Рефераты. Научная организация педагогического труда

p align="left">В результате исследования ученых и творческих поисков педагогов разработан и внедряется в практику ряд новых подходов к обучению учащихся: программированное обучение, проблемное обучение и другие. Остановимся на вопросе организации внедрения новых подходов обучения в практику, так как внедрение научных идей есть не менее важная задача НОПТ, чем их разработка.

Новых подходов к обучению в изобилии, а результаты их внедрения, как правило, мало ощутимы.

Причин такого положения много. Однако главная из них связана с отсутствием разработки предметно-методического уровня каждого из новых подходов с учетом возрастных особенностей учащихся. Сказывается и неподготовленность учителей к их восприятию, а порой и просто игнорирование организационного аспекта этой проблемы.

Появление новых направлений в обучении породило ряд проблем. Первая из них состоит в определении границ распространения того или другого подхода его реальных возможностей для решения различных типов учебных задач.

Вторая проблема заключается в соотношении старых и новых подходов к обучению В решении этой проблемы НОПТ исходит из того, что не все традиционное сразу и полностью устаревает, а все новое не возникает на пустом месте. В процессе взаимодействия новых и традиционных подходов последние, выступая в новых связях и отношениях становятся более совершенными.

Суть третьей проблемы связана с выявлением отношений между новыми подходами к обучению учащихся.

Ввести педагогов, руководителей школ в сущность организационного аспекта рассматриваемой проблемы - значит помочь им определить логику и структуру организации учебного процесса. НОПТ, предлагая общую схему внедрения новых подходов к обучению, прежде всего рекомендует тщательно изучить данный метод, уяснить его творческую сущность.

3.4 Организация воспитательного процесса

В узком, педагогическом смысле воспитание относительно самостоятельно, хотя и тесно связано с обучением поскольку обучение является воспитывающим. Но как ни велико воспитательное значение обучения, оно не адекватно воспитанию. Воспитание есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания, что подтверждается многолетней практикой всей системы народного образования нашего государства.

Современная психология в качестве основных видов деятельности человека называет игру, учение, труд и общение, указывая, что для каждого возраста характерен определенный вид деятельности. Воспитание подрастающего поколения осуществляется через эти основные виды деятельности. Для того, чтобы обеспечить всесторонне воспитание учащихся, нужна организация их всесторонней деятельности, а не простая совокупность разнохарактерных мероприятий. Воспитательные мероприятия, как известно, дополняют, расширяют, связывают воедино, поднимают на качественно новый уровень знания, навыки, умения, установки и другие качества личности, сформированные в основных видах деятельности. Конечно, есть и отдельные мероприятия, имеющие большое самостоятельное воспитательное значение.

Воспитательные мероприятия - одна из существенных частей воспитательной работы. Их не следует переоценивать, что нередко приводит к переходу из одной крайности в другую. Так, одни учителя вместо организации разносторонней деятельности учащихся ограничиваются отдельными воспитательными мероприятиями, тем самым сводя на нет самостоятельную деятельность ребят. Другие неправильно считают, что стоит лишь хорошо организовать учебный процесс, как отпадет необходимость в специальной воспитательной деятельности.

Поскольку учащийся развивается и формируется в деятельности, то главная задача заключается в том, чтобы наилучшим образом организовать те виды деятельности, которые в данном возрасте, как установлено психологам, эффективно развивают и формируют личность школьника. Даже начинающие учителя легко справляются с отдельными педагогическими мероприятиями, но к сожалению, далеко не все в состоянии хорошо организовать целостную, а тем более коллективную деятельность учащихся. Поэтому следует обратится к НОПТ, ее рекомендациям по организации воспитания школьников в процессе обучения. Для школьника учебная деятельность является основной и ведущей на целых десять лет. Стоит организовать творчески поиски педагогических коллективов, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, всей учебной деятельности.

У опытного учителя вся внеурочная учебная деятельность, даже дополнительные занятия, если в них возникает потребность, не является простым продолжением урока не по форме, ни по содержанию. Эта новая форма работы, где меняются ролевые функции педагога, возрастает время непосредственного общения с учеником, а также самостоятельность и активность школьников.

Когда речь идет о дополнительном занятии то не только педагог, но и учащиеся должны знать с какой целью оно проводится, какие задачи необходимо решить.

Большое место в школьной жизни отводится организации и такой внеучебной воспитательной работе, как классные часы, посещение театров, музеев, походы по местам боевой и трудовой славы, экскурсии на природу, на производство, военно-спортивные игры, туристические путешествия.

