· соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);
· представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);
· соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).
Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:
· простоту языка и доступность изложения материала (к=5);
· достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);
· количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).
Реализацию требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить следующими показателями:
· четкостью рубрикации учебника (к=3);
· соответствием ее программе (к=4);
· соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);
· равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).
Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:
отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);
отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).
Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.
Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).
Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету ( Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:
· выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;
· определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;
· определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;
· определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;
· определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.
Из всех видов анализа органолептический метод является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.
Целью применения данного метода является установление:
· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.
Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками. Основной учебник он рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие - М.: Инфра-М., 2009г.
2. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 260 с.
3. Бурлюкина Е. В.,Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.
4. Жиделев М.А. Современные методы обучения. - М.: Высш. шк.; 1985.
5. Методика определения качества учебников и учебно-методических комплексов./Авторы - составители: К.С. Кудайбергенова Г.М. Нурпеисова./ РИПКСО, 2000.
6. Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
7. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пос. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.
8. Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
9. Ленин В.И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973;
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
11. Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917-1973, М., 1974;
12. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1997.
13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996..
14. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
15. Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962;
16. Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1-4, М., 1974-76;
17. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 160 с.
18. http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253
19. http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
SWOT-анализ учебно-методической деятельности.
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Развитая внутренняя нормативно-методическая база (документы СМК)
2. Высокий профессионализм преподавателей
3. Наличие различных видов информационных ресурсов и инфраструктуры
4. Развитая система педагогической переподготовки (ФППК)
5. Наличие современных активных обучающих методик (ФППК)
6. Активная работа методического совета и его секций
7. Заинтересованность ППС в качестве издаваемой учебной литературы и признании своих результатов
8. Нацеленность межфункциональных групп (групп по разработке документов СМК) на совершенствование процесса учебно-методической деятельности
9. Наличие квалифицированных специалистов и преподавателей по издательской деятельности
10. Информационная грамотность и подготовленность ППС к работе с программными продуктами
11. Увеличение объемов прикладных научных исследований и научно-технических услуг по отдельным направлениям, которое сказывается на повышении научного уровня учебной литературы в области профессиональных и специальных знаний
1. Отсутствие организационных структур, обеспечивающих издательскую обработку рукописей (набор текста, подготовка оригинал-макета)
2. Низкая пропускная способность структур, обеспечивающих издание учебной литературы
3. Устаревшее полиграфическое оборудование, не позволяющее изготавливать современную качественную полиграфическую продукцию
4. Отсутствие формализованных процедур и критериев формирования планов издания учебной литературы
5. Длительная процедура издания
6. Несогласованность нормативов минимально-необходимого комплекта учебной литературы по дисциплине
7. Отсутствие четких критериев качества издаваемой литературы
8. Формальный подход к рецензированию
9. Консерватизм части преподавателей, сопротивляющихся новациям
10. Проблемы защиты авторских прав
11. Наличие критериев переизбрания ППС на должность, приводящих к низкой мотивации к разработке качественной учебной литературы
12. Слабая нацеленность учебной литературы на использование в самостоятельной работе (содержание проблемных вопросов и ситуационных задач)
13. Несовершенство междисциплинарных связей (между дисциплинами новых специальностей)
14. Частые случаи наличия ссылок на отмененные нормативные документы (законы, стандарты и т.д.)
15. Недостаточное наличие справочно-информационной литературы для студентов
16. Низкая эффективность работы методических комиссий факультетов
Возможности
Угрозы
1. Установление четких критериев оценки качества учебной литературы
2. Разработка и издание востребованной другими вузами учебной литературы (в рамках УМО по специальности)
3. Разработка системы признания результатов учебно-методической деятельности, увязка ее с процедурой переизбрания на должность
4. Создание процедуры мониторинга качества издаваемой учебной литературы в соответствии с критериями качества
5. Разработка прозрачной системы планирования издания учебной литературы
6. Разработка мотивационных стимулов для рецензентов учебной литературы
7. Усиление статуса методических комиссий факультетов, распределение полномочий и ответственности в рамках их работы
8. Модернизация полиграфической и издательской базы, создание издательства на базе имеющихся организационных структур
9. Возможность использования потенциала языковых кафедр и студентов, обучающихся по направлению «Документоведение» в издательской деятельности
1. Неудовлетворенность студентов содержанием учебной литературы и проведением практических занятий
2. Низкая мотивация студентов к активной познавательной работе
3. Убыстряющееся отставание за изменениями законодательной базы и рынка труда для выпускников
4. Снижение конкурентоспособности выпускников
Страницы: 1, 2, 3, 4