Рефераты. Научная организация педагогического труда

p align="left">Принципы НОПТ - это исходные положения теории организации педагогического труда. К принципам НОПТ относятся:

- принцип организации действия

- принцип организации измерения

- принцип общеорганизационного назначения.

1.3 Теория и практика организации управления процессом педагогической деятельности

Управление рассматривают, как целенаправленное, планомерное воздействие извне на организованный объект или процесс перевода системы из одного состояния в другое.

Каждый современный руководитель стремится постичь науку управления, овладеть его научными методами, в совершенстве изучить объект управления и конечно же, иметь возможности применить свои знания на практике.

Если попытаться выявить главное звено в цепи проблем организации управления школой, то по моему мнению, им является организация педагогической деятельности учителя и НОТ ученика.

Решение задач научной организации труда учителя и учащегося имеет не только тактическое, но и стратегическое значение. В втором случае НОТ обеспечивает на уровне современных требований воспитание высокой организованности учащихся, подготовку их к жизни, к труду.

Для учителя практический интерес представляет вопрос о том, где именно в НОПТ «заложены» элементы управления педагогической деятельностью, и когда в процессе труда возникает потребность в относительно самостоятельном решении управленческих задач.

Можно проследить, как в той или иной конкретной педагогической деятельности - в процессе ее организации реализуется функция управления. В качестве примера возьму урок - самая распространенная совместная деятельность учителя и учащегося.

Звонок. Учащиеся входят в класс, садятся на сои места и готовятся к занятиям. Здесь налицо самоорганизация. В каждом конкретном случае - лучше или хуже - «срабатывает» сложившийся стереотип коллективной деятельности учащихся. Об управлении можно говорить лишь после того, как в классе появляется учитель.

Урок, как и любая другая деятельность, начинается с постановки цели. Чтобы достичь поставленной цели в соответствии с содержанием работы, требованиями к обучению и воспитанию учащихся, условиями в которых деятельность осуществляется, учитель формирует комплекс задач, соответствующих поставленной цели. В соответствии с этими задачами избираются целесообразные методы, средства, составляются организованные принципы планирования.

Реализуя план, учитель не просто стремится решить ту или иную организационную задачу, а придерживается определенного регламента, установленного в его плане на основе личного опыта. Одновременно он ведет наблюдение за процессом труда, регистрирует в памяти все, что поддается обычному наблюдению. Для получения более объективной, достоверной информации и осуществления обратной связи учитель осуществляет контроль. На всех этапах урока педагог стремится к достижению наилучшего результата.

2 Принципы и методы в внедрения научной организации педагогического труда в практику

2.1 Принципы и методы организации педагогического действия

Организация процесса педагогического труда опираются на методы, которые вытекаю на таких исходных положений НОТП, как формулировка цели и задач (целиобразование), выбор целесообразных форм и методов труда, научно обоснованное планирование, выбор и целесообразное использование техники, средств труда. Эти методы называются организационными, ибо они организую деятельность, и научными, поскольку они организуют деятельность, и научными, поскольку они органично слиты с научной теорией.

Рассмотрим методы и приемы определения цели и задач отдельных видов педагогической деятельности.

Цель педагогического труда - это знание о предполагаемом результате, идеальное его представление, предвосхищение.

Задача в педагогической деятельности - это частная цель, поставленная с учетом конкретных условий, это задание на выход к какой либо части общей цели.

Если цель - идеальная модель предполагаемого результата деятельности, то задачи как частные цели - это этапы к достижению общей цели, характеризующие сам процесс труда. Компонентами любой целостной деятельности являются цель, мотивы, средства, условия и результаты труда.

Цель деятельности должна быть связана не только с содержанием и мотивами, но и со всеми другими компонентами - условиями, средствами, трудом в целом. Цель задает и предопределяет выбор методов и средств деятельности. Однако автоматически это не достигается, для этого педагогу нужны определенный знания и умения.

Методика формулировки цели и задач обучения и воспитания учащихся - это в жатом виде теория целеобразования в процессе педагогической деятельности. Она вскрывает сущность самого процесса целеобразования, закономерностей НОТП, и отвечает на вопрос, как правильно сформулировать цель и задачи педагогической деятельности.

Составить план - скорректировать работу, сделать ее организационный чертеж, модель, программу - помогает метод планирования педагогического труда учителя. Планирование - тонкий процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы учебной или воспитательной работы с учетом всех определяющих факторов.

Задача НОТП - рассмотреть то общее, что характерно для планирования любой педагогической деятельности и может быть использовано, как основа для разработки любого плана с учетом специфики предстоящей деятельности. Метод планирования включает в себя операции по оценке педагогической обстановки с точки зрения перспективных целей, предвидению хода и результатов работы.

