Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе
овейший тому пример: жизнь описанной известным журналистом М. Песковым семьи Лыковых в глухой тайге на Алтае. Несколько десятилетий им удавалось жить в изоляции от общества, но в конце концов геологи обнаружили их жилище, таежные отшельники стали контактировать с другими людьми, а последняя из них -- Агафья Лыкова -- уже вполне привыкла и к общению с визитерами, и к «плодам» цивилизации: радиосвязи, лекарствам, жизненно необходимым предметам обихода и продуктам. Жизнь семьи в полной изоляции от общества оказалась невозможной. Потому, наверное, книга В. М. Пескова о семье Лыковых так и называется -- «Таежный тупик» (газетные статьи «Таежный тупик» - трагедия семьи Лыковых).Особенности пищевых, информационных и иных связей человека с природой.
Пищевые связи.
Как и в глубокой древности, между животными современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая емкость среды. Экологическая норма -- примерно 2500 ккал в сутки. В этом его биологическая сущность за многие тысячелетия практически не изменилась. Естественно, что древние предки человека -- собиратели и охотники -- на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. Пищевые (трофические) связи были простыми и непосредственными: потратил свою мускульную энергию (Рис. Пищевые связи человека). При появлении примитивного земледелия на 500 га могли прокормиться 100-200 человек, но энергетические затраты на обработку почвы, посев и сбор урожая возросли в 20-30 раз за счет мускульной энергии людей и домашних животных, применения простейших сельскохозяйственных орудий. При современном высокомеханизированном сельском хозяйстве 500 га могут прокормить 2-5 тысяч человек, а энергетические траты за счет работы сельхозмашин и транспорта, применения удобрений и использования механизмов по переработке первичной сельскохозяйственной продукции возросли в 20-50 тысяч раз. Энергетическая цена 1 ккал конечной, потребляемой современным человеком пищи возросла примерно в 10 раз. Стало быть, при сохранившейся с древности физиологической норме в 2500 ккал современному человеку требуется на ее производство уже 25000 ккал. Но получать ее можно с площади в тысячи раз меньшей, чем в доисторические времена [2].Главные особенности пищевых связей современного человечества -- их усложнение, удлинение и примерно десятикратное возрастание энергетической цены производства каждой калории конечной пищевой продукции при тысячекратном уменьшении необходимой для этого площади. В результате общая экологическая (в данном случае -- трофическая, пищевая) емкость среды обитания человечества возросла во много тысяч раз [4].
Информационные связи.
Все живые существа способны обмениваться информацией с себе подобными для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов среды. При этом, во-первых, используемые ими сигналы, как правило, просты и конкретны: предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнеру или потомству и т.п.Во-вторых, дистанция их действия ограничена: от непосредственного физического контакта до сотен метров или нескольких километров.В-третьих, информативные сигналы фиксируются крайне редко и в простейшей форме («здесь был я» -- через пахучие метки). Например, медведь наносит свою метку как можно выше, чтобы информировать других медведей о своем росте и, следовательно, силе. Накопление такой информации, ее прямая передача и непосредственное использование вторыми и последующими поколениями («внуками» и далее) невозможны [33].Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени [30].У подавляющего большинства видов информационные связи обеспечивают согласованные действия только относительно небольшого числа особей. Например, позы, несущие разную информационную нагрузку у собак [35].Информационные связи в человеческом обществе стоят на более высоком уровне, объединяя целые массы людей - коллективы, жителей городов и поселков, население государств. В принципе они способны обеспечить координацию взаимодействий всей видовой популяции, человечества в целом. Способность к взаимодействиям со средой обитания в форме согласованных общественных действий означает, что человечеству свойственны экосоциальные связи с окружающим миром [15].Согласованные действия тысячекратно усиливают мощь давления человеческих коллективов на среду обитания, несоизмеримого с ее способностью к сопротивлению. Это обстоятельство таит в себе угрозу полного разрушения природы Земли. Поэтому коллективное воздействие на природную среду безотлагательно требует разумного, осторожного управления, ориентированного на перспективу устойчивого развития человечества и природы [26].Качественные изменения трофических и информационных связей, преобразование всего комплекса экологических связей в социально-экологические (экосоциальные) обеспечили быстрое развитие согласованных действий людей по существенному расширению экологической емкости среды обитания человечества [15].
Орудийная деятельность.
