2
Раздел 1. Методика повышения эффективности обучения истории
1.2. Познавательные возможности учащихся
2.1. Влияние содержания и приемов преподавания истории на характер познавательной деятельности учащихся
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Целью работы является стремление рассмотреть процесс повышения эффективности обучения истории в общеобразовательной школе.
Исходя из цели, автор ставит следующие задачи:
· Во-первых, рассмотреть методику преподавания, как науку, повышающую эффективность обучения истории.
· Во-вторых, охарактеризовать практическое применение познавательных возможностей учащихся в структуре урока
Структура данной работы определяется самими целями и задачами работы. Эта работа состоит из двух разделов и четырех глав.
В написании работы автор применил следующие методы: сравнительный, а также описательный метод, изучение педагогического опыта учителей инновационной ориентации, педагогической и методологической литературы; систематизация, обобщение теоретических и исследовательских данных.
Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследования современных педагогов по данному вопросу. При написании работы, автор использовал ряд источников. Например: П.В.Гора, в своей книге "Повышение эффективности обучения истории в средней школе" рассматривает совокупность задач, реализация которых в совместной работе учителя и учащегося позволяет получить намеченные результаты обучения, которые в свою очередь определяют обоснованность выбора учителем приемов и средств преподавания и учения, отбор дополнительного содержания уроков Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с..
Ю.К.Бабанский в труде "Оптимизация учебно-воспитательного процесса" излагает идею, которая связана с дифференцированным подходом учителя к организации познавательной деятельности учащихся с учетом их сил и возможностей. В последние годы в условиях всеобщего среднего образования, эта мысль получает в дидактике все более прочные позиции. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Искусство, 1982.-368 с.
А.Г. Колосков в пособии "Актуальные вопросы методики обучения истории" освещает основные проблемы методики обучения истории с учетом требований, усовершенствованных программ. Книга помогает учителям, наиболее полно реализовать образовательный и воспитательный потенциалы школьного курса истории, повысить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса в школе Колосков А.Г. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1984. - 248 с..
Смирнова С.А. в учебнике "Педагогика" раскрывает основы педагогики, проблемы дидактики, теории воспитания с позиции современной педагогической науки. Раскрываются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения, а так же воспитания в системах общего и дополнительного образования. Показывается спектр целостных новейших образовательных задач Смирнова С.А. Педагогика. - М.: АКАДЕМИЯ, 2003. - 509 с..
В учебнике "Теория и методика преподавания истории", под редакцией Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. представлен мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с..
В пособии Стипанищева А.Т. Методика преподавания и изучения истории содержатся концептуальные составляющие обучения истории, теоретические организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с..
Современное состояние данной проблемы заключается в том, что большинство методистов рассматривает повышение эффективности преподавания в школе как нечто единое.
А.А. Вагин сделал вывод:
"Отчет показывает, что вызвать у учащихся активное личное отношение к историческому факту можно, лишь раскрыв в ходе изучения этого факта такие его стороны, которые в какой-то степени связаны с интересами, мыслями, стремлениями и переживаниями учащихся" Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1984. - 212 с.
Освещает данную проблему и Запорожец Н.И. в своем труде "развитие умений и навыков". За основу он ставит выявить способы осуществления и целенаправленно формировать умения Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков, учащихся в процессе преподавания. - М.: Лебедь, 1984. - 221 с..
Данная тема очень сложна и обширна. Автор попытался осветить ее более полно, но она недостаточно изучена и рассмотрена в литературе. Новизна работы заключается в своеобразном подходе в конкретизации других исследователей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9