Рефераты. Научная организация педагогического труда

p align="left">3.2 Организация труда учащихся в процессе подготовки к

занятиям

Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывает, проектирует.

От подготовки учителя к занятиям в решающей мере зависит качество урока. Можно сказать, что при слабой подготовке учитель сбивает дыхание «еще на старте», обрекая учебно-воспитательный процесс на самотек и стихийность.

Подготовка учителя к занятиям в решающей мере непосредственно никем не нормируется и не контролируется. Время, необходимое для подготовки к занятиям, зависит от сложности предстоящего занятия, от того насколько освоены учителем применяемые им формы, методы и средства труда, насколько благоприятны условия деятельности, как ученики относятся к учителю.

По уровню подготовки к занятиям учителей можно условно разделить на три группы.

Первая группа учителей имеет определенную систему работы. Подготовку к занятиям они ведут в широком плане, то есть изучают не только все ценное по своему предмету, но используют и все новое в педагогике, психологии, методике и НОТП. У них к каждому занятию есть много заготовок, остается лишь отобрать нужное.

Учителей второй группы объединяет то, что к каждому учебному занятию или воспитательному мероприятию они стремятся совершенствовать свою подготовку, но без определенной системы.

К третьей группе относятся учителя, которые особенно не утруждают себя подготовкой к урокам. Накопив определенный опыт, они делают попытки совершенствоваться однако не столько в период подготовки, сколько в процессе занятия с учащимися. У них процесс подготовки к занятиям обычно состоит из беглого просмотра программы, учебника, пособий, переписывания прошлогоднего плана. В результате вырабатывается шаблон, не позволяющий учителю расти и совершенствоваться.

Есть среди учителей и такие, которые работают неровно. В разное время они занимают место в разных группах, но более тяготеют к промежуточному. Важно одно: среди них мало учителей, система подготовки к занятиям, которых отвечала бы требованиям НОПТ.

Итак, рассмотрим, что значит подготовиться к занятиям в соответствии с требованиями НОПТ. Главное, сводится к тому, чтобы осмыслить важнейшие идеи и принципы научной организации педагогического труда, сформировать четкий режим дня, выделить в режиме труда и отдыха наиболее «творческие часы» для подготовки к занятиям. Недоработка в этом звене оборачивается огромной потерей времени, заметным уроном в деле воспитания.

Важно, чтобы у педагога и в школе, и дома была благоприятная обстановка, имелись хорошо организованное рабочее место, достаточная для подготовки к занятиям личная библиотека. Не менее важна психологическая подготовка учителя, которая во многом предопределяет успех процесса труда и его конечный результат.

В любой педагогической деятельности, в том числе и в подготовке педагога к занятиям, следует выделить следующие действия: ориентировочные, исполнительские и оценочные.

Готовясь к завтрашним урокам, учителю необходимо, учителю необходимо четко и ясно сформулировать цель и задачи деятельности, выбрать целесообразные методы и средства, предусмотреть создание благоприятных условий труда. На ориентировочном этапе подготовки к занятиям важно найти ответы на следующие вопросы: что сделать, каким образом достичь целей. Какими методами и средствами воспользоваться. При каких условиях применять.

Проектировочная деятельность состоит в разработке на ориентировочной основе обоснованного плана, инструментовок по наиболее сложным и трудным задачам. Разработка инструментовок - отдельных индивидуальных заданий для сильных и слабых учащихся - одна из первостепенных педагогических задач. В процессе проектирования учитель находит ответы на такие вопросы, как целесообразность построения той или иной деятельности, подбор вариантов инструментовки, использование которых позволяет организовать эффективное взаимодействие учителя и учащегося, удачно сочетать индивидуальную, групповую и коллективную учебную работу учащихся. В план также закладываются и определенные нормативы, формы контроля и учета, осуществляемые в процессе исполнения.

Программа исполнительских действий в процессе подготовки к занятиям разрабатывается с перспективой и соответственно фиксируется в плане, но особенно подробно и тщательно - в инструментовках. Здесь важно рассчитать, на какие знания, навыки и умения, привычки и способности учащихся следует опереться, что с чем и каким связать, какие причино-следственые связи установить, чтобы достичь поставленной цели наилучшим образом, какую деятельность организовывать, чтобы совершить новый очередной шаг в развитии учащихся.

Существо оценочного (завершающего) этапа деятельности состоит в том, что в процессе этого действия в плане предусматривается проверка и оценка перспективности достижения поставленной цели и задач, изучается вопрос о том, какими средствами цель может помешать выполнить работу наилучшим образом, что следует предусмотреть для преодоления тех или иных затруднений.

Методика этой работы в каждом конкретном случае может быть иной, однако комплекс рабочих действий - един для всех. Следуя этим рекомендациям, учитель облегчает процесс овладения методикой подготовки к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям.

3.3 Опыт совершенствования организации учебного процесса

Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное его звено и не только потому, что состоит почти на три четверти из плановых занятий и занимает 90% времени общения учителя с учащимися.

