Рефераты. Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии

p align="left">Говоря о преимуществах обработки материалов резанием по сравнению с другими способами изготовления деталей, применяющихся на современных промышленных предприятиях, следует указать, в первую очередь, на следующие из них:

· возможность достижения любой практически необходимой точности;

· возможность получения детали любой конфигурации;

· относительная дешевизна.

В качестве недостатка указать на отходы металла в стружку, которые составляют в среднем 10% от массы заготовки.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ

2.1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня система методов образовалась не сразу. При случайном обучении, которое, мы помним, опережало организуемое в школе, преобладали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовые действия, ученики овладевали ими. С появлением школ родились методы словесные, которые долго доминировали.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды развития образования тем иным методам придавалось более существенное значение. Вместе тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему в технологии успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером. В ней выделяют следующие методы.

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря нему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты. Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия учителя и учащихся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

В технологии все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам - в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Кроме того, существуют четкие, выработанные практикой рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании технологии. Следует иметь в виду обстоятельство, о котором уже упоминалось ранее: названные методы достигают оптимального эффекта в гармоническом единстве. Для определения рациональности их сочетания необходимо знать дидактические особенности каждой группы и методические аспекты их использования при занятиях со школьниками по технологии.

2.2 Развернутые сценарии уроков

Сценарий урока №1

Раздел программы: Элементы машиноведения

Тема: Вводное занятие.

Класс: 6

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока:

Учащиеся должны усвоить следующие знания:

1. Ознакомиться с содержанием программы «Технология»;

2. Научить правильной организации труда и рабочего места;

3. Ознакомить с безопасностью и гигиеной труда

Развивающие цели урока:

Учащиеся должны развить умения и навыки:

1. Знать о цели и содержании программы «Технология»;

2. Знать правила поведения в школьной мастерской;

3. Учить технику безопасности.

Воспитательные цели урока:

Знание правил поведения в школьной мастерской позволят правильной организации труда;

Знание техники безопасности позволят избежать несчастных случаев.

Тип урока: изучение нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование:

- оборудование школьных мастерских;

- доска, мел;

- эталон изготовляемой детали.

Литература:

1. Симоненко В.Д. «Технологи - 6 класс. М.: - 2004.

2. Миркин Б.М., Л.Г. Наумова, Экология России - М. - 1995.

Место проведения: учебные мастерские

Ход урока

1. Организационный момент;

2. Мотивационный момент;

3. Изучение нового материала;

4. Подведение итогов урока;

5. Домашнее задание.

Сценарий урока

I. Организационный этап

Учитель: Здравствуйте! Садитесь!

(Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела - «Элементы машиноведения».

Какие технологии вы знаете?

Ученик: (Технология обработки древесины, технология обработки металла, технология ремонтно-строительных работ).

Учитель: Под технологией понимают совокупность приемов и спосо-бов получения, обработки или переработки сырья, мате-риалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

III. Изучение нового материала

Учитель: Теперь рассмотрим, что входит в рабочее место столяра:

1. Столярный верстак.

2. Стул.

3. Стеллажи, ящики, полки.

4. Тумбочки для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Давайте вспомним из курса 5 класса, из чего состоит столярный верстак.

Рис. 2. Столярный верстак:

1 - предплечье; 2 - крышка с отверстиями; 3 - клинья лотка;

4 - передний зажим; 5 - выдвижные и поворотные пальцы.

Учитель: Далее давайте вспомним, как правильно подобрать верстак для удобства работы?

Ученики: …

Учитель: Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку, значит, верстак подобран правильно.

Учитель: Далее разберем основные правила техники безопасности

1. Работы выполняются в специальной одежде:

> халат;

> комбинезон или фартук;

> берет.

2. Основные правила техники безопасности при работе на верстаке.

· Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.

· Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.

· Не ударять молотком по крышке верстака.

· Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.

· По окончании работы очищать верстак только щеткой.

IV. Практическая часть.

1. Подобрать верстак в соответствии с ростом.

2. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и меж-ду клиньями.

V. Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.

Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

VI. Задание домашнего задания

Запишите домашнее задание: прочитать дополнительный материал.

Вопросы есть по сегодняшней теме?

Ученик: ………

Учитель: урок закончен. До свидания!

Сценарий урока №2

Раздел программы: Элементы машиноведения.

Тема: Понятие о технологическом процессе и технологической карте

Класс: 6

Время: 45 мин.

Образовательные цели урока:

Учащиеся должны усвоить следующие знания:

1. Ознакомить с понятием технологический процесс;

2. Научить читать технологическую карту;

3. Ознакомить с техникой безопасности.

Развивающие цели урока:

Учащиеся должны развить умения и навыки:

1. Усвоить понятие технологический процесс;

2. Учить читать технологическую карту;

3. Учить технику безопасности.

Воспитательные цели урока:

Умение разрабатывать технологическую карту позволит изготавливать изделия по указанным в карте технологическим операциям.

Знание техники безопасности позволят избежать несчастных случаев.

Тип урока: изучение нового материала

Метод проведения урока: эвристическая беседа

Оборудование:

- оборудование школьных мастерских;

- доска, мел;

Литература:

1. Симоненко В.Д. «Технологи - 6 класс. М.: - 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.