В образовательных системах многие характеристики случайны и, следовательно, экстраполяция модельных свойств действует в весьма ограниченных промежутках варьируемых параметров. Это существенно снижает прогностические возможности моделирования в образовании и доверительные интервалы целевых функций модели.
Моделирование образовательного пространства означает обобщение, перенос, проецирование характеристик, антологических признаков, выделенных в нём, на некоторую другую область или же новое состояние данной области.
Задача моделирования образовательных систем в обнаружении ресурса саморазвития, который корректирует возникающие проблемы и трудности за счет ресурса самосовершенствования - это капитал образовательного процесса, формирование которого необходимо наращивать.
Очень часто внутрисистемный образовательный язык оказывается непонятен представителям других сфер деятельности. Школьная жизнь, не совпадающая с обыденной, противоречива. Искусственность школьной образовательной среды, слабая восприимчивость к компромиссам, иногда невозможным в рамках действующей нормативно-правовой базы, приводит к необходимости экстраполировать модельный процесс в жёстких рамках - внешней границе и матрице ограничений, определяющей внутреннее состояние системы. Поэтому важнейшим требованием в описании современных образовательных систем должна быть максимальная гибкость моделей её функционирования. Модель, раскрепощающая внутренние ресурсы образовательной системы, способы взаимодействия с внешним миром и взаимодействия с социумом требуют создания метаязыка - строгого с точки зрения научности и свободного от самоуверенности и ложной простоты мультимедийных подходов. Очень часто педагогический язык излишне заформализован, а само стремление к технологичности образовательной деятельности разделяют на части неделимое - личность, в которой иногда непостижимым образом присутствует несовместимое. Многообразия форм организации условий протекания образовательной деятельности выстраивают, по представлениям Г. Лейбница, " множественность перспектив", которые, однако, весьма субъектны по отношению к создателям моделей, над которыми довлеет соблазн предвкушения наперёд заданного результата. Модели одного и того же образовательного процесса для отдельного человека, общества и государства оказываются различны. Требуются экспертные модели образовательного процесса - синтез представлений о моделируемых процессах как основание для принятия управленческих решений в масштабах глобальных систем. Стратегия реформирования образования состоит в интеграции идей, вытекающих от равно-значимых и поощряемых государством подходов к моделированию.
Глава 2. Применение моделирования в технологическом образовании.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе К.В. Эпоева
Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, выставки, в музеи декоративно-прикладного искусства, встречи со специалистами различных областей сельскохозяйственного производства, ветеранами труда и боевых сражений). Внеурочная работа по технологии, как и по другим предметам, является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается в качестве эффективного средства расширения и углубления знаний, полученных детьми, а также повышения познавательной активности школьников.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
- организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
- расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
- организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;
- привлечения к учебному процессу родителей, специалистов местных хозяйств, сельского социума:
- расширения учебной зоны;
- реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
- повышения интереса школьников к учению.
Несмотря на то, что конечная цель уроков и нетрадиционных занятий по технологии - подготовить учащихся к будущей профессиональной деятельности в стремительно меняющихся условиях информационно-технологической цивилизации, максимально развив их творческие способности и личность в целом, - совпадает, нетрадиционные формы работы имеют свои, специфические задачи обучения, воспитания и развития. Они, в первую очередь, должны:
- способствовать углублению, расширению и совершенствованию приобретаемых школьниками на уроках знаний, умений и практических навыков;
- расширять политехнический кругозор школьников, их творческие возможности;
- развивать интерес учащихся к технологии как к учебному предмету;
- повышать уровень продуктивности познавательной деятельности детей;
- воспитывать уважение и любовь к труду, ответственности за последствия принятых решений и своей деятельности;
- повышать общую и технологическую культуры школьников.
Нетрадиционные формы занятий отражают и несколько видоизменяют все основные направления в работе по технологии (обслуживающему и техническому труду): усвоение и повышение уровня сообщаемых теоретических сведений; формирование практических умений и навыков, их совершенствование; многоплановое развитие личности школьников в процессе активной трудовой деятельности.
При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.).
Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии в сельской школе
Принцип
Реализация принципа на практике
Принцип индивидуального подхода к учащимся
Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей
Принцип связи теории с практикой
Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:
а) теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение;
б) внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.
Принцип сознательности и активности деятельности школьников
Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами
Принцип избирательности
Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности
Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность
Принцип добровольности участия школьников в деятельности
Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям
Принцип занимательности
Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения
Ниже мы предлагаем варианты проведения нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе. В нижеследующей показаны возможность учета на занятии межпредметных связей, места проведения занятия за пределами школы, а также возможности привлечения к занятию специалистов, родителей, жителей села.
Нетрадиционные формы организации занятий технологии в сельской школе
№ п/п
Наименование мероприятия
Межпредметные связи
Место проведения
Привлечение специалистов, родителей, социума
1
Конкурс кулинаров
Основы здорового образа жизни
Биология
Химия
Изобразительное искусство
Школа
Клуб
Родители
Члены школьного актива
Члены клуба
2
Экскурсия на молочную ферму
Основы экономических знаний
Частный дом
Подворье
Местные хозяйства
Работники фермерских хозяйств
Сельский социум
3
Конкурс «А ну-ка, девочки»
Декоративно-прикладное искусство
Литература
На природе
4
Конкурс «А ну-ка, мальчики»
5
Профессии пищевой промышленности
Обществоведение
Социальные и хозяйственные службы
Столовая
Работники всех специальностей
6
Профессия - повар
Экономика
Кулинарное училище
Сотрудники и студенты профессионального учебного заведения
Технологи пищевой промышленности
7
Обед в походных условиях
География
Члены родительского коллектива
8
Кухня народов мира
Магазин
Повар-кондитер
9
Праздник урожая
МХК
Музыка
В гостях
Работники клуба
Местные жители
10
Праздники и обычаи родного края
Библиотека
Сотрудники библиотеки
11
Ярмарка
Математика
Основы маркетинга
Основы предпринимательства
Рынок
Сотрудники магазина
Сотрудники клуба
12
Кулинарный брейн-ринг
13
Кулинарные состязания
Работники столовой
14
Проекты
Все предметы образовательного цикла
В зависимости от содержания занятия
Специалисты широкого круга профессий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6