4.4. Игра «Интерес». Этапы игры:
а) предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;
б) дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса;
в) учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);
г) каждая группа составляет план дел? действий с целью пропаганды своего увлечения и привлечения к этому виду занятия одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;
д) группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений группы и отбор идей в план работы классного коллектива.
4.5. Обсуждение содержания, форм работы с родителями и детьми на родительском собрании.
4.6.Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей,
4.7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.
4.8. Знакомство с проектом плана всего коллектива.
4.9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:
-- сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел? отборе этих дел активом класса;
-- коллективное обсуждение воспитательных задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);
-- обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности планов в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение;
-- выбор ответственных за проведение дел;
-- выборы совета дела для подготовки ближайшего коллективного дела.
Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся.
Целесообразно организовать совместную работу детей и родителей на этапе планирования, поэтому возможно проведение общего сбора родителей и учащихся по обсуждению совместного плана.
5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования, плана ученического коллектива.
Схематично процесс планирования в школе и классных коллективах представлен в таблице 3 (см. Приложение).
Заключение
Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности - оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год... Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.
Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в школе приводит нас к следующим выводам:
Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного класса, а также на желания и возможности детей.
Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
- включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
- система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
- план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Выбор варианта плана зависит:
- от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка;
- от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности;
- от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
- от возрастных и психологических особенностей учащихся.
Указанные положения учитываются при определении цели и задач, этапов и предполагаемых результатов планируемой воспитательной деятельности.
Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения её в различные виды деятельности, поэтому воспитательная работа в школе должна быть направлена на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими людьми, сверстниками, природой и с самим собой. Следовательно, при планировании воспитательной работы основными направлениями должны быть посещения музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между детьми (конкурсы, соревнования, игры).
Коллективная форма воспитательной работы должна складываться из желаний и возможностей каждого члена класса. Это определило основное требование к технологии планирования воспитательной работы - ориентация на индивидуальные особенности ребёнка, что обусловило включение в технологии планирования таких действий педагога, как анализ, диагностику, моделирование, прогнозирование.
Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.
Глоссарий
№ п/п
Новое понятие
Содержание
1
2
3
Воспитательная система в школе
совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Включает в себя, как правило: систему школьных традиций, ритуалов, праздников; систему работы классных руководителей; систему работы с родителями; систему школьного самоуправления.
Индивидуальная работа с родителями
позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащего, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка
Индивидуальная работа с учащимися
Его наличие в плане связано с заботой классного руководителя о создании в классе благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника
4
Методы воспитания
общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их реализации, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитателя.
5
Морально-психологический климат
- наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.
6
педагог
Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой
7
планирование
то вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем
8
Сбор-старт
это собрание всех учащихся класса, где дается старт разведки дел и друзей.
9
Учебный план
нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени. Отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим - структуру учебного года.
10
целеполагание
практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.
Список использованной литературы
Акутина С. П. План работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 2.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога - воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4.
Воспитательная система школы // Классный руководитель, 2001, № 3.
Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред В.А Березиной, О.И. Волжиной, И А Зимней -М : Вентана-Графф, 2002.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред Е.Н. Степанова -М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой - М.: Новая школа, 2003.Гуткина Л Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. 2000. № 4 50 сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Диагностика и анализ воспитательной работы // Классный руководитель 2001, № 2.
Зимина М Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия //Директор школы. 2002. № 4
Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 2005.
Капустин Н.П. Педагогический анализ воспитательной работы в школе // Классный руководитель 2000, № 2
Классному руководителю о воспитательной системе класса. - М : Центр «Педагогический поиск», 2001.
Крылова Н. Б., Леонтьева О.М. Школа без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ. -М.: Сентябрь, 2002.
Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Книга в 2-х частях. Часть 2. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). - М: Педагогическое общество России, 2000.
Маленкова Л. И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Махов Ф. С. Кого и как мы растим?: Ступени воспитания ребенка Теория и практика. - СПб: Каро, 2002
Мешкова Т. Г Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений в развитии ученика // Классный руководитель 2000. № 8.
Молодцова Л В Модели организации педагогических советов по вопросам воспитательной работы // Классный руководитель 2000. № 7.
Мурашов А. А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Настольная книга классного руководителя - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие, 3-е изд. испр и доп. - М.: Изд «Том и Д», 2001.
Планирование воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под ред. Степанова Е. Н. М., 2002.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе - М.: Центр «Педагогический поиск». 2000.
Северина А.Г. Планирование воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель 2000. № 5.
Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М: Педагогическое общество России, 2001.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д.Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков -М Генезис, 2001.
Спутник классного руководителя. -М : Центр «Педагогический поиск», 2001.
Старикова Е. Система воспитательной работы в режиме эксперимента // Учитель 2001 №1.
Таланчук Н.М. Введение в педагогику. М., 2001.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под. ред. В А Караковского, ЛИ Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Фадеева Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие - М : ЦГЛ, 2003.
Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя - М.: Центр «Педагогический поиск». 2001.
Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред Т. И. Шамовой - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001
Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина. М., 2002.
Щуркова Н. Е. Классное руководство. Рабочие диагностики - М: Педагогическое общество России, 2002
Щуркова Н. Е. Классное руководство теория, методика, технология - М: Педагогическое общество России, 2000.
Щуркова Н. Е. Новое воспитание - М: Педагогическое общество России, 2000
Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни - М: Педагогическое общество России, 2000.
Приложение 1
Таблица1
План работы с ученически коллективом
Задачи воспитательной работы
Основные мероприятия
Дата
Ответственные
Отметка
о выполнении
Приложение 2
Таблица 2
План воспитательной работы в школе
Работа с учащимися
Работа с педагогами
Работа с родителями, общественностью
Приложение 3
Таблица 3
Примерная циклограмма анализа в планировании на учебный год
Сроки
Содержание работы
Март
Апрель
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Май
1 -я неделя
3 я неделя
Июнь
Август
Сентябрь
Семинары классных руководителей по проведению анализа и планированию работы на следующий учебный год. Создание творческой группы и планирование ее работы.
Учеба актива учащихся по организации анализа и планирования работы в школе и первичных объединениях.
Изучение результатов воспитательной работы в школе. «Срезовые» методики по выпускным классам. Изучение результатов воспитательной работы в классных коллективах
Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в классах.
Коллективный анализ воспитательной работы за учебный год в школе. Выдвижение проблем и задач для решения на следующий год
Коллективный анализ воспитательной работы в школе и классе на родительских собраниях
Коллективное планирование в классах -- выдвижение общешкольных дел.
Написание анализа работы за учебный год классными руководителями
Составление плана работы ученического коллектива. Написание анализа воспитательной работы за учебный год.
Составление плана контроля методической работы. Обсуждение плана работы ученического коллектива в педагогическом коллективе.
Утверждение плана работы ученического коллектива на ученической конференции.
Коллективный поиск дел в классах и клубных объединениях. Сборы-старты по планированию в классах и объединениях
Сборы - старты по планированию в классе и объединениях
Составление плана воспитательной работы классными руководителями и руководителями клубных объединений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5