- назвать литературного героя по краткому (иногда поэтапному) описанию;
- указать источник цитат, приводимых в тексте известного автора;
- или просто ответить на вопросы по литературному произведению, творчеству известного писателя и т.д.
Причем основой конкурса могут служить различные литературные источники: и конкретное литературное произведение, и различные произведения одного автора, или, например, литературные стили и направления определенной эпохи - вариантов множество.
Литературные конкурсы, основанные на творчестве классиков русской литературы - достаточно распространенный развлекательно-познавательный (или контролирующий - по решению учителя) элемент уроков литературы в школе.
Литературные конкурсы могут проходить по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?». Здесь можно ознакомиться с игрой по книге А. Волкова «Волшебник изумрудного города», построенной по модели игры «Кто хочет стать миллионером?», т.е. содержащую ряд вопросов с вариантом ответов и три традиционные подсказки. По различным видам литературных конкурсов для детей и школьников разного возраста написано немало пособий и методичек.
В начальной школе используются следующие виды литературных игр: викторины, литературные турниры, различные конкурсы и олимпиады, КВН и др. [7]
Таким образом, форму проведения внеклассных занятий выбирает сам учитель, в зависимости от особенностей класса, возможностей школы и своих личных предпочтений.
1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя
Современные требования к литературному образованию подрастающего поколения нашли отражение в школьных программах. Программой узаконены новые формы руководства самостоятельным чтением учащихся - уроки внеклассного чтения и факультативные курсы по литературе. Но в кружках и факультативных занятиях принимает участие лишь небольшая часть школьников, уже полюбивших книгу. А наше время требует приобщения к книге всех учащихся. Разбуженная читательская активность, в свою очередь, заставляет совершенствовать методы организации кружковой и факультативной работы.
В связи с введением факультативных курсов по литературе у учителей несколько ослаб интерес к урокам внеклассного чтения, хотя эти уроки, обязательные для всех, позволяют в какой-то мере систематически контролировать и направлять самостоятельное чтение всех учащихся. Нельзя сказать, что часы, отведенные программой на беседы по внеклассному чтению, полностью решают эту проблему, но они позволяют систематически обобщать читательский опыт школьников и направлять их интересы. Уроки внеклассного чтения - это лишь вехи, а между ними - повседневная кропотливая работа учителя и разбуженная читательская активность учащихся.
Чем вызывается эта активность? Прежде всего программными уроками по чтению, их содержанием, качеством, творческим началом. В процессе изучения литературы учитель рекомендует учащимся прочитать наиболее значительные произведения писателя, книги о его жизни и творчестве, воспоминания современников о нем. В распоряжении учителя целый арсенал побудительных средств - рассказ о книге или писателе, организация выставок, конкурсы, работа над сочинением, подготовка к литературному вечеру, конференции, выпуски литературных газету. Все это, вместе взятое, и создает в школе ту литературную атмосферу, которая более всего способствует рождению читательской активности. [9]
Какие книги отобрать для обсуждения на уроках внеклассного чтения решает учитель, опираясь на рекомендательный список, предложенный программой, и учитывая желание учащихся.
Правильно делают те учителя, которые пытаются установить связи между классным изучением литературы и внеклассным чтением учащихся. Жизнь показала, что эти связи могут быть самыми разнообразными и высшей степени плодотворными.
Само название - урок внеклассного чтения - нуждается в разъяснении с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и другие вспомогательные средства. [5]
Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, - это особая атмосфера, которая и определяет успех дела. «Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер». Наблюдения показали, что при повторении через год или два учащиеся хорошо помнят то, о чем говорилось на этих уроках. Это естественно, так как уроки внеклассного чтения проводятся по материалу, особенно близкому интересам учащихся, а особенная настроенность их обеспечивает прочность усвоения.