3.5 Организация научной, методической и общественной работы

В этот раздел входит широкий круг вопросов работы учителя, связанный с общественной деятельностью школы. Предстоит разобраться в структуре, знание которой необходимо как руководителю школы, так и каждому педагогу, занимающемуся научной организацией педагогического труда.

Организация научной, методической и общественной работы призвана обеспечить активное участие в следующих видах деятельности:

-в системе политического просвещения и профессионального самообразования

- в процессе творческого поиска педагогического коллектива

- в деятельности школьного методического объединения учителей

- в работе методического объединения классных руководителей

- в общественной деятельности непосредственно в школе.

Творческий труд учителя в единстве с планомерным и систематическим самообразованием и самовоспитанием способствует сравнительно быстрому профессиональному росту и тем самым облегчает общественную деятельность, которая одновременно является мощным стимулом дальнейшей творческой деятельности.

Научная организация педагогического труда становится эффективной лишь при условии комплексного подхода к организации деятельности учителя и учащихся. Практическая задача руководителей школы состоит в том, чтобы организовать внедрение в учебно-воспитательный процесс достижений науки и передового опыта (включая НОПТ и на ее основе), чтобы работать сегодня лучше, чем сегодня.

4 Комплексный подход к организации деятельности учащихся

4.1 Основные средства организации деятельности учащихся

Режим дня учащегося - сточки зрения физиологии и гигиены - есть точно установленный распорядок жизни, предполагающий правильное чередование в течении суток труда, отдыха, питания и сна, соблюдение правил личной гигиены.

Формированием режима дня школьника занимаются учителя, родители, и конечно, сами учащиеся. Мало кто из воспитателей в формировании режима дня видит какую- то существенную проблему. В системе НОПТ режим дня это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, нормативная основа жизни и деятельности учащегося. Ребята у которых правильно организован отдых, правильно организованно свободное время, по другому учатся.

Практическая деятельность, связанная с формированием режима дня школьника, начинается с выяснения, кто из учащихся имеет режим дня и насколько этот режим отвечает обоснованным требованиям, кто и как его выполняет. После изучения общего состояния необходимо уточнить путем бесед, наблюдений, а иногда и эксперимента. Затем на основе примерных режимных моментов и схем режимов для учащихся проводятся беседы с учащимися и родителями о режиме дня, его значении в деле обучения и воспитания. Выясняется есть ли режим дня у других членов семьи, какова их согласованность и т.п.

Разрабатывается режим дня, как правило, самими учащимися (в начальных классах - при помощи родителей), а корректируется учителем, классным руководителем. До этого режим дня согласуется с родителями. Согласованность с ними, несомненно будет способствовать его осуществлению.

Таким образом, с точки зрения НОПТ формирование режима дня учащегося рассматривается как важная педагогическая задача, связанная с организацией воспитания и самовоспитания.

Рабочее место учащегося - это зона его трудовой деятельности и в школе и дома. Это не просто стул, стол или парта, но и их размещение, оборудование, оснащение в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В этой зоне должно быть удобно и интересно трудиться не только в течении рабочего дня, но и на протяжении многих лет учебы. Обеспечить НОТ школьника без целесообразно организованного рабочего места невозможно.

С позиций НОПТ рабочее место - понятие более широкое, чем зона учебного труда учащегося. В системе НОТ рабочее место - фактор повышения уровня организации труда учащегося, фактор его воспитания. Именно здесь реализуются передовые функции режима дня, решаются вопросы эффективности учебного труда, формируются ценные качества личности - точность, аккуратность, бережливость и т.д.

Трудится на хорошо оборудованном и оснащенном рабочем месте, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, легко и приятно. Подготовленное рабочее место создает повышенное эмоциональное состояние, что в сою очередь способствует удовлетворенности труда, формирует положительное отношение к процессу труда, снижает утомляемость.

В школе дела с организацией рабочих мест обстоят в целом неудовлетворительно. В школах, где введена кабинетная система занятий больше внимания обращают на внешний вид кабинета, чем на организацию рабочего места учителя или ученика.

Техника организации личного труда это комплекс автоматизированных приемов, простейших приспособлений и технических средств, позволяющих повысить уровень организации самостоятельной деятельности учащегося.

Цель -ядро организации любой деятельности, потому что в ней как бы скрыта жизненная энергия, необходимая для выполнения той или иной работы.

Задача с точи зрения НОТП - Это поручение, задание, которое следует выполнить на основе определенных заданий.

Важным исходным положением НОТ школьника является умение целесообразно выбрать и использовать методы и приемы деятельности. Чтобы быстрее и эффективнее достичь поставленной цели и решить возникающие по ходу задачи, важно найти и умело применить соответствующие методы и приемы труда.

