Рефераты. Методика внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах

p align="left">Эмоциональности радиопередачи способствует музыкальное сопровождение. Радиопередача развивает воображение, творческие способности учащихся, поэтому членам кружка полезно рекомендовать составление новых, своих вариантов радиоинсценировок. На занятиях кружка часто звучит музыка. Волшебная сказка замечательно воплощена в образах музыки: опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и музыке П.И. Чайковского, в пьесе Н.А. Островского «снегурочка»; опере-сказке «Кощей Бессмертный» Н.А. Римского-Корсакова, его же «Симфонической сказке». А.К. Лядов создал «Бабу-Ягу», «Кикимору», «Волшебное озеро» для симфонического оркестра. Среди фортепьянной литературы также есть страницы, навеянные русской сказкой: у П.И. Чайковского в «Детском Альбоме», «Няниной сказке», «Бабе-Яге». Образ Бабы-Яги дает и М.П. Мусоргский в «картинах с выставки» и т.д.

Благодаря использованию на занятиях кружка современных средств обучения школьники воспринимают мир художественной литературы во всем многообразии звуков, во всем блеске красок. Перед ними оживает чудесный мир, заполненный светом, солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молнии. [18]

Уголок внеклассного чтения.

В «Уголке внеклассного чтения» размещаются по крайней мере три полки, стол или стенд для книг. На каждой из полок хранится в строго систематизированном порядке печатная продукция. Обычно верхняя полка отводится под художественную литературу. В основном это те книги, которые составляют классную библиотеку и возможный в условиях школы передвижной фонд. Все книги расставлены по темам, которые обозначены красочными разделителями, а внутри каждой темы по алфавиту.

На второй полке в «Уголке чтения» постепенно выстраивается уже не художественная, а научно-познавательная литература, которой детей приучают пользоваться на уроках внеклассного чтения и природоведения, когда перед ними встают те или иные вопросы, требующие точных фактических данных.

Третья полка предназначена для сбора и хранения детской периодики, т.е. новых и старых журналов и газет (отдельных номеров и подборок).

На стенде вывешивается рекомендательный список литературы к очередному уроку и домашнее задание, а на столе размещается классная картотека по одной или нескольким интересующим класс темам. Там же учащиеся в течение недели могут ежедневно, на период пребывания в школе, выставлять книги, которые они находят, рассматривают и читают к уроку внеклассного чтения, с тем чтобы обмениваться читательской информацией. Кроме того, на столе всегда лежит стопка закладок, которыми дети пользуются, если берут книгу с первой или второй полки. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением классного помещения, а дать ребенку возможность общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит учитель в работе с детьми в течении недели. Если он знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5-7 сказок, интересных, разнообразных, качественных с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.

Периодичность книжного обмена так же зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и учителю, и детям. Но, если смена книг произошла, учащимся надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками: Х.К. Андерсен «Снежная королева». / Пересказали с датского Т. Габбе и А. Любарская; Рисунки Анастасии Архиповой. - М.: Детская литература, 1986.

Художник Ника Гольц. - М.: Эксмо-Пресс, 2001; Х.К. Андерсен «Снежная королева». / Перевод с датского А. Ганзен; Иллюстратор - народный художник России Борис Диодоров. - М.: Дрофа, 2001; Х. К. Андерсен «Снежная королева». / По переводу с датского А. Ганзен; Художник Владислав Ерко. Киев: А- БА- БА-ГА-ЛА-МА-ГА, 2002.

Дети не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художника, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.

Можно выставить книги И. Токмаковой, которые иллюстрировал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рассматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом содружестве поэта и художника.

