Рефераты. Некоторые вопросы изучения социальной экологии в школе

очему в наше время невозможно образование новых человеческих рас или подвидов? (Повышенная подвижность людей, увеличение контактов и числа смешанных браков между представителями разных национальностей и рас - все это приводит к ослаблению изоляции - главного фактора формирования новых рас.)

а - нет генетического материала;

б - практически отсутствует изоляция (+);

в - потепление климата;

г - рост численности населения [10].

ГЛАВА III. ИГРА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ”

Цель: вызвать интерес учащихся к экологическим проблемам; выявить и расширить знания школьников о состоянии окружающей среды, глобальных проблемах, установить их причины, следствия, возможные пути выхода из кризиса.

Игра рассчитана на учащихся 11 классов и предназначена для использования во внеклассной работе.

Участники: ведущий, две команды игроков, жюри.

Оборудование: карточки с шарадами.

Правила игры: Игра состоит из нескольких блок-туров, каждый из которых представлен шарадами и тремя вопросами. В блок-туре одна команда - «играющая», другая - «задающая вопросы». Члены жюри должны быть осведомлены и подготовлены по обсуждаемым вопросам. На столе ведущего надписью вниз лежат карточки с шарадами. Шарада задает тему всему блок-туру. Представители команд выбирают по 3 карточки.

В начале блок-тура представитель «задающей» команды зачитывает любую из шарад, «играющая» команда должна разгадать шараду, после чего ведущий задает ей три вопроса из данного блок-тура. Команде предоставляется 30 секунд на обсуждение каждого вопроса.

В зависимости от сложности шарад, вопросов и полноты ответов жюри начисляет «играющей» команде от 1 до 3 очков за каждый правильный ответ. За дополнительный вопрос, заданный по теме блