Моро М.И. О роли математики для школьников//Начальная школа, 2003. - №2. С.3.
Новоселова Г.М. Звезды и числа нумерология. - М.: Библиополис, 1999.
Ожигова Е.П. Развитие теории чисел в России. - СПб.: Наука, - 1972. С. 350.
Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. - М.: Ювента, 2002 - С.64.
Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. - М.: Баласс, С - инфо, 1999. С.180.
Програмно-методические материалы. Математика. Начальная школа./ Составила И.А. Петрова. - М.: Дрофа, 1999. - С.180.
Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. - М.: Просвещение. 1988. - С. 320.
Веселая математика: Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: Град-Пресс. АСТ - Пресс, 1994.
Казачкова Т.М. Число и цифра 8 // Начальная школа,- 2007. - №5.
С. 3.
Добренкова М.М. Состав числа 9 // Начальная школа,- 2007. - №12.
С. 25.
Рудницкая В.В. Чему научит математика? // Начальная школа,- 2007. - №7. С. 39.
Жабская Г.М. Урок математики // Начальная школа,- 2004. - №11.
С. 2.
Пирогова М.М. Математика - это замечательно! // Начальная школа,- 1999. - №6. С. 2
Клини С.К. Введение в математику. - М.: Изд. инст. лит., 1957.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы интервьюривания:
По какому учебнику в вашем классе организовано обучение математике?
Как вы вводите понятие числа?
Какой дополнительный материал используете для изучения понятия числа?
Все ли дети легко усваивают понятие числа?
Ответы:
По учебнику М.И.Моро.
Сначала объясняю устный счет, потом письменный.
Все занимательные задания стихи, сказки, пословицы, загадки можно использовать при изучении новой темы и в остальных уроках.
Некоторые дети тяжело усваивают, если они до школы не научились считать.
Приложение 2
Пословицы:
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года,
чтобы научиться лени - только три дня.
Горе на двоих - полгоря,
Радость на двоих - две радости.
Лентяй дважды работает.
Кто скоро помог,
Тот дважды помог.
Один - задириха, другой - неуступиха.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Считалки:
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь ты.
Три Наталки,
Три скакалки -
Не хватает им считалки.
Пусть дадут им поскакать,
Мы поможем им считать.
Три пожарника бежали,
По ступенькам поскакали
И тащили длинный шланг -
Это было просто так.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы -
Ты подойди-ка поводи!
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Веселые стихи:
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан.
И на нем все ноты точки
Разместились по местам.
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять)
Почему Егорка
Прибежал веселый?
Первую пятерку
Он принес из школы.
И не говорите -
Это достижение:
Сами посмотрите -
Пять… по поведению.
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
Семь исполнилось Сереже,
Стал умнее он и строже.
Пролетит за годом год,
В класс седьмой он перейдет.
Учиться любит старший брат,
Но воскресенью тоже рад.
Учебных дней в неделе шесть.
И день один на отдых есть.
(Сколько дней в неделе?)
Загадки:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(Дни недели.)
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой - вертун. (Корова.)
Приложение 3
Число и цифра 5
Алгазина Розалия Рахимовна,
учитель начальных классов,
Атиковская средняя общеобразовательная школа Бурзянского района.
Цель: - познакомить с числом и цифрой 5, составом числа 5, формировать представление о пятиугольнике.
Оборудование:
у учителя на доске: вагончики, маршрут путешествия с заданиями;
у учеников: индивидуальные наборные полотна с цифрами и арифметическими знаками.
Ход урока:
I. Подготовка к новой теме. Работа с геометрическим материалом.
Учитель "находит" на полу геометрическую фигуру. Дети, кто потерял нос? Проверьте, у всех нос на месте.
(дети догадываются, что это человечек на доске без носа)
У.: Как можно назвать этих двух человечков?
Д.: Это близнецы, потому что у них все одинаковое.
А у третьего братца нос пропал.
У: Поставим нос на место.
