Рефераты. Методика повышения эффективности обучения истории

онятие "тезисный" шире понятия "стереотипный". Стереотипный план - только одна из разновидностей тезисных планов. Тезисными являются также развернутые планы, отражающие существенные стороны, признаки, причины, следствия и т. п. единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. Гончаренко С.У. Інтеграція наукових знань і проблема змісту освіти // Постметодика. - 1994. - № 2 (б). - С. 2-4.

Овладев на ряде уроков приемом составления стереотипного плана после разъяснения понятий "тезисный" и "стереотипный", с помощью соответствующего образца значительная часть учеников довольно быстро усваивает прием составления тезисных планов, отражающих сущность наиболее важных исторических событий. На основе тезисных планов учащиеся учатся составлять развернутые тезисы, пользоваться приемом тезисных записей, который особенно необходим при изучении дополнительной исторической литературы.

Специфические признаки приемов изучения неглавных фактов, будучи усвоенными, оттеняют признаки более сложных приемов образного изучения главных исторических фактов, и это ускоряет усвоение учениками обеих групп приемов.

Усвоив приемы изучения неглавных исторических фактов, учащиеся на уроках любого учителя пользуются ими почти автоматически, не задумываясь над их выбором. Учителю же важно следить, чтобы ученики не переносили эти приемы на усвоение и воспроизведение главных исторических фактов, так как подобный перенос снижает образовательно-воспитательные результаты обучения истории. Галузинський В.М., Євтух М.Б. Педагогіка: теорія та історія. - К.: Освiта, 1995.-С.58.

Эффективными приёмами изучения цифровых данных являются воспроизведение в тетрадях и осмысленное усвоение графиков и диаграмм, эскизно изображаемых учителем на доске во время изложении содержания урока. Графики и диаграммы ученики воспроизводят в тетрадях тоже бегло, эскизно, не затрачивая на это лишнего времени.

Воспроизведение графических изображений используется не для точного запоминания цифр, а для усвоения тенденций развития изучаемых общественных явлений, для наглядного их сравнения, для понимания качественного соотношения их составных частей. Ученики соотносят графические изображения с теоретическими положениями и выводами урока, конкретизируют ими теоретические выводы и положения. Это помогает им хорошо усваивать основное содержание уроков.

Графики и диаграммы, зафиксированные в тетрадях, используются учениками в ходе последующего повторения, систематизации и обобщения исторических знаний. При этом они выполняют роль опорных сигналов, позволяющих восстанавливать в памяти, ранее усвоенные фактические и теоретические знания.

Некоторые учащиеся летосчисление до нашей эры усваивают с трудом. Поэтому на протяжении всего курса истории древнего мира учитель предлагает им задания, требующие нахождения места изучаемых исторических фактов на ленте времени. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. -- К.: Академвидав, 2004. - С.231.

Хронологические даты, обозначающие важнейшие исторические события и явления, ученики усваивают преимущественно путем осмысленного запоминания и последующего воспроизведения при закреплении, проверке и повторении знаний вместе с фактами. Существенную роль в их запоминании играют упражнения.

Для лучшего запоминания и наглядного повторения исторических дат ученики вслед за учителем или по его заданию оформляют хронологические комплексы в виде календарей важнейших событий.

В методике существует такое понятие как "чтение исторической карты". К сожалению, в литературе оно трактуется не всегда правильно. Читать историческую карту - это значит мысленно видеть за ее условными обозначениями реальные пейзажные картины, занятия людей, другие явления общественной жизни, связанные с особенностями географической среды.

Так, рассказывая о греческой колонизации VIII-VII вв. до н. э., она называет и ориентированно показывает на карте основные колонии на берегах Средиземного и Черного морей, при этом стремится к тому, чтобы учащиеся с помощью карты представили себе и запомнили основной рисунок колонизации, так называемую "кайму, пришитую к ткани варварских племен". Затем учительница воссоздает несколько ярких словесных картин из жизни колоний, особенно черноморских. Описывает внешний вид поселений, говорит о путях и характере связей греческих городов и колоний и т. п. Наконец, объясняет значение греческой колонизации, которая содействовала развитию мореплавания, ремесел и широкой средиземноморской торговли, возникновению новых торговых центров, росту числа рабов, развитию в Греции и ее колониях рабовладельческого строя. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.163.

При систематическом обучении приемам учебной работы к моменту перехода в старшие классы, учащиеся в основном усваивают познавательные умения. Однако разные по обучаемости учащиеся и познавательными умениями овладевают по-разному. Сильные ученики в старших классах могут работать на всех уровнях познавательной деятельности - воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Слабоуспевающие работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности и лишь иногда участвуют в посильном преобразовании разъясненных теоретических сведений.

В учебном процессе каждый ученик избирает приемы работы в соответствии со своими индивидуальными возможностями, исходя из специфики содержания учебного материала, и предлагаемых учителем познавательных вопросов и заданий. Если кто-то в классе затрудняется избрать нужные приемы, то на помощь приходит учитель. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков, учащихся в процессе преподавания истории (IV--VIII классы). - М.: Знание, 1978.-С. 35-36.

