Рефераты. Методика повышения эффективности обучения истории

p align="left">Рассмотрим связи познавательных возможностей учащихся со смежными факторами процесса обучения на уроке "Начало Крымской войны".

Путем структурно-функционального анализа в качестве главного теоретического положения в содержании урока выделяется восточный вопрос. Остальной теоретический материал считается неглавным, конкретизирующим основные признаки восточного вопроса (см. с. 30). Такая логическая обработка теоретического содержания урока проведена в интересах слабо подготовленных учеников, которым трудно в полном объеме запомнить все перипетии столкновений интересов европейских государств на Ближнем Востоке. А как быть с хорошо подготовленными учениками? Их нагрузку усилит оперирование теоретическим материалом.

После ознакомления с восточным вопросом и его обострением в середине XIX в. учитель последовательно предложит учащимся на выбор два задания: одно связано с простым воспроизведением, а другое преобразованием изученного.

Хорошо подготовленные и некоторые из среднеподготовленных учеников могут воспользоваться более сложным заданием. Оно требует указать основные признаки восточного вопроса и конкретизировать каждый из них соответствующими фактами и характеристикой политических интересов европейских государств в момент обострения ближневосточного кризиса.

Перед сообщением сложного задания учитель даст менее сложное, разделив его на вопросы. Для ответа вызовет слабых учеников. Они назовут хронологические рамки восточного вопроса и время обострения его, охарактеризуют кратко сущность основных его признаков, назовут заинтересованные страны. При наличии времени по желанию кто-то из слабых или среднеуспевающих учеников может назвать интересы на Балканах и Ближнем Востоке каждой европейской страны. Последующие ответы сильных учащихся дополнят и углубят знания слабых учеников.

Так, например, для воссоздания ярких эмоциональных образов Синопского сражения и боев на реке Альме учитель привлечет из научно-популярной и художественной исторической литературы дополнительный материал, воссоздающий детали и наиболее яркие характерные эпизоды. Изложение строится с опорой на наглядные средства. Наибольший эффект дает использование кодоскопа (поэтапное воссоздание Синопского сражения) и локальный план расположения войск на реке Альме.

Работа учащихся с теоретическим материалом будет развивать их исторические мышление, и тем успешнее, чем основательнее они проникнут в сущность восточного вопроса, конкретизируя его основные признаки. Восприятие, усвоение и воспроизведение военных сражений в эмоциональной, наглядно-образной форме будут развивать внимание, образное восприятие, воссоздающее воображение, речь эмоции и чувства учеников, содействовать развитию умения усваивать главные исторические факты в наглядно-образной эмоциональной форме. Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе//Преподавание истории в школе. - 1987.-№4.-С.90.

В ходе учения содержание обучения переходит в знание учеников. Формирование знаний сопровождается воспитанием их мировоззрения. Вместе с тем происходит их интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие. Так благодаря деятельности учителя и учащихся идеально задуманные цели превращаются в реальные результаты обучения. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1984. - С.181.

Учебная деятельность учителя и учащихся в преподавание и учение протекает как единственный закономерный процесс, в котором деятельность учителя и учащихся имеет не только общие, но и свои особенные, специфические черты. Эти особенности имеют для образования и воспитания, учащихся очень большое значение.

Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и постепенно по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени.

Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок, учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания. В этом случае мы имеем несколько систем уроков, где преимущественно рассматриваются:

1) вопросы экономической жизни и общества в последовательно сменяющие друг друга исторические эпохи;

2) социально-политические аспекты жизни общества;

3) историко-культурное содержание и др.

Учебная деятельность учителя и учащихся дает устойчиво положительные результаты, если отвечает целям и содержанию обучения, познавательным возможностям учеников и протекает в органическом единстве.

Главной в обучении является учебная деятельность учащихся, поскольку обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета.

Познавая исторический материал, учащиеся усваивают его фактологический, теоретический и воспитательный потенциалы:

· главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи и адекватные учебному материалу способы деятельности,

· вырабатывают у себя в ходе познания личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни,

· удовлетворяют свои духовные запросы и интересы, развивают познавательные умения и способности, волю, эмоции, чувства.

В отличие от научного познания, в учебной работе учащиеся имеют дело с материалом, уже познанным наукой и адаптированным, приспособленным для школьного обучения. Их познавательная деятельность протекает под руководством учителя и с его необходимой помощью. В познавательной деятельности ученики используют разнообразное учебное пособие, облегчающие труд и повышающие эффективность его результатов.

Учитель, соучаствуя в познавательной деятельности учащихся, планируют совместную работу с учениками, определяет ее образовательные, воспитательные и развивающие цели.

При изложении главных исторических фактов учитель воссоздает яркие, эмоциональные образы прошлого и стремится вызвать у учащихся соответствующие им сопереживания, учит учеников видеть мысленно прошлое в образах, воссоздавать образы при воспроизведении исторических знаний, излагать знания с выражением личного отношения к важнейшим историческим событиям и явлениям.

