Рефераты. Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе

i>Надсемейство Человекообразные обезьяны (Редукция хвостового отдела позвоночника, увеличение числа крестцовых позвонков до 4-5 для укрепления таза, аппендикс, четыре группы крови, 3 доли в правом легком и 2 в левом);

Семейство Гоминиды (Поредение волосяного покрова, прямохождение и связанные с ним особенности скелета);

Род Люди (Объем мозга более 750 см3, очень сложное его строение, резкие изгибы позвоночника, мощные икроножные и седалищные мышцы, противопоставление большого пальца на руке и утрата противопоставления первого пальца стопы);

Вид Человек разумный (Мозг объемом 1400-1500 см3 с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребня и др.). .< 24 >

Б) Доказательства происхождения человека от животных по наличию атавизмов и рудиментов. Работа с таблицей из курса общей биологии, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов (остатки мигательных перепонок во внутреннем углу глаза, расположение волосков на плече навстречу друг другу, как у обезьян, наличие небных валиков, аппендикса, ушных мышц и др.) и атавизмов (многососковость, короткий хвост, чрезмерное развитие волосяного покрова у некоторых людей).

В) Выявление влияния факторов внешней среды на человека. Организуется фронтальная беседа, в ходе которой называются абиотические факторы, влияющие на человека:

климатические (свет, влажность, ветер, температура);

физические (радиоактивность, электромагнитные поля, давление, шум и др.);

химические (газовый состав атмосферы, лекарства, ядохимикаты и др.) [29].

Далее заслушиваются подготовленные заранее сообщения учащихся о влиянии различных факторов среды на здоровье человека.

Примерный образец ответа учащихся. Подчинение человека общим биологическим законам подтверждается его морфофизиологической адаптацией к жизни в определенных климатических условиях на протяжении многих поколений. Например, приспособленность к холоду выражается в большей массе тела, коротких конечностях, большем количестве жира, глубоком расположении вен, повышенном обмене веществ, а приспособленность к теплу характеризуется противоположными особенностями анатомии и физиологии организма [13].

Изменчивость ряда признаков зависит от температуры воздуха, то есть от климата. Эти признаки отражают закономерности терморегуляции: пигментация кожного покрова, цвет волос, глаз, толщина слизистой губ, ширина носа. Широконосые распространены в тропическом поясе, узконосые - на севере и крайнем юге. Аналогичные зональные изменения существуют и среди других характеристик: любые формы в северных районах крупнее южных (речь идет о представителях близкородственных видов).

Замечено, что у жителей жарких стран средний вес тела меньше, чем у живущих в умеренном и холодном климате, что является адаптацией к климату [15].

В условиях высокогорья у детей и подростков процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Основными причинами этого считаются: особенности питания, изоляция с обусловленными ею близкородственными браками, а также снижение функции щитовидной железы как адаптивной реакции на гипоксию.

Пример прямой адаптации организма человека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина в условиях распространения тропической малярии и сонной болезни.

На человека влияет весь уклад жизни общества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функций человека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды, отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций [28].

Работа в малых группах с учебником по вопросам

Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?

Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.

Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.

Каким экологическим законам подчиняется человечество?

В чем главное отличие адаптивных возможностей человека от животных?

Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай?

В чем заключается биологическая природа человека?

Почему человек считается биосоциальным видом?

Каким видам животных также свойственны некоторые формы социального поведения?

В чем проявляются экологические отличия человека от других видов?

В чем проявляются экологические сходства человека с популяциями других видов?

В чем заключаются основные отличия использования орудии животными и человеком?

Каким образом обеспечивают себя энергией животные?

В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?

Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.

Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких -- игрой?

Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].

Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются к среде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека к среде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чаще является результатом деятельности самого человека, способного целенаправленно изменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия, чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижает негативное воздействие природных факторов.

Создавая для себя «новую окружающую среду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушает природное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотических факторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия - расплата за цивилизацию) [23].

Г) Социальная среда. Роль социальных связей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного и отрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека.

Работа в малых группах с учебником по вопросам

Задание 1. Заполните таблицу «Биологическая и социальная природа человека».