2.2 Принципы и методы измерения процесса и результатов педагогического труда

Принцип нормирования труда. Понятие «нормирование» означает руководящее начало, правило, образец. В обучении и воспитании без них не обойтись. Решению задач нормирования педагогического труда способствует принцип нормирования и его методы. Как исходное положение научной организации педагогического труда, нормирование определяет комплекс затрат, действий, необходимых для выполнения заданного объема работы при учете определенных организационно-педагогических и технических условий.

Понятие «нормирование» включает в себя три компонента: затраты труда (труд), объем работы и условие работы.

В педагогическом труде есть нормы, которые установлены соответствующими законами, директивными указаниям: продолжительность рабочего дня, отпусков, нормы рабочей нагрузки учителей различных предметов.

Сам же педагог должен уметь нормировать учебное занятие - по объему и сложности: иметь учебные программы, определяющие объем и сложность содержания материала, указано время, необходимое для изучения той или иной темы.

Если нет нормирования, то нет и образцов, по которым проверяется учительская деятельность. В последнее время в педагогической литературе наряду с «нормированием» употребляется термин «стандартизация». Это понятие более широкое, так как включает в себя разработку и обычных норм, и требований к нерегламентированным видам педагогической деятельности.

Мастерство учителя определяют многие компоненты, в том числе учет и контроль своей педагогической деятельности. НОПТ, разрабатывая принципы и методы учета, который предстоит целенаправленно наблюдать и изучать. Это первый шаг учета и контроля. Второй состоит в том, чтобы зафиксировать факты, явления и события, выявленные в процессе наблюдения. Третий шаг - критический анализ результатов учета, пора обобщений и выводов, необходимых для принятия оптимального решения.

Учет и контроль - важные функции педагогического труда. Если учет - это система получения измерений результатов труда, их группировка и анализа сведений, выраженных прежде всего в количественных показателях, то педагогический контроль связан с получением информации о содержании, организации, процессе и результатах труда.

Основными школьными методами контроля и учета являются наблюдение, опрос, различные виды контрольных работ, решение задач, опорные схемы и др.

Научная организация труда тесно связана с проблемой принятия оптимальных решений. С принятием решений связан, в конечном счете, любой выбор. Если решение принимается с учетом всех обстоятельств, условий, то его называют оптимальным, а сам процесс выбора и принятия такого решения - оптимизацией.

Оптимальность, как составная часть системы принципов НОПТ и как ведущий принцип группы измерения процесса и результатов труда помогает находить наиболее благоприятное решение, действие, способы, условие и результаты. А это ведет к гуманизации и в конечном счет - научной организации труда.

3 Опыт научной организации деятельности учителя

3.1 Вопросы общей организации труда учителя в школе

Учитель работает в коллективе, следовательно, усовершенствование его деятельности в первую очередь связано с обшей организацией труда в школе. Успех в решении этого вопроса приходит тогда, когда руководители школы, весь педагогический коллектив глубоко осознают, что ведущим направлением научной организации их труда является стимулирование и организация творческих поисков учителей, постоянное совершенствование содержания и организации педагогической деятельности.

Успех педагогического творчества зависит от разделения педагогического труда. Рекомендуется вначале разделить соответствующие виды педагогической деятельности между членами коллектив, предоставив каждому возможность выступить с инициативой, дельным предложением. Достичь такого взаимопонимания и взаимодействия, при котором и учитель и весь коллектив работали над общей программой слаженно, с наименьшими затратами времени, сил и средств. Такое разделение труда требует от администрации включиться в работу по продуманному и целенаправленном подбору и расстановке кадров, четкому распределению служебных обязанностей, системы взаимодействия в коллективе.

Высокий уровень коллективного творчества, рационализация форм и методов педагогического труда возможен в коллективе, где труд обоснованно нормирован, тщательно спланирован, где на основе норм и плана предусмотрен контроль и учет.

Заниматься любимым делом лучше всего на хорошо организованном рабочем месте. Рабочее место учителя - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Если оно хорошо продуманно, по современному обустроено, работать на нем становится легче и приятнее. Совершенствование условий труда и отдыха учителей рассматривается в НОПТ, как органическая часть учебно-воспитательного процесса.

Значение такого направления НОПТ - совершенствование системы стимулов к труду. Обучение и воспитание немыслимо без планомерного и систематического побуждения. В стимулировании нуждаются и сами учителя. НОПТ требует создания и умелого использования четкой системы морального стимулирования учительского труда. Практика показывает, что такой системы во многих школах нет.

Совершенствование системы повышения квалификации учителей имеет первостепенное значение, так как обеспечивает успех всех других направлений, вооружая учителя современными достижениями науки и техники (практики), содействуя развитию педагогического творчества и мастерства.

Все рассмотренные направления НОТ в творческой жизни педагогических коллективов одинаково важны. Отсутствие любого из них снижает эффективность труда коллектива. Высокий общий уровень организации труда в школе - залог и надежная основа совершенствования труда учителей и учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.