Рефераты. Методы формирования понятия числа у младших школьников

p align="left">В опытно - экспериментальная работа проводилась в трех этапах:

этап - констатирующий. Мы работаем в Атиковской средней общеобразовательной школе Бурзянского района на третьем классе. Данный класс не соответствует для проведения исследовательской работы, в зависимости от этого ходила на в 1 класс, который учится 10 учеников и вела специальную работу.

В контрольном классе проводила контрольную работу в форме диктанта.

Покажи число, которое идет

- перед числом 2

- после числа 5

- предшествует числу 3

- последующие за числом 8

- стоит между 6 и 8

- на 1 больше, чем 9

Запиши число которой состоит из 1 десятка и 3 единиц.

Запиши число которой состоит из 2 десятков и 1 единицы.

Первое слагаемое 10, второе слагаемое 8. Найди сумму.

Уменьшаемое 21, вычитаемое 11. Найди разность.

Запиши в тетради только те числа, которые пропущены в этом ряду (на доске записан такой ряд: 1, 2, …, 4, 5, …, 7).

Цель этого этапа на сколько дети умеют считать. Для этого провела устную работу.

Задачи в стихах:

По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли.

За ними еще четыре идут,

Сколько они найдут?

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

Гуляет в джунглях старый слон,

И одинок, и грустен он.

Но подошел к нему сынок,

И больше слон не одинок.

(Сколько слонов теперь?)

Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

- Два, но дедушке дадим,

И останется…

В класс вошла Маринка,

А за ней - Аринка,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят?

Завтракали на привале.

Нам с собой яичек дали,

Всмятку два и пять крутых.

Сосчитай-ка сколько их?

Три ягненка дружно жили

Да козлят еще четыре.

(Посчитай-ка сколько всех?)

У маленькой Светы

Четыре конфеты.

Еще дала три Алла.

Сколько всего стало?

Семь огурцов собрали с грядки.

Пять огурцов уж съели.

Осталось сколько их, ребятки?

Вы б считать сумели?

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?

Оценила, хотя в 1 классе десятичная система счисления, независимо от этого получила такие результаты:

В первой диаграмме показаны результаты математического диктанта. Как мы видим, дети не очень хорошо усвоили порядок чисел.

Во второй диаграмме отражены результаты устной работы. По этой диаграмме видно, что дети хорошо знают устный счет.

Этап - формирующий. Выполняют упражнения для развития мышления:

Посчитайте до 10 и обратно.

Назовите число, которое следует за числом 7, 5, 9.

Назовите соседей числа 8, 3, 6.

Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, …

На полянке резвились 6 медвежат и 2 лисенка. Сколько всего зверей на поляне?

Вычисли разность чисел:

5 - 4 10 - 8

- 3 9 - 6

На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов стало?

Уменьшаемое 17, разность 8. Найдите вычитаемое.

Какое число в ряду чисел стоит справа от числа 14? Слева от числа 17?

Какое слово здесь спрятано?

6+1=О 3-2=Д

8-2=Л 4+1=О

9-5=Ы 1+2=Ц

5+3=М

8

5

6

7

1

3

4

Результат:

В этой диаграмме отражены результаты формирующего этапа, т.е. как дети выполняли упражнения для развития мышления.

Этап - контрольный. Провела контрольную работу, чтобы проверить улучшился ли результат:

Вычисли:

3 + 2 5 + 3

6 - 2 4 - 2

Решите задачу:

На полянке играли 6 зверят, из них двое медвежат, а остальные лисята. Сколько лисят на полянке?

Какое число стоит между числами 8 и 10? Между числами 15 и 17?

Запишите число, которое нужно прибавить к 1, чтобы получилось 5.

Назовите разные составы числа 8.

Результат контрольной работы:

Как мы видим по диаграмме результат улучшился. Дети хорошо стали выполнять задания по понятию числа, т.е. они усвоили эту тему.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные формы работы предполагают обращение младших школьников к своему опыту, отражение собственного понимания семантического смысла чисел, что способствует более глубокому осознанию сущности. Данные формы работы в большей степени ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций мотивационной сферы обучения математики. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников, развивает их творческую активность, самостоятельность и в конечном итоге - личность учащихся.

Задача формирования понятия числа является одной из центральной в курсе преподавания математики в начальной школе.

Работу по формированию понятия числа можно строить через развитие познавательных способностей учащихся; реализуя дифференцированный подход в обучении.