(идет выбор геометрической фигуры)
Как называется эта геометрическая фигура?
Д.: Пятиугольник, потому что у него пять углов.
У.: Выложите с помощью палочек такой же пятиугольник у себя на парте.
Сколько палочек потребовалось?
Значит пятиугольник - это фигура...
Чего еще 5?
Д.: - 5 пальцев, 5 рублей, оценка 5.
II. Знакомство с числом и цифрой 5
1.У:
Кто может найти цифру 5 у меня на наборном полотне.
Найдите ее на своих наборных полотнах.
Найдите место числа 5 в натуральном ряду.
Назовите его соседей.
2.Письмо цифры 5
Показ образца учителем.
Работа детей в тетради на печатной основе (с.41)
3.Работа над составом числа 5.
А) У.: Посмотрите, а теперь я могу назвать всех человечков близнецами?
Д.: Нет, у них разное количество волос. У двух человечков 5 волос, а у последнего 4.
У.: Добавим столько, сколько не хватает, (на доске) 4 + 1=5.
А теперь можно назвать их близнецами? Поприветствуем их аплодисментами.
Б) У.: посмотрите на их волосы внимательно. Они разного цвета. На какие две группы их можно разделить? Составим примеры.
(на доске) Коричневые + Желтые = Волосы
Ж + К = В
В-Ж = К
В-К = Ж
У.: На своих наборных полотнах составьте числовое выражение к первому равенству. Сколько коричневых? Желтых? Всего?
3 + 2 = 5
2 + 3 = 5
5-3 = 2
5-2 = 3
III. Закрепление
1. Счет в прямом и обратном порядке +.
У.: Сегодня близнецы поедут на каникулы к бабушке, которая живет в Москве.
На каком виде транспорта туда можно добраться?
На чем ехать удобнее?
Д.: Удобнее ехать на поезде
У.: Можем ли на таком поезде ехать?
Д.: Нет, у него отцеплены вагоны.
2. Игра "Числа заблудились"
Расставьте вагоны по порядку номеров
У: Как называется такой состав? ЛОКОМОТИВ.
Считаем хором, сколько всего вагонов?
1,2,3... 10 проверим, не ошиблись ли мы. Считаем в обратном порядке.
3. Фронтальная работа (по индивидуальным полотнам)
А) Арифметический диктант. Покажите число, которое идет
перед числом 4
после числа 7
стоит между 4 и 6
на 1 больше, чем 6
предшествует числу 6
последующее за числом 9.
Как вы думаете, в каком вагоне едут близнецы (№5). Вагончики с какими номерами, находятся рядом с ними?
Б) У.: Даем сигнал к отправлению поезда.
Игра по командам " Зажги светофор". Вставьте знаки >,<,=. Если команда справится без ошибок, загорится зеленый свет. И мы отправляемся в путь
.
Молодцы! У всех зеленый свет. Поехали!
В) Ой, ребята, а здесь нет пути. Бревнами завалило дорогу. Давайте расчистим ее.
Покажи нужный знак "+" или "-".
На бревнышках примеры:
(Дети показывают знак и объясняют его постановку… Было 3, стало 2; 2<3 ставлю знак «-»)
У.: Дорога свободна. Посмотрите, на что она похожа?
Д.: Это числовой отрезок.
У.: - Каждое деление - станция.
Мы находимся в точке 1.
К нам попасть в точку 5?
Составьте выражение на наборном полотне 1+4=5.
Навстречу нам из точки 4 в точку 3 движется поезд.
Составьте выражение 4-1 =3.
(Таким же образом составляются другие выражения)
4-2=23-2=1 1+2=3 4-3=1
IV. Физминутка
Паровоз кричит: "Ду - ду!
Я иду, иду, иду."
А колеса говорят:
"Так, так. Так, так"
V. Работа в тетради на печатной основе (с.40)
№4 Давайте посмотрим, что же взяли близнецы в дорогу.
Б) №3 Самостоятельная работа.
Проверка работы
VI. Решение задач (устно)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8