Рефераты. Методика планирования воспитательной работы

p align="left">Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование, даже если осуществляется коллективно, -- процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс Щуркова Н. Е. Классное руководство теория, методика, технология - М: Педагогическое общество России, 2000 стр.68

1.2 Организация планирования воспитательной работы в школе

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:

1 шаг -- определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?

2 шаг -- определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).

3 шаг -- структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Если необходимо спланировать занятие, тогда нужно представить, из каких общих блоков может состоять любое занятие, т. е. составить набор (как можно более широкий) всевозможных блоков. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобально-сти и расплывчатости.

4 шаг -- анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).

Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возраст учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того педагог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень., На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

По сути, анализ не является шагом в планировании, это самостоятельный вид педагогической деятельности, который также специально планируется и организуется, как и другие. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.

5 шаг -- обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных -- отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг -- целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7 шаг -- коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг -- выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг -- распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг -- оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены. Поэтому не следует с легкостью выбирать форму и тут же ее заполнять.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (планировании дня, конкретного дела).

Для этого необходимо определить систематичность анализа и планирования конкретно по срокам и заложить эти виды деятельности в план (как бы «планирование планирования»),

По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1)  подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. Это зависит, прежде всего, от того, кто планирует (опыт, знания, умения, уровень), и от условий, в которых протекает процесс планирования (например, есть жесткие административные требования к формам планов, к их содержанию и т. д.). К примеру, педагог-новичок: он до конца не знает специфики учреждения, образовательного процесса в нем; не знает, какие дети к нему придут заниматься, и т. д. Естественно, что ему трудно будет структурировать предмет планирования, даже сложно его определить. Следовательно, вначале значительное время у него займут подготовительный и аналитический этапы, а затем все остальные, когда он изучит специфику учреждения и деятельности, их условия, соберет всю необходимую информацию.

План-- важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших.

В процессе планирования педагогический и ученический коллективы находятся в неравных положениях. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта, неодинаковый уровень подготовленности к планированию. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме).

Педагогический коллектив обеспечивает реализацию вышеизложенных требований к планированию, без которых не может правильно и целенаправленно осуществляться планирование и учесть которые не всегда могут сами школьники. Педагоги способны предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы воспитательной работы, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Они продумывают координацию усилий педагогического и ученического коллективов в достижении поставленных задач. Педагоги помогают школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривают сохранение и развитие традиций в коллективе, придают плану и планированию идейную направленность Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4 стр.6.

Руководящая роль педагогов в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей; информация, полученная от школьников, часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы педагогов, так как все воспитательные воздействия должны быть сориентированы на детей -- учитывать и развивать их потребности и интересы.

В процессе планирования педагоги и учащиеся проявляют и совершенствуют свое представление о содержании деятельности, лучше узнают друг друга, что является важнейшим условием их дальнейшего взаимодействия и сотрудничества. Взрослым труднее строить взаимоотношения с детьми, если отсутствует или неправильно организуется их совместная работа при планировании. При педагогически грамотном взаимодействии создаются благоприятные условия для проявления и формирования у учащихся активной позиции в реализации намеченного. Дети приобретают аналитические, конструктивные организаторские умения и навыки, учатся ответственности и самостоятельности в принятии и выполнении планов.

Необходимость и важность взаимодействия педагогов и учащихся в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью решений детей,

В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов в процессе планирования воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях:

1 уровень -- педагоги привлекают учащихся к планированию;

2 уровень -- совместное планирование педагогов и детей:

3 уровень -- педагоги помогают школьникам в планировании На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

Характер и уровень взаимодействия педагогов и учащихся зависят от многих обстоятельств. Отметим наиболее существенные из них.

Прежде всего, позиции педагогов, возможности участия детей в планировании изменяются с возрастом учащихся. Опыт показывает, что в планировании коллективной деятельности могут участвовать дети с первого года обучения в школе. Владение правильной методикой позволяет учителю вначале привлечь детей к обсуждению плана понятного и увлекательного дела, а к третьему классу под руководством педагога школьники способны спланировать комплекс взаимосвязанных дел на определенный период. Главная задача педагогов начальной школы -- развить у детей интерес и потребность к коллективному поиску, обучить их совместной работе в процессе планирования. Постепенно от класса к классу влияние педагогов становится более скрытым. Организатором планирования становится актив школьников, сначала подготовленный и направляемый учителем, а затем действующий самостоятельно, В старших классах педагоги в основном являются участниками работы или советчиками» Старшеклассники становятся организаторами планирования в разновозрастных  младших классах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.