Опять предлагаю закрыть глаза и ничего не меняю на картинке.
- Откройте глаза. Что изменилось? (Ничего.)
- Догадайтесь, как можно это записать равенством?
Дети предлагают: 4--0=4, 4+0=4.
- Что показывает эта запись? (Ни одной рыбки не убрали, ни одной рыбки не добавили.)
- Откройте учебник.
Ученик читает задание и объясняет, что на первой картинке слева 4 круга, а справа 6, кругов стало больше на 2, значит, этой паре картинок подходит равенство 4+2=6.
Аналогично обсуждаются все пары картинок. Интересно, что и картинке (вторая во втором ряду), на которой изображено по четыре кружка, подходят два равенства: 4+0=4 и 4--0=4.
Естественно, дети пытаются найти и к следующей картинке тоже два равенства, но дано только одно 7--0=7. Тогда они сами предлагают другое 7+0=7. Некоторые говорят, что одно равенство записано неверно (7+0=4), и, если вместо 4 написать 7, то это равенство подойдет к последней паре картинок.
Меня радует, что дети дают такие ответы. Это показатель того, что они анализируют рисунки и осмысленно соотносят с ними числовые равенства.
- А если рассматривать изменения в каждой паре картинок не слева направо, как это дано в учебнике, а справа налево, то какие равенства можно записать к каждой паре?
Предлагаю сделать это самостоятельно, кто сколько успеет за 5 минут.
После этого дети легко находят место нуля на числовом луче, и мы выясняем, что в этом случае обозначает число «0» (не отложили ни одной мерки, начало луча).
Определив место нуля на числовом луче, мы выполняем задание № 106. Дети самостоятельно записывают в тетрадях равенства: 0+5=5, 3--3=0, 0+6=6, 9--9=0.
При проверке они читают равенства используя (кто может) математические термины (слагаемое, значение суммы) и поясни ют, что обозначает каждое число в равенстве на числовом луче.
Затем они на числовых лучах находят значения выражений:
0+3+2 /луч а/
0+4+2 /луч в/
9--7--2 /луч г/
Дети накладывают на страницу учебник прозрачную пленку и выполняют задание. Выясняем, какие изменения они внесли на каждом лучевом числе.
Наконец, предлагаем последнее задание. Его нет в учебнике, но мне хочется проверить, догадаются ли наши ученики, как изобразить на числовом луче такие равенства: 3--0=3, 5+0=5.
Задание выполняется самостоятельно, в индивидуальных карточках. Справляются все.
Подводим итог:
- С какими тайнами нуля мы познакомились сегодня на уроке? (К числу прибавляем нуль, получаем это число; из числа вы читаем нуль, получаем это же число; если и трех вычесть 3, то получим нуль; если и любого числа вычесть это же число, получи нуль).
-А если к нулю прибавить нуль? А ее ли из нуля вычесть нуль?
Так кто же был прав, с каким числом и с какой цифрой мы познакомились сегодня на уроке?
Урок принес большое удовлетворение детям, а это очень важно для дальнейшего поиска и творчества.
2.2 Исследования и анализ формирования понятия числа у младших школьников
В методических пособиях по обучению математике указания, касающиеся счета в пределах первого десятка, начинается с того, что надо обеспечить наглядный процесс образования группы предметов или восприятия числа. Затем рекомендуется переходить к письму цифр, изучение состава числа и после этого - к сложению и вычитанию. Но отсутствует необходимость выяснения того, какого значение числа и счета.
Поскольку осознанность операций, выполняемых детьми играет большую роль в развитии, следует уже в самом начале привлечь внимание детей к пониманию числа и счета.
Во время прохождения государственной практики Атиковской средней общеобразовательной школе Бурзянского района провела интервьюривание учителем начальных классов с Розалией Рахимовной на базе третьего класса (Приложение 1).
Учительница начальных классов предлагает использовать при введении понятия числа стихотворения, поговорки, пословицы и т.п., чтобы развивать интерес у детей к работе (Приложение 2). Например:
Стихотворения:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный цвет -
Проезда нет,
Желтый -
Будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!
Пословицы:
Горе на двоих - полгоря,
Радость на двоих - две радости.
Среди учителей начальных классов с Розалией Рахимовной, Гульсирой Закировной, Райсой Галиевной также провела анкетирование:
Вы предпочитаете учебники Моро?
Результат представлен в диаграмме:
По результатам видно, что 95% учителей предпочитают учебники Моро.
Вы считаете что программы Моро более удачные?
В этой диаграмме также видно, что 95% учителей считают программы Моро более удачными.
Все ли дети умеют считать когда приходят в школу?
По результатам видно, что большинство учеников умеют считать когда приходят в школу.
Есть ли среди первоклассников умеющих считать до ста?
По результатам видно, что только 40% учеников умеют считать до ста когда приходят в школу. Это только, те ученики, которые посещали детский сад.
