Рефераты. Методические подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования

p align="center"> ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.

Учебники:

1. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.

2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие - М.: Инфра-М., 2009г.

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.

Таблица 1 - Оценка качества учебников

п/п

Показатель качества

Коэф. Значимости

Оценка степени реализации показателя качества

Учебник 1

Учебник 2

1)

Соответствия логики построения базовой науки и материала предмета.

К=3

3*3=9

3*3=9

2)

Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития.

К=4

4*4=16

4*3=12

3)

Соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке.

К=4

4*4=16

4*3=12

4)

Простота языка и доступность изложения материала.

К=5

5*5=25

5*4=20

5)

Достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала и отдельных его тем.

К=3

3*2=6

3*3=9

6)

Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения.

К=4

4*3=12

4*3=12

7)

Четкость рубрикации учебника.

К=3

3*3=9

3*2=6

8)

Соответствие программе.

К=4

4*3=12

4*3=12

9)

Соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе.

К=5

5*4=20

5*3=15

10)

Равномерность распределения объема материала между темами учебника.

К=4

4*4=16

4*3=12

Итого:

141

119

Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебного пособия под номером 1. В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе. Я считаю этот учебник более подходящим для изучения данного предмета.

Таблица 2 - Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника

Рубрика учебной программы

Рубрика учебника

Раздел 1. Отрасль в условиях рынка.

Отраслевая структура экономики.

Раздел 2. Производственная структура предприятия.

+

Раздел 3. Ресурсы промышленности и эффективность их использования

+

Раздел 4. Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

+

Раздел 5. Маркетинговая деятельность предприятия.

_

Раздел 6. Показатели и факторы эффективной деятельности предприятия.

+

Раздел 7. Товарный рынок.

+

Раздел 8. Ценовая стратегия предприятия. Эффективная конкуренция.

+

Раздел 9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

_

Раздел 10. -

Стратегии развития отраслей экономики России.

Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.

Рассмотрим данное учебное пособие (Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.) более четко.

Возьмем за основу Главу 4. Здесь рассматриваются Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

Проанализируем одну из тем этого раздела: Сущность специализации и кооперирования производства.

1) В ней обозначены основные понятия специализации и кооперирования производства. Направления, формы и показатели.

2) Материал можно разделить на две части Специализация промышленного производства и Производственное кооперирование.

В первой части раскрыта сущность специализации, выделены основные показатели ,формы:

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда.

Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия.

Процесс специализации в промышленности осущ. по след. направлениям:

· создание или выделение отраслей отраслей и предприятий.

· расчленение процесса изготовления продукта на ряд частных процессов.

· выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных стадий.

В соответствии с названными направлениями имеется 3 формы специализации: предметная, подетальная, технологическая.

Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как:

· уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии.

· удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода.

· удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов.

· удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке оборудования завода.

· количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т.д.

· коэффициент серийности по основным производственным подразделениям.

Во второй части также выделены формы и показатели кооперирования , раскрыто само понятие кооперирования , его виды и их отличие.

Производственное кооперирование - планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

В промышленности кооперированные связи отличаются по отраслевому и по территориальному признакам.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают 3 формы кооперирования:

· Предметное (агрегатное) кооперирование.

· Подетальное кооперирование.

· Технологическое (стадийное) кооперирование.

Уровень производственного кооперирования характеризуется след. пок-лями:

коэффициент кооперирования.

· количество предприятий-смежников.

· соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок.

· доля предметного, подетального и технологического кооперирования.

· средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

3)Я считаю, что данная тема раскрыта полностью, основные вопросы выделены и детально изложены, материал выстроен логически правильно и понятно.

План:

1. Специализация промышленного производства (2 стр.)

а) сущность спациализации;

б) направления специализации;

в) формы;

г) показатели уровня специализации и показатели оценки и планирования развития.

2. Производственное кооперирование (2 стр.)

а) сущность кооперирования;

б) признаки различия связей;

в) формы кооперирования;

г) показатели.

На изучение темы необходим 1 час.

Вывод: Проанализировав данный учебник можно заметить, что хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины и символы соответствуют базовой науке.

Этот учебник можно рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых в этом учебном пособии нет - подготовить самостоятельно.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.