Используя дополнительную литературу, каждый учитель может конструировать необходимые приемы образного изложения главных фактов и развивать соответствующие умения у старшеклассников.

При большом объеме учебного материала заниматься развитием этих умений в ходе изучения нового и закрепления знаний не всегда хватает свободного времени. Но в ходе проверки и повторения знаний и умений на последующих уроках эту работу следует проводить обязательно. И в домашних заданиях надо предлагать старшеклассникам мысленно повторять, а по возможности и дополнять с помощью научно-популярной или художественной исторической литературы изучаемые образы.

В старших классах учителя вводят в учебную практику, наряду с описанными ранее, новые приемы преобразующей и творческо-поисковой деятельности. Каждому новому приему они учат старшеклассников в основном так же, как учеников в подростковых классах.

Одним из новых является прием составления учениками на основе объясняющего изложения учителя или учебника теоретических выводов и обобщающих характеристик, отражающих существенные признаки изучаемого материала. Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе // Преподавание истории в школе - 1987 - №4.- С.256.

При рассмотрении сущности методических приемов учебной работы учителя и учащихся в общем виде было показано, как при наличии словесных и наглядного методов обучения можно с помощью системы адекватных методических приемов и средств решать поставленные перед школой задачи образования, воспитания и развития учащихся. Успех положительного решения этих задач зависит от систематического обучения учащихся учебным приемам и от выбора необходимых приемов и средств на уроке в соответствии с закономерностями процесса обучения истории. Конечно, при этом сам учитель должен хорошо владеть всем набором методических приемов и уметь творчески применять их в своей повседневной работе, учитывая познавательные силы и возможности учеников.

Благодаря использованию этих приемов, учителя добиваются хорошего знания главных фактов учениками разных школьных возрастов, успешно реализуют заполнение в них образовательно-воспитательные возможности.

2.2. Методика констатирующего эксперимента

Роль познавательных умений, в современном процессе обучения истории многолика: во-первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся, раскрытие их индивидуальности; во-вторых, познавательные умения - органическая часть содержания, которой обязаны овладеть ученики для самостоятельного и критического восприятия исторических сведений; в-третьих, познавательные умения - это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому; в-четвертых, они - прогнозируемый результат целенаправленного обучения истории; в-пятых, познавательные умения могут выступать в качестве весомого критерия успешности учения и преподавания. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.138.

Автор на примере разработок урока Н.Венцовой Венцова Н.В. Де народжується істина. // Історія в школах України. - 2004. - №7. - С.85.

желает показать, как влияет ниже изложенные виды уроков на процесс обучения.

Методические дискуссии могут включать в себя дебаты, "круглый стол" заседание экспертной группы (панельная дискуссия), форум, "6х6х6", судебное заседание.

Дебаты - это разновидность дискуссии, которая используется для обсуждения тем, касаемо которых существуют противоположные взгляды ученых. Цель такой дискуссии - научить учеников выражать собственное отношение к событиям и таким образом убедить других в своей правоте, исключая откровенные нападения на других участников дебатов, потому, внимание акцентируется на создании дружеской, товарищеской атмосферы дискуссии.

Примером дебатов может быть организация обсуждения на уроке из истории Украины в 8 классе из темы "Нарушение территориальной целостности Украинского государства - Гетманщины". На этапе осмысления, обобщения и систематизации знаний или на следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания выдвигается тезис "Переяславский договор - историческая необходимость или проявление политической слабости Украины?" После этого ученикам предлагается оформить свои мнения в письменном виде в виде таблицы, где в первую колонку записываются аргументы в интересах того, что Переяславское соглашение было обусловлено исторической необходимостью и отсутствием другого пути для Украины, а во вторую колонку - аргументы, которые подтверждают слабость Украины и вероятные пути развития государства.

Дискуссия начинается с распределения учеников посредством жеребьевки или, по их желанию на команды, которые должны утверждать и отрицать выдвинутый тезис.

Первым выступает капитан одной из команд. Ученики обеих команд внимательно слушают и готовятся к выступлениям. Одним из условий дебатов является высказывание собственных аргументов и контраргументов всеми членами команд. Роль учителя во время дебатов заключается в слежке по времени и предоставлении в случае необходимости помощи или дополнительной информации ученикам, а по окончании - в руководстве подведением итогов и определении самых активных учеников, а также недостатков обсуждения. Как правило, дебаты происходят по такой схеме:

· распределение класса на команды, группы (количество групп зависит от количества точек зрения);

· объявление темы дебатов и определения регламента их проведения;

· подготовка групп, распределение ролей, решение, как использовать время. На этом этапе члены групп могут задавать один другому вопросы, комментировать выступления другой стороны, использовать визуальные способы и др.

· Представители групп предварительно определяют последовательность выступлений;

· непосредственно дебаты;

· подбивание итогов: тайным голосованием определяется большинство поклонников той или той точки зрения.

Перечень тем для дебатов может быть достаточно длинный и будет зависеть от потенциальных возможностей учеников и вкусов учителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.