Биологические характеристики

Социальные характеристики

Рост

Мировоззрение

Развитие

Образование, культура, искусство

Обмен веществ с окружающей средой

Обычаи и традиции

Способность к размножению

Мораль, нормы поведения

Пищевые связи

Использование орудий труда

Адаптация к изменяющимся факторам среды

Масштабы антропогенного воздействия на природу

Задание 2. По аналогии со схемой экологических факторов составьте схему «Факторы социальной среды».

Экологические факторы

абиотические

биотические

антропогенные

Факторы социальной среды (семья, друзья, школа, улица).

Далее учитель предлагает школьникам подумать, какие из перечисленных в схеме факторов должны иметь большее влияние на воспитание детей и выстроить социальные факторы по степени значимости (ребята подводятся к выводу о главенствующей роли семьи и образовательных учреждений в формировании личности) [13].

Задание 3. Назовите положительные и отрицательные последствия НТР на жизнь человека и состояние окружающей среды [31].

Примерный образец ответа учащихся. Положительные последствия: значительное облегчение труда и условий быта человека.

Отрицательные последствия: комфорт производственных условий и быта людей снижает двигательную активность людей (гиподинамия), сокращает время пребывания на свежем воздухе. Человек подвергается новым факторам внешнего воздействия: ускорение темпа жизни, интенсификация труда, усиление влияния химизации, шума, вибрации, изменение состава пищи, возрастание умственных нагрузок за счет уменьшения физических. Физиологические процессы не могут меняться с такой быстротой, с какой изменяются технологические процессы и окружающая среда. Иногда может возникнуть несоответствие между изменениями среды и способностью человека адаптироваться к ним, что ведет к болезням. Изменился и характер заболеваний: ведущее место в картине заболеваемости человечества в ХХ веке занимают сердечно-сосудистые и нервно-психологические заболевания. Возрастает потребление лекарственных препаратов. Появились новые «средовые» болезни - «смоговая» болезнь, токсикозы и др.

Резюме учителя. Распространенное мнение об ослаблении зависимости человека от факторов среды, от окружающей нас природы в связи с уровнем образования и высоким жизненным уровнем не означает действительного «освобождения» человека от законов мироздания. Человек - часть живой природы, и потому его физическое и психическое здоровье зависит от многих факторов. В этих условиях многократно возрастает оздоровительное значение природы для восстановления физических и духовных сил человека.

Также учителем могут быть предложены следующие темы для дискуссий: 1. Любая современная семья может получать пищевую энергию разными способами:

-- через свойственные всем видам животных и подробно описанные в первой части учебника непосредственные трофические связи без вложения дополнительной энергии (например, собирая в лесу ягоды);

-- с использованием энерговложений в виде собственной мускульной силы с помощью простейших орудий труда (например, обрабатывая свой участок земли лопатой, вилами, мотыгой и т. п.);

опосредованно, с использованием денег как энергетических эквивалентов (например, покупая готовые продукты в магазине). Какую примерно часть пищевой энергии ваша семья получает каждым из рассмотренных способов?

2. Энергетические вложения в жизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать. Есть ли пределы этому росту? Если да, чем они определяются? Как скоро и каким образом может прекратиться прирост энерговооруженности человечества? Каковы будут последствия? [7].

Тестовые вопросы на семинар

(Выберите правильный ответ)

Урбанизация - это процесс ….

а - роста численности населения;

б - роста доли городского населения (+);

в - загрязнения среды отходами;

г - усиление давления человека на среду обитания.

В современном человеческом обществе по сравнению с первобытным социальные связи ……

а - ослабли;

б - усилились (+);

в - остались на том же уровне

Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества (увеличение численности населения Земли, загрязнение Мирового океана, кислотные дожди, аварии на атомных станциях, войны, уменьшение озонового экрана, изменение климата Земли, вырубка лесов, опустынивание и др.).

Согласны ли Вы с утверждением, что в Южном полушарии два государства вносят наибольший вклад в стабильность окружающей среды? (Да. Народы Бразилии и Австралии сохраняют в естественном виде огромные территории.)

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.