Излагая исторический материал, учитель стремится к тому, что бы учащиеся основательно осмыслили его, ставит сильных и среднеуспевающих учащихся перед необходимостью самостоятельно анализировать исторические факты их связи и отношения находить, формулировать и доказывать скрытую в них сущность.

Развитию отношений сотрудничества помогают деловые учебные игры, применяемые на уроках истории.

На практике учителя всех специальностей и учащиеся в ходе обучения пользуются общими для всех, способами: словесным, наглядным и практическим. Поскольку слово применяется в устной речи и печатных (письменных) текстах, словесный способ подразделяется на устный и печатно-словесный.

В устном обучении учитель и учащиеся работают совместно и общаются друг с другом с помощью слова непосредственно. Графически это можно выразить так:

Печатно-словесный способ предлагает использование в обучении печатных и письменных текстов вместе с устным словом, что можно выразить так:

Практический способ включает в себя действия с математическими учебными предметами; эти действия сопровождаются устным и печатным словом, а так же демонстрацией наглядных средств:

В обучении истории практический способ применяется редко. Им пользуются преимущественно учителя физики, химии, труда, физвоспитания и другие. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.163.

Таким образом, методика обучения истории, как научная дисциплина разрабатывает содержание, организацию и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Преподавание истории в школе - сложное, многогранное, противоречивое педагогическое явление.

Методика, как наука призвана ответить на следующие практические вопросы: зачем учить, то есть, какие цели нужно и можно ставить с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с конкретными возможностями школьных курсов.

Методика предлагает разнообразные приемы и средства обучения, раскрывает существенные связи между различными по характеру и содержанию материалом и соответствующими ему способами организации учебной деятельности.

При изучении процесса обучения истории методика учитывает познавательные, возрастные особенности учащихся, руководствуясь общей теорией педагогики.

Школьники под руководством учителя открывают для себя сущность тех или иных законов, явлений, уже открытых наукой. Чтобы добиться успеха в обучении истории, надо учитывать данные педагогики и методических исследованиях, в решении проблемы, чему учить и учить.

Учебная деятельность на уроке сводится в основном к преподаванию учителем и усвоению школьниками программного учебного материала.

Раздел 2. Практическое применение познавательных возможностей учащихся в структуре урока

2.1. Влияние содержания и приемов преподавания истории на

характер познавательной деятельности учащихся

На уроках истории учитель стремится содержанием учебного материала, приемами, средствами преподавания, манерой изложения (интонациями, паузами, ударениями в речи) активизировать внимание учащихся и вызвать у них адекватную эмоциональную реакцию на изучаемый материал, активизировать умственные и учебные действия школьников, помочь им правильно воспринять, представить, осмыслить и в итоге основательно усвоить учебную информацию.

Различный по характеру учебный исторический материал, излагаемый с помощью адекватных средств и приемов, воздействует на познавательную деятельность учащихся по-разному.

Как отмечают психологи, наглядно-образное и образно-эмоциональное повествование и описание исторических фактов детерминирует преимущественно деятельность воссоздающего и творческого воображения учащихся, затрагивает их эмоции, вызывает созвучные фактам сопереживания. Объяснение и рассуждающее изложение теоретических сведений, сопровождающая их эвристическая беседа активизируют, прежде всего, понятийную мыслительную деятельность учеников, направляют ее на анализ фактов, выделение и обобщение их существенных признаков и связей, на усвоение теоретических сведений в форме исторических понятий, законов общественного развития и мировоззренческих идей. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М.: Наука, 1962.-С.64.

Использование учителем обобщающих характеристик для того, чтобы вместе с учащимися проанализировать факты, найти и конкретизировать теоретические положения усиливает мыслительную деятельность учеников, повышает качество и глубину их понятийных знаний.

Содержание и характер изложения в какой-то мере определяют также уровни самостоятельности познавательной деятельности. Объясняющее изложение теоретических сведений ориентирует учеников на усвоение и простое воспроизведение их в готовом виде.

При наличии необходимых умений объясняющее изложение теоретических сведений может направить учащихся и на более сложную - преобразующую деятельность, требующую применения иных приемов, чем те, которыми пользовался в ходе преподавания учитель. Такими приемами являются, например, составление различных типов письменного плана, тезисов, логических схем, заполнение сравнительных, конкретизирующих и других текстовых таблиц.

Преобразующую деятельность может вызвать разбор и обобщение учителем при участии школьников нового фактического материала с опорой на теоретические положения. Анализ фактов, сравнение и обобщение их существенных признаков и связей, конкретизация фактами существенного побуждают учеников усваивать и воспроизводить теоретические знания в перестроенном виде, т. е. иначе, чем они излагались в первоначальном виде (до разбора) учителем или учебником.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.