Адрес экспедиции - сказка - дает возможность использовать некоторые атрибуты и этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, Василиса Премудрая, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах, которые читают глашатаи, и т.п. Нередко такие занятия предполагают в качестве завершающего этапа организацию выставки (лучших сказок, сказочных тетрадей рисунков и т.п.).
В течение ряда лет складывались и оправдали себя на практике такие формы, как конференция «По тридесятому царству - небывалому государству», клуб любителей сказочных путешествий, которые способствуют дальнейшему вовлечению ребят в работу кружка.
В работе кружка широко используются и различные рукописные издания (волшебные бюллетени, газеты, дневники), которые информируют всех школьников о некоторых важных событиях, сообщают интересное о героях книг и т.д. Они обычно не сообщают подробных сведений по избранной теме, а останавливают внимание учеников на наиболее интересном, привлекают новизной материала и нередко предполагают им дальнейший путь более глубокого ознакомления с миром книг. [45]
Домашних заданий, обязательных и регламентируемых учителем, в работе литературного кружка быть не может. Однако, вне всякого сомнения, занятия будут проходить плодотворнее, если школьники активно участвуют в подготовительной работе: пользуясь сборниками, готовят сообщения, читают по ролям отдельные отрывки из понравившихся произведений, подбирают материалы для занятий, изготавливают наглядные пособия, оформляют дневники и литературные газеты и т.п. Вот почему в конце каждого занятия учитель предлагает на досуге, то сочинить, то почитать, то нарисовать и т.д. Обычны индивидуальные или групповые задания, которые учащиеся выбирают по своему усмотрению. Подобная работа прививает навыки работы с книгой, воспитывает чувство коллективизма, трудолюбия. [48]
Кружковая работа использует тот же, что и урок, арсенал методов обучения с внесением разных корректив, обусловленных ее спецификой. Так, традиционно выделяемые методы, которые классифицируются по источнику получаемых знаний (словесные, наглядные, практические), применимы в кружковой работе со значительными отклонениями от их канонических вариантов.
Возьмем, для примера, один из распространенных методов, который носит обобщенное наименование «слово учителя». Слово (рассказ, сообщение) на занятиях кружка занимает большее место, чем на уроке. Этого требует прежде всего задача популяризации в кружковой работе научных знаний, показа всего богатства литературного мира. Существенным отличаем является и то, что слово на занятиях кружка далеко не всегда произносится учителем; с рассказом, сообщением может выступить любой ученик от имени того или иного героя.
Разные рукописные издания (газеты, дневники, уголки) также требуют соответствующей работы, иначе эффективность их окажется весьма низкой. Приемы, ознакомления с ними сохраняют черты, присущие методу работы с книгой, но заметны и некоторые отличия. Небольшие заметки, сообщения и другие материалы могут быть прочитаны вслух на занятиях кружка, некоторые из них обсуждены, для иных возможно продолжение в виде отклика - сочинения. Целый рад подобных материалов предполагает необходимость комментария учителя, указания сборников книг, которые помогают ученикам познакомится с темой более подробно, разыскивание школьников дополнительных сведений о героях, которые могут служить темой для нового обсуждения, и т.д. [43]
Однако далеко не все на занятиях кружка может быть подано с позиции проблемного обучения. Не случайно при классификации методов обучения чтению Л. П. Федоренко, наряду с методами теоретического и теоретико-практического изучения, выделяет группу методов практического изучения языка (обогащение речи в живом языковом общении).
Методы практического изучения языка (в эту группу Л. П. Федоренко включает объяснение непонятных слов, развитие навыков монологической речи, исправление ошибок в устной речи учащихся, обучение работе со справочной литературой) применимы в процессе кружковых занятий к любой теме. Огромную роль в этом играют монологическая речь самого учителя, звукозаписи с образцами художественного чтения, радиопередачи и т.д.
Вопрос о преломлении методов обучения в кружковой работе связан с проблемой занимательности и ее ролью в воспитании интереса к предмету. Говоря о занимательности на занятиях кружка, следует различать занимательность всего занятия и отдельных его компонентов, так как в том и другом случае могут быть использованы разные средства его создания. Для целого занятия существенную роль играет композиция. Сюда относится и заглавие (название темы занятия кружка), которое при популяризации несет ярко выраженную рекламную функцию (например: «Сказочный указ», «Любимые герои рассказов о детстве», «Смешные удачники»). Весьма важным оказывается начало занятия, имеющее определенную задачу. Небезразличным является и способ преподнесения материала (на занятиях кружка известной традицией в создании занимательности стало, например, введение сказочных героев, выбранного сюжета в виде путешествия, экспедиции и др.). [11]
Выделяются также, в связи с особенностями предмета и характером деятельности учеников, приемы, позволяющие делать занимательными те или иные этапы занятия, например: использование элементов драматизации, комических ситуаций, включение игр и т.п. Несмотря на разнообразие подобных средств, они имеют общие основы: новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним впечатлениям. «Все эти особенности, - замечает Г. И. Щукина, - составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристально всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснение, находить выход из создавшейся ситуации».