Планирование - очередное исходное положение НОТ. Сущность его состоит в том, чтобы из разрозненных частей создать целостную систему работы, определить необходимый ее объем и содержание, рассчитать сколько потребуется времени для ее выполнения.

Важно также научить расчету работы во времени. Нормирование требует сама природа человеческой деятельности: без выработки определенных норм нельзя оценивать труд, разрабатывать обоснованный план. Нормирование - это не только путь к улучшению процесса труда, но и способ измерения его эффективности.

В развитии учащихся очень велика роль учета и контроля, позволяющих (при наличии обоснованного нормирования) всегда иметь объективную информацию о состоянии процесса труда, видеть причины своих успехов и неудач, предупреждать отставание.

4.2 Совершенствование организации по видам деятельности

Организация учебной деятельности учащихся под руководством учителя является программой, планомерной и систематической деятельности, в процессе которой педагог вооружает учащихся основами наук. Процесс обучения, осуществляемый учителем и учащимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопонимания и коллективной деятельности учащихся.

Сущность организации учебной деятельности состоит в умении учителя обеспечить творческую активность и самостоятельность учащихся. Это особенно важно в нынешних условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает и уже невозможно делать ставку только на усвоение определенной суммы фактов. На решающее место сейчас претендует умение школьников самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

Главный метод приобретения знаний - сознательное их осмысление и усвоение.

4.3 Основные факторы, определяющие деятельность учащихся

Начнем разговор с семьи и ее социального окружения. Ныне основная масса родителей - это образованные люди, имеющее как правило среднее или высшее образование. Выросли материальная обеспеченность и социальное благополучие каждой семьи. Большая роль отводится в деле воспитания трудовым коллективам и общественности. Школа перестала быть единственным поставщиком информации. На помощь ей пришли новые мощные средства информации - печать, радио, телевидение.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания и организации досуга населения. Телевидение для многих стало надежным спутником жизни, особенно в условиях отсутствия многодетной семьи, детского коллектива, когда во время отсутствия родителей дети остаются наедине с телевизором.

Радиовещание - это наиболее распространенное средство политического, культурного, учебного и познавательного воздействия.

Важным средством массовой информации в среде школьников является детская периодическая печать.

5 Техника организации личного труда

Понятие «техника личного труда» включает в себя совокупность средств, орудий труда, а также простых, но совершенных приспособлений, автоматизированных приемов, применяемых в процессе педагогической деятельности и способствующих повышению ее эффективности.

Основное назначение техники личного труда педагога в том, чтобы сделать учителя сильнее, расширить и увеличить его возможности в достижении поставленных целей. Суть овладения личной педагогической техникой состоит в том, чтобы сделать учителя сильнее, расширить и увеличить его возможности в достижении поставленных целей. Суть овладения личной педагогической техники состоит в отшлифовке, доведении приемов труда до состояния совершенного навыка, который при дальнейшем употреблении не требует существенных затрат времени и энергии, реализуется почти автоматически. В этом случае работа протекает быстро, легко, точно.

Без техники личной работы успех педагогической деятельности в наше время немыслим вообще. Чем солиднее собственный арсенал средств и совершеннее техника личной работы, тем больше высвобождается времени для творческого роста, повышение педагогического мастерства.

Заключение

О НОТ говорят довольно много и вспоминают достаточно часто, но редко по настоящему прибегают к ее помощи. Любая инициатива учителя буде поддержана, встречена с одобрением, если она начнется с дела, с выполнения определенной работы. Единство слова и дела -важная предпосылка успеха.

Внедряя НОПТ, отдельные учителя стремятся сразу же охватить чуть ли не все, выполнить как можно больший объем работы, забывая, что именно НОПТ требует начинать с малого, поэтапно. В решении задач НОПТ есть опасность увлечения не только большим объемом работы, но и стремлением сделать все как можно быстрее. Надо помнить: «лучше меньше, да лучше».

Литература (используемая)

1. Все начинается с учителя/ Под ред. проф. Равкина З.И., - М: Просвещение, 1998

2. Керженцев П.М., Принципы организации труда, - М: 1999

3. Демакова И.Д., С верою в ученика, - М: Просвещение, 2001

4. Раченко И.П. НОТ учителя, - М: Просвещение, 2002

5. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, - М: 1972

Дополнительная:

1. Леви Л., Искусство быть собой

2. Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки, - М: Педагогика, 1990

3. Зотов Н.Д., Нравственное самоопределение личности, М: Знание, 1983.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.