Контроль за чтением должен проводиться главным образом в процессе подготовки, а не на самом уроке. Урок - это праздник, и ничто не должно омрачать его. Ребята это очень быстро понимают, и те, кто не подготовился, чувствуют себя виноватыми, стараются предупредить учителя заранее. Как правило, случаи неподготовленности бывают очень редко. Учащиеся любят эти уроки, ждут их и серьезно готовятся к ним. [13]
Учителя давно отказались от обязательного выставления в журнал привычной оценки всем участникам урока внеклассного чтения. Удобной формой контроля за чтением на ряду с другими может быть зачет. Все, кто прочитал произведение и сделал в тетради по внеклассному чтению соответствующую запись, получают зачет. На последней странице тетради записывается тема урока и ставится подпись учителя. После выполнения работы учитель отдельно беседует с учащимися. Отметка о зачете может вносится в журнал, особенно на первых парах, пока ученики не привыкнут к новым для них формам учета их труда.
Конечно, и на уроке внеклассного чтения необходимо ставить оценки в журнал учащимся, сделавшим доклад, активно участвующим в обсуждении, так как проделанный учеником труд требует признания, поощрения и порицания. Но в данном случае обычная пятибалльная система оказывается недостаточно гибкой, и приходится прибегать к словесным оценкам-характеристикам. Иногда простое замечание учителя - «глубокая мысль», «интересное выступление», «замечательно оформленная работа», «непоследовательно», «бездоказательно» и т.д. - значит для ученика гораздо больше, чем формальная «пятерка» или «тройка» в журнале. Ученик привыкает видеть оценку своего труда прежде всего в том, как принимают его выступление товарищи, учитель, а это уже акт самосознания, «одна из существенных сторон подготовки человека к «взрослой», самостоятельной жизни, где нет пятибалльной системы, а поведение и деятельность человека оцениваются много сложнее, чем наблюдая живую практику проведения уроков внеклассного чтения, учитывая свой опыт и опыт других учителей, освещенный в печати, можно отметить, что в общей системе уроков внеклассного чтения и в методике построения каждого урока определились некоторые закономерности, позволяющие выделить несколько типов уроков, в соответствии с целями и задачами, которые они решают, а также определить место каждого урока в общей системе внеклассной работы по литературе».
1. Вводные уроки. Это уроки, посвященные общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. О необходимости таких уроков говорила Н. К. Крупская, называя их «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, приобретают навыки пользования каталогом, получают советы, как выбрать книгу, как читать, какой системе следовать в чтении. Такие уроки пока проводятся далеко не во всех школах, хотя необходимость в них становится все более очевидной.
2. Уроки рекомендации книги. Назначение этих уроков - пропаганда хорошей книги среди школьников. Школа располагает многими испытанными методами рекомендации книг. Это красочно оформленные списки и плакаты, выставки книг, рассказы учителя и учащихся о новых интересных книгах, раздел в школьной газете «Советуем прочитать!», передачи по школьному радио, вечера, диспуты и т.д.
Широкое распространение в системе руководства самостоятельным чтением учащихся в последние годы заняли уроки и конференции, посвященные рекомендации книги. Проводятся они часто в форме устных журналов, что позволяет учителю привлекать музыку, живопись, фотографию и рисунок. Такие уроки и конференции стали не только способом пропаганды книги, но и эффективным средством эстетического воспитания учащихся.
3. Уроки по углублению понимания прочитанного. В общей системе уроков внеклассного чтения эти уроки должны занимать ведущее место, поскольку главная задача учителя - научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Практика проведения таких уроков разнообразна. Это урок-беседа, урок-диспут, конкурс чтецов. На этих уроках широко используется выразительное чтение, художественное рассказывание, учащиеся готовят инсценировки, викторины, самостоятельно работают над композицией и языком произведения. В этой группе следует выделить на первое место беседу и диспут, так как эти методические формы организации урока требуют наибольшей активности и самостоятельности учащихся. [18]
Поскольку, ребенок тратит больше времени на чтение дома, чем в классе, учителю необходимо проводить беседы с родителями, о важности семейного чтения.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями. [44]
Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь е в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. [16]
Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и прочитать книжку. Хотя потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или любимым сериалом. Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий - два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю - полный день от подъема до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям и жалуемся, что дети все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, увлечение виртуальным миром или уход подростка «на улицу» во многом результат именно этого. Они ищут компенсацию недостатку общения.
А ведь чтение вместе - это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное. [31]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11