в) включение школьников в разные виды деятельности;
г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.
8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.
9) Реальность и разумная насыщенность плана.
Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:
-- составление педагогами проекта плана (его контуров);
-- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
-- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:
-- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
-- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
-- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
-- передовой опыт страны, города, школы;
-- возможности родителей, общественности;
-- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
-- традиционные праздники учебного года;
-- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
-- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
-- традиции школы;
-- дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
-- предложения педагогов, учащихся, родителей,
Виды и структура планов
Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное -- они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами,
В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям Щуркова Н. Е. Новое воспитание - М: Педагогическое общество России, 2000 стр.48.
1) По охвату содержания:
-- комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
-- тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие,
-- предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции,; план подготовки и проведения классного часа и т. д,
2) По длительности планируемого периода:
-- долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
-- этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
-- краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю, ее декаду;
-- оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
3) В зависимости от субъекта планирования
-- индивидуальный планирует один человек;
-- коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана,
4) По масштабу планирования
-- общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
-- планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Необходимо различать планы работы педагогического коллектива, совместные планы педагогов и учащихся, а также планы самих детей» Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы педагогов составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, В плане педагогического коллектива отражена позиция учителей по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультация для организаторов дела, методическая работа с активом детей»
Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:
-- перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.);
-- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);
-- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
-- план контроля за организацией и результатами воспитательной работы?
-- планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
-- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;
-- планы подготовки и проведения общешкольных дел. В классном коллективе чаще всего составляют:
-- план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);
-- план ученического коллектива;
-- план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими;
-- план подготовки и проведения дела в коллективе;
-- план работы творческого объединения, групп.
Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя.
Можно предложить следующую примерную структуру раздела годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом»:
1. Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:
а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);
б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);
в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);
г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:
--они вытекают из анализа работы;
--задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;
-- они конкретны и реальны для выполнения;
-- задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;
-- они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.
3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом.
Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы (например, см. табл.1 Приложение).
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями (например, см. табл. 2 Приложение).
Наряду с планами педагогов важно составлять и план ученического коллектива, школы, который доступен для знакомства и использования всеми детьми.
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Может быть предложена следующая структура плана:
1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.
2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.
3. Работа с коллективом учащихся.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью.
Общепринятой формы и структуры плана воспитательной работы классного руководителя не может быть. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
Целесообразно составление плана индивидуальной работы с учащимися, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5