Формирование понятия числа у младших школьников вызывает определенные трудности. Ошибкой со стороны учителей, вызывающей нежелательные последствия, является использование однородных тренировочных упражнений, нерациональных методов и форм обучения, неумение активно вовлечь учащихся в учебную деятельность.

При формировании данного понятия необходимо применять разнообразные методы и приемы, учитывать психологические особенности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нами были изучены особенности формирования понятия числа у младших школьников путем изучения специальной педагогической литературы - теоретически и экспериментально на базе Атиковской средней школы Бурзянского района.

Требованием сегодняшнего времени является ориентация на приоритет развивающей функции обучения. В качестве оценки эффективности обучения должны выступать не только показатели знаний, умений и навыков, но и, в частности, уровень сформированности определенных интеллектуальных качеств.

Формирование у школьников младших классов понятие числа и операций над ними остается одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении. Изучив данный вопрос, выявили, что формирование данного понятия у младших школьников вызывает определенные трудности. Для их преодоления ученые и педагоги находятся в поисках оптимальных методик и приемов: разрабатывают программы, совершенствуют методики преподавания, применяют различные приемы. Однако проблемы остаются: не всегда понятие числа усваивается всеми учащимися на высоком уровне. На сегодняшний день нет универсальной методики обучения по формированию понятия числа. Каждый учитель выбирает программу по своему усмотрению. Но по какой бы программе не занимались дети, в результате они должны усвоить в полной мере понятие числа и уметь производить операции над ними, а не заниматься просто «зазубриванием» темы.

Поставленная нами, в начале работы цель изучить особенности формирования понятия числа у младших школьников достигнута. В соответствии с актуальностью и целью нами решались следующие задачи: изучена история возникновения понятия числа; изучены содержание понятия числа; изучили особенности формирования понятия числа у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М., 1984.

Шевченко И.И. Арифметика. Учебник для 5 и 6 классов восьмилетней и средней школы. - М., 1962.

Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 - 3 классах. - М.: Просвещение, 1975.

Бекаревич А. Н. Формирование понятия числа в 4-8 классах. - Минск, 1985.

Задачи для контрольных работ по математике / Под ред. Л. П. Стойлова, Н. Н. Лаврова, Л, О. Денищева, В. Л. Морозова. - М., 1993.

Н. Я. Виленкин, Н. Н. Лаврова, В. Б. Рождественская, Л. П. Стойлова; Под ред. Н. Я. Виленкина / Задачник-практикум по математике. -М.: Просвещение, 1977. - 204 с.

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2002. - 288 с.

Канбекова Р.З. Основы начального курса математики. Стерлитамак: СГПИ, 1997.-238 с.

Математика / Под ред. Н. Я. Виленкин, А. М. Пышкало, В. Б. Рождественская, Л. П. Стойлова. - М., 1977. - 350 с.

Математическая энциклопедия-Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1982.

Ю.Микулина Г.Г. Учим понимать математику 1 класс М., 1994 г. 120с.

Минская Г.И. Формирование понятия числа на основе изучения отношения величин // Вестник - 2000 -№ 7 С. 25-37.

Обучение и развитие / Под ред.Л.В. Занкова. - М., 1975.

Стойлова Л.П., Пышкало A.M. Основы начального курса математики. М., 1988.

Актуальные проблемы методики обучения математики в начальных классах. / Под ред. М.М. Моро; А.М. Пышкало. - М.: Педагогика, 1977. - С. 58.

Волина В.В., Праздник числа: Книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 1993. - С. 33.

Воложкина М.И., По страницам старых учебников // Начальная школа. - 1993. - №4 - С. 63.

Виноградов И.И. Основы теории чисел. - СПБ.: Лань, 2004. - С. 87.

Ершов Ю.Л. Теория нумераций. - М.: Наука, - 1977. - С. 404.

Зайцева Л.С. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы 1-3 классы. - М.: Просвещение, 1988.

Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Об особенностях работы по учебнику математики для 1 класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа, 1999. - №9. - С. 32

Истомина Н.Б. Методика обучения в начальных классах. - М.: Просвещение, 2002. - С. 13.

Истомина Н.Б. Проблемы современного урока математики в начальных классах//Начальная школа, - 2001. - №4. С. 69.

Каплан Б.С. и др. Методы обучения математики. - М.: Наука, 1981. - С. 25.

Ломако М.В., Звонова Е.В. Нестандартные уроки математики//Начальная школа, 2002. - №8 - С. 38.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.