На занятиях кружка создаются и такие речевые ситуации, когда вымышленные герои сами о себе рассказывают. Это помогает создать на занятиях кружка сказочную атмосферу, настроить ребят на особый лад, перенести их в особый волшебный мир. Такие выступления ребята готовят сами или с помощью учителя. Как правило, в речи детей умело используются отдельные художественные приемы, меткие эпитеты, метафоры и сравнения.
Создать на занятиях особую атмосферу помогает и речь учителя - точная, яркая, выразительная, умело использующая сказочные выражения, эпитеты, определения и сравнения. [32]
Использование на занятиях кружка таких современных средств обучения, как картины, диафильмы, диапозитивы, слайды, магнитофонные записи, позволяет детям еще глубже проникнуть в мир художественных произведений, помогает создать творческую атмосферу в классе, эмоциональный настрой детей на придумывание свой интересной сказки, написание стихотворения.
Картины на сказочные сюжеты обладают наибольшим эмоциональным воздействием на детей, облегчают воспитание художественного вкуса. Они используются на занятиях кружка для обучения школьников описанию, поскольку дают для них уже «готовый» материал, т.е. изображения предметов и явлений художественного мира. Кроме того, словесное описание того, что изображено художником предполагает установление определенных связей между отдельными частями картины, т.е. построение высказываний описательного характера. Причем картины на сказочные сюжеты позволяют потренировать учащихся в художественном описании увиденного: обращение к этому стилю оправдано характером того изображения, которое предстоит описать ученику, и он как бы соревнуется с художником в яркости, красочности словесного описания. Кроме того, картины на сюжеты художественных произведений стимулируют воображение учащихся, могут использоваться как материал для дальнейшего развития сюжета, намеченного художником, или для восстановления предыстории того, что изображено им. Например, на основе картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» детям предлагается придумать удивительный случай, который поможет им войти в картину, познакомиться с ее сказочными героями, принять участие в удивительных приключениях Ивана-царевича и серого волка.
Картины на сюжеты художественных произведений, иллюстрации, детские рисунки используются как художественное оформление занятий кружка. «Речь идет о возбуждении интереса и поддержании интереса учащихся, - отмечала М.А. Рыбникова. - … Нужна смена живых и запоминающихся впечатлений».
Пробуждению интереса к той или иной теме, созданию творческой атмосферы на занятиях кружка способствует использование картин, репродукций, иллюстрации народных сказок И.Я. Билибина, на занятии «Сказочные герои» - картины «Три богатыря», «Бой Ивана-царевича с трехглавым Змеем», «Иван-царевич на сером волке» В.М. Васнецова, «Иван-царевич и царевна-лягушка» (с линогравюры Б. Преснякова) и т.п.
На занятиях кружка используются диафильмы, диапозитивы, слайды. Проецирование кадров диафильмов, диапозитивов, слайдов обеспечивает крупноформатное, четкое, красочное изображение, что облегчает восприятие, дает более яркое и емкое представление о героях художественной литературы.
Светящийся экран концентрирует внимание учащихся на изображении, поскольку ограничивает поле наблюдения и тем самым помогает управлять этим наблюдением, руководить движением мысли учащихся, стимулировать их познавательную деятельность.
На занятиях учитель может использовать серию диапозитивов к сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»: диакадры, рисующие портреты сказочных героев, эпизоды боя Ивана крестьянского сына с чудо-юдом. На занятии учащиеся с помощью диафильма «Иван-царевич и серый волк» восстанавливают и пересказывают содержание «Сказки об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
На занятиях кружка используется и звукозапись - грампластинки и магнитофонная запись. Работа со звукозаписью развивает творческие способности учащихся. На занятии, посвященном «секретам» волшебной сказки, звучит магнитофонная запись радиопередачи «У тесовых ворот сказки». Со сказочной легкостью она не только переносит нас в сказочную страну, где мы встречаемся с любимыми сказочными героями и их помощниками, но и раскрывает несколько сказочных «секретов». Это инсценированный рассказ, в котором участвует сказочник и любые сказочные герои, которые сталкиваются с определенными трудностями в сказочной стране, преодолеть которые им помогают чудесные помощники. Сказочные герои спорят, думают, ищут и находят для себя каждый раз что-то новое, интересное в Стране Сказок. И вместе с героями к этим поискам и открытиям, удивительным встречам невольно подключаются и радиослушатели. Таким образом, жанровая форма радиопередачи облегчает восприятие материала на слух, помогает вызвать интерес к «секретам» волшебной сказки (художественным произведениям), показывает, как должна рассказываться сказка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11