Подавляющее большинство видов животных воздействует на среду только через свои индивидуальные качества (сила, скорость, маневренность) с использованием «личного оружия»: зубы, клювы, когти и т.п. (главным образом для нападения), быстрые ноги, камуфляж, прочные покровы, ядовитые железы и т.п. (главным образом для защиты). Эти средства помогают животным трудиться с большей отдачей от энергетических трат: успешнее добывать пищу, обороняться от врагов, строить жилища. Лишь очень немногие виды птиц и млекопитающих научились повышать эффективность своего труда по добыванию пищи с помощью различных предметов (костей, палок, камней, колючек и т. п.). Такие случаи в природе исключительно редки [25].Человек свое личное природное «оружие» -- руку -- намного удлинил и усилил с помощью самых разнообразных орудий охоты и труда. Древние люди с помощью копья могли добывать животных с расстояния 10-20 м. Современные охотники добывают дичь с помощью обычного ружья на расстоянии 30-50 м, а винтовки -- до 100 м и далее. Мощные космические ракеты могут быть использованы в будущем для предотвращения падения на Землю крупных астероидов (типа Тунгусского метеорита и крупнее), уничтожая их (или изменяя траекторию дальнейшего полета) на расстоянии сотен тысяч километров от нашей планеты. У первобытных людей орудийная деятельность началась примерно 1 млн. лет назад [27].Будучи биологическим видом по своему деятельность, происхождению, строению и функционированию организма, человек качественно отличается от всех других существ на Земле особенностями своих экологических связей. Принципиальным экологическим отличием человечества является социальность, наиболее отчетливо выраженная в невозможности для современных людей жить вне общества. Человечество способно также кардинально изменять среду обитания и расширять ее экологическую емкость благодаря способности к согласованным действиям большого числа людей, уникальной энергообеспеченности, использованию самых разных орудий труда и совершенному развитию информационных связей. Эти качественно новые для всего живого на Земле свойства позволяют рассматривать взаимосвязи человечества с природой как социально-экологические, или экосоциальные, а самого человека считать уникальным биосоциальным видом [15].Орудийная деятельность выявлена у насекомых, птиц, млекопитающих. Орудием считается любой посторонний предмет, который используется животным как продолжение какой-либо части тела (челюстей, клюва, лапы) для достижения определенной цели (чаще всего -- для получения пищи).Живущий на Галапагосских островах дятловый вьюрок выгоняет насекомых из их ходов и трещин древесной коры тонкой палочкой или колючкой кактуса [37].В Африке хищная птица -- стервятник умеет разбивать прочную скорлупу страусиных яиц, бросая на них клювом камни.Необычные случаи орудийной деятельности наблюдали во Флориде, США. Возле скопления туристов голубая цапля подбирала несъедобные для нее зерна воздушной кукурузы.В неволе шимпанзе используют палки и разного рода подставки, чтобы дотянуться до высоко подвешенных фруктов [37].Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного молнией огня насчитывает около 0,5 млн. лет. Примерно 50 тысяч лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тысяч лет назад потребление энергии всеми людьми было в 10 млн. раз меньше, чем сейчас. Именно за счет этого миллионно-кратного роста использования найденных и присвоенных человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения человечества. Но если бы никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы так бы и жили сейчас в пещерах.Одной из особенностей человека является наличие подчас неумерной ненависти к себе подобным, проявляющейся в войне. Война является одной из неотъемлемых особенностей человеческой цивилизации. Развязываемые милитаристами, войны приводят к гибели, разорению и обнищанию миллионов людей [25].Ни с чем не сравнимый урон войны наносят и природе, вызывая нарушения в ее хрупком равновесии, приводя к изменениям окружающей среды. Она становится менее благоприятной, а иногда и просто опасной для проживания и нормальной жизнедеятельности. Последствия военных воздействий на природу весьма разнообразны. Их следы наблюдаются и на рельефе, на почве, в воде и воздухе [20, 39].Так, во время двух мировых войн ареной боевых действий стали значительные территории суши и воды. В результате пожаров, вызванных обстрелами и поджогами были уничтожены леса, нарушен почвенный слой, вспаханный гусеницами танков, что привело к эрозии. Особый урон природе наносит ядерное и химическое оружие, убивающее практически все формы животных и растений. После применения оружия массового уничтожения необходимы десятилетия и даже столетия для восстановления какой-либо жизни на пораженной территории [14].
ГЛАВА
II
. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЕ: “ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО”
Главная мысль урока:
На планете более 3 миллионов видов живых организмов, и лишь
Homo
sapiens
- единственный вид, который подчиняется как биологическим, так и социальным законам.
Оборудование:
таблицы по курсу «Общая биология» (раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел «Жизнь первобытных людей»), фрагменты из книг И. Акимушкина «Тропою легенд» и С. Кэрригера «Дикое наследство природы» [5].
Ход урока
А) Положение человека в системе животного царства. Работая с учебником, ученики выполняют следующее задание.Задание. Укажите положение вида
Homo
sapiens
в системе животного царства, а также вспомните характерные особенности каждого таксона. (В классах со слабой подготовкой вторая часть задания выполняется с помощью учителя в ходе фронтальной беседы.)
Примерный образец ответа учащихся.
Человек относится к следующим таксонам:
Тип Хордовые
(Двусторонняя симметрия тела, наличие в эмбриональном периоде развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальной полой нервной трубки);
Подтип Позвоночные
(Позвоночный столб, вентральное положение сердца, головной мозг, парные конечности);
Класс Млекопитающие
(многочисленные и разнообразные кожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, способность к терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную от брюшной полости, дифференцированные зубы и т.д.);
Отряд Приматы
(Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, пронация и супинация кисти, ногти, зубная система не специализированного типа, крупные и направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение);
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.