Чтобы полнее вскрыть резервы, таящиеся в процессе организации учебного труда учителя и учащихся, рассмотрим отдельные этапы учебных занятий с позиции их научной организации. Начнем с опроса учащихся. Изучению нового обычно предшествует выявление того, насколько прочно усвоены прежде полученные знания, закреплены навыки, сформированы умения. Словом определяется уровень готовности к предстоящему занятию. Получив информацию о готовности класса к изучению нового материала, можно выделить две важные организационные проблемы: организацию учебного материала и организацию учебной деятельности учащихся на занятии.

Организация учебного материала дает возможность учашемуся разобраться в предлагаемом материале, укладывать свои знания в определенную перспективу, что делает их гораздо легче и органичнее усвояемыми. Организация учебного материала - это прежде всего задача дидактическая и методическая. Организационный аспект ее состоит в том, чтобы уже в процессе подготовки по каждой теме были выделены: a) система понятий, закономерностей или законов, подлежащих обязательному усвоению, б) система фактов, аргументов, доказательств, необходимых для глубокого осмысления, понимания системы понятий и категорий, в) система практических действий, вырабатывающая необходимые навыки и умения для установления связи науки с практикой, жизнью.

Научная организация материала сразу целыми блоками, составляющими структуру знаний, облегчает их восприятие и запоминание, позволяет учащимся из массы информации выделить главную, формировать систему знаний.

Именно такая организация учебного материала позволяет учащимся направить свое внимание на самое существенное в изучаемом, создает ориентиры, по которым они направляют свои умственные действия.

Учитель должен в совершенстве знать свой предмет и прежде всего его диалектические основы, уметь передавать другим сои знания, выделять в явлении самое существенное, важное, разъяснять и помогать учащимся усваивать, запоминать и применять полученные знания на практике. Достичь этого можно, лишь изучая возрастные особенности восприятия и мышления ребят, условия их развития на каждом возрастном этапе, объем и характер жизненного опыта современных школьников.

«Необходимо владеть диалектической основой науки, которая одна только до конца может вскрыть всю специфику, всю особенность данной науки».

Часто именно в учебном процессе разрушаются диалектические связи и отношения, которые органично присущи каждому предмету, каждой школьной дисциплине. Восстанавливая их при изучении того или иного материала, мы тем самым более экономично организуем его и тем самым способствуем более глубокому и прочному усвоению.

Не менее важной стороной учебного процесса является организация учебной деятельности учащихся на самом уроке. Разумно организованный, учебный процесс создает особое психологическое «поле», обстановку, которая оказывает эмоциональное воздействие на ученика, рождает дух здорового соперничества, энтузиазма, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Для успешной организации учения учителя стремятся основательно изучить учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности, темперамент, интересы способности, отношение к делу, состояние здоровья и др.

Повторение и закрепление нового учебного материала, оценка и учет знаний, навыков и умений учащихся - заключительная итоговая часть урока. НОПТ помогает раскрыть современные аспекты оценочной деятельности учителя, делает ее планомерной и систематической, как и весь учебно-воспитательный процесс. Оценки в журналах и дневниках - показатели учебного труда учащихся, эффективности деятельности учителя. Оценка успеваемости, к которой отдельные учителя нередко относятся небрежно, на самом деле важная психолого-педагогическая проблема. Оценка успеваемости учащегося должна отражать количество и качество знаний, достижений, навыков и умений в их диалектическом единстве. Качество при этом определяется как свойство объективного знания с точки зрения его относительной ценности, взаимосвязей между частями и другими знаниями, а критерий качества рассматривается как конкретные указания на то, как пользоваться им на практике, в том числе и для получения новых знаний.

Успешная оценочная деятельность на уроке возможна лишь при наличии четкой обратной связи, когда на каждом этапе урока учитель получает информацию об усвоении темы и в какой то степени измеряет успехи всех и каждого. Не теряет своего значения и комплексная оценка, которая выставляется ученику после дополнительного опроса с учетом всей его деятельности (поурочный балл).

Существенное значение имеет организация домашних заданий. Родители, учителя, отдельные ученые жалуются на перегрузку школьников домашними заданиями. Существует мнение о том, что домашние задания вообще не нужны, что надо успевать все делать на уроке и научить подрастающее поколение самостоятельно овладевать знаниями. Перегрузка учащихся домашними заданиями возникает по разным причинам. Чаще всего из-за плохой организации труда.

Психофизиология требует, чтобы в процессе деятельности обязательно учитывался ее четкий режим. Для самостоятельной учебной деятельности это означает подкрепление знаний через определенной время, выработку соответствующих навыков, формирование необходимых умений, то есть того, чего далеко не всегда можно достичь на уроках. Отсюда следует, что объем и характер домашних заданий должны быть самым серьезным образом продуманы и индивидуализированы с учетом специфики предмета и возрастных особенностей учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.