Учительница начальных классов Розалия Рахимовна при формировании понятия числа, предлагает использовать сказку по теме «Однозначные и двузначные числа» (II класс, программа 1--4) она начинает заранее, давая им задание освежить в памяти, а кто не читал еще -- прочитать сказку А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Урок начинается вступительным словом о сказке. Далее сообщает, что сорока принесла срочную телеграмму. Один из учеников читает ее:
«Ребята, исчез Буратино! Помогите его найти. Друзья Буратино».
Ребята охотно соглашаются найти Буратино. Но с чего начать поиск? Говорит им, что случайно узнала, что Карабас-Барабас закрыл нашего друга в своем доме и, чтобы он не убежал, повесил на дверь два больших замка. Вы можете открыть замки, решив записанные на них примеры.
На доске нарисованы двери и к ним прикреплены два картонных замка с записанными на них примерами:
11--5 12--7
18--9 14--7
3+8 54 - 6
6+7 4+9
Ребята выполняют решения этих примеров по вариантам, а два ученика работают у магнитной доски, прикрепляя к примерам ответы.
- Решив примеры на замках, -- продолжаю я,-- мы получили ключи от них. Но посмотрите, кто к нам приехал?
На доску прикрепляется картинка с нарисованным вагончиком. В нем лиса Алиса и кот Базилио.
- Ребята, они утверждают, что вы не знакомы с Буратино. Они хотят увезти его в Страну Дураков, а в доме закрыть Дуремара. А вы ведь хорошо помните Буратино? Давайте попробуем составить его портрет.
К доске прикрепляется обратной стороной разрезанный на 8 частей портрет Буратино. На каждой части записаны примеры:
9 - 1 10--7
3+4 11--2
5+5 12--6
5+6 10+8
Дает задания:
- Найдите пример с ответом 8. восемь увеличьте на 3. Найдите пример с таким ответом.
- Уменьшаемое 17, разность 8. Найдите вычитаемое. Найдите пример с таким ответом и т.п.
Из поставленных по порядку карточек собирается портрет Буратино.
- Вот мы и освободили Буратино! А сейчас вместе с ним повеселимся.
Проводится физкультминутка под песню из кинофильма «Приключения Буратино».
- А теперь успокойтесь, я ваш гость, Буратино, послушает, как вы умеете читать числа.
Чтение хором написанных на доске чисел:
9 2 0 5 7
11 18 20 14 13
Спрашивает, сколько цифр потребовалось для записи чисел в первой строчке? Во второй?
Делает вывод: 9, 2, 0, 5, 7 -- однозначные числа, 11, 18, 20, 14, 13 -- двузначные числа.
- А теперь, пользуясь набором цифр, покажите однозначные числа, двузначные. Назовите все однозначные числа в пределе 20. Назовите все двузначные числа в пределе 20.
- К Буратино пришла Мальвина. У нее много шаров с записанными на них числами. Запишите в первой строчке все однозначные числа, во второй все двузначные.
Проведите взаимопроверку. К нам пришел еще один друг Буратино -- Артемон,
К доске прикрепляется рисунок Артемона с записанными числами:
- Ребята, какие числа здесь записаны -- однозначные или двузначные? Назовите числа по порядку и скажите, какое число пропущено.
Затем проводится физкультминутка под мелодию песни «Когда мои друзья со мной» и начинается работа над пройденным материалом.
Задание на дом приготовила вам, ребята, черепаха Тортилла. Она очень торопилась, но приползла только к концу урока.
На доску вывешивается рисунок черепахи, несущей листок с заданием: № 3, с. 55.
- Итак, ребята, сегодня на уроке у вас - побывали любимые герои сказки А. Толстого и вы вместе с ними познакомились с числами, состоящими из одного знака и из двух знаков. Это однозначные и двузначные числа.
Наблюдение - учительница над понятием числа работала очень хорошо. Внятно объясняет и всегда использует наглядные пособия. В конце урока всегда хвалит их за активность, внимательность и выражает благодарность за урок.
Протоколирование урока, проведенного Атиковской средней общеобразовательной школе Бурзянского района, учительницей начальных классов с Розалией Рахимовной. Она во время урока всегда использует занимательные материалы, чтобы интересно было детям. Дети понимают и хорошо усваивают тему, довольны проведенными уроками (Приложение 3,4).
По результатам исследовательской работы видно, что учителя подходят к формированию понятия числа. Творчески придают особое значение, используют много дополнительного материала, в виде загадок и наглядных пособий.
2.3 Опытно - экспериментальная работа и апробирование формирование числа у младших школьников
Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих мыслительной работы, преодоления определенных трудностей. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств. Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные упражнения, задания, игры, сказки, несомненно, что на этапе начального обучения математике преобладающую роль играют задания на усовершенствование счета.
Учащиеся сначала изучают числа как объект, а потом используют как средство выполнения арифметических действий, решения задач и примеров, сравнения множеств предметов, применения в практической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8