потребностями и ожиданиями следует понимать требования учебного плана специальности и учебной программы по дисциплине (внутренние нормативные требования), ГОС ВПО, стандартов, технических регламентов и др. нормативных документов, используемых при изучении дисциплины (внешние нормативные документы).

К установленным потребностям и ожиданиям относятся потребности и ожидания студентов и их будущих работодателей,, а предполагаемыми будут их потребности и ожидания, выявленные путем социологических исследований всех заинтересованных сторон (актуальность в научном плане, направленность на решение проблем региональной и национальной экономики).

Кроме того, применение процессного подхода при построении системы менеджмента качества учебного заведения, позволяет определить учебную литературу как вспомогательную (интегрированную) продукцию, обеспечивающую требуемый уровень качества основной продукции учебного заведения - выпускника.

Исходя из этих предпосылок необходимо разработать уровни качества издаваемой учебной литературы, отражающие всю меру полноты закладываемых требований к каждому уровню, с помощью которых достигается качество, например, удовлетворяются требования потребителей учебной литературы.

2.2 Органолептический метод как основной для оценки качества учебника

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле

Nj=?kipij

где - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;

- коэффициент значимости i-го показателя качества (от 2 до 5);

- оценка степени реализации в j-м учебнике i-го показателя качества.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Оценка качества учебников

№ п/п

Показатель качества

Коэффициент значимости к;

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1

Учебник 2

Учебник 3

Итого

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность учебного материала, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.