Можно организовать выставку книг писателей-художников Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Можно выставлять серии книг. В настоящее время, например, издательство «Дрофа» выпускает серии красочных книг «Сказки нашего двора», «Посиди, послушай». Интересной представляется серия книг современных поэтов издательства «Самовар». [5]

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

Подбирая книги для книжного уголка, нельзя смешивать фольклорные и литературные произведения. Выставлять вместе их можно в том случае, если в литературном произведении нашел отражение сюжет фольклорного, например: русская народная сказка «Морозко», немецкая народная сказка в обработке Братьев Гримм «Бабушка вьюга» («Госпожа метелица») и сказка В. М. Одоевского «Мороз Иванович».

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы учитель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети однажды принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15-20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в класс. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детьми, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. [7]

Внеурочная индивидуальная и групповая работа в связи с чтением книг

1 класс

Работа в уголке чтения:

- участие в составлении книжных выставок по теме и жанру;

- поддержание порядка в уголке чтения (организация и сохранность книжного фонда);

- выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «в мире книг»;

участие в конкурсах на лучший рисунок, поделку по прослушанным произведениям, декламацию стихотворений.

2 класс

Работа в уголке чтения:

- активное участие в создании и работе классной библиотеки (расстановка книг на полках по темам, оформление разделителей, формуляров на книги, простейших карточек на прочитанные книги; выдача книг, целенаправленное пополнение разделов библиотеки научно-познавательной и прикладной книгой);

- выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «В мире книг».

3 класс

Работа в уголке чтения:

- составление книжных выставок: тематических, авторских, по жанрам, по видам изданий,

- расстановка книг по темам в классной библиотеке;

- составление простейших карточек на любимые книги;

- работа в «книжной больнице»;

- выполнение игровых заданий по таблицам «В мире книг».

4 класс

Работа в уголке чтения:

- организация справочного раздела классной библиотеки;

- сбор книг-справочников;

- составление картотеки на книги классной библиотеки;

- выполнение игровых заданий, предложенных в таблицах «В мире книг».

Выводы:

1. Книжный уголок в кабинете внеклассного чтения не только элемент необходимой среды, это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привлечению детей к образу книги, возбуждающая интерес к ним, желание рассмотреть и прочесть их.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для учителя. [6]

Литературные игры.

Литературная игра - понятие достаточно обширное, вызывающее неоднозначные ассоциации. Для кого-то это - прежде всего школьные воспоминания о литературных конкурсах по прочитанным произведениям. Любители и знатоки литературы наверняка вспомнят многочисленные, характерные особенно для постмодернизма, литературные произведения: игры с читателем, произведения-шифры, произведения загадки. Литературные игры и конкурсы особенно интересны тем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию, т.е. школьным учителям, студентам и преподавателям вузов, отчасти воспитателям детских садов.

Литературные игры открывают далекие горизонты, множество интересных и удивительных стран. Сразу вспоминается бессмертное: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем и ночью Кот ученый, все ходит по цепи кругом». [2]

Существуют различные виды литературных игр, однако все их объединяет то, что любая литературная игра - это всегда игра с литературным текстом. С полноценным, осмысленным прозаическим или стихотворным текстом, а не с отдельными словами или грамматическими конструкциями. От участника игры может потребоваться либо воспроизведение или интерпретация уже существующего литературного произведения, либо создание собственного произведения - полностью оригинального или основанного на чужом творчестве - по более или менее строго заданным правилам. Практически в любой литературной игре присутствует элемент творчества, однако его значение может быть различным - есть игры, где творчество является основополагающим принципом, в других творческий элемент стремится к нулю. По этому критерию, литературные игры можно разделить на две группы:

1) основанные в первую очередь на эрудиции (знание существующих литературных текстов);

2) творческие.

Это разделение отчасти условно, т.к. существует ряд игр, в которых эрудиция и креативность сочетаются, порой даже уравновешиваются. В отдельную подгруппу творческих литературных игр можно выделить игры «В литературе», где на основе игры или с использование игровых элементов создается произведение, имеющее очевидную художественную ценность. Итак, в какие же литературные игры можно поиграть на досуге или включить в культурную программу праздника?

Игры, основанные на эрудиции.

К таким играм относятся многочисленные литературные конкурсы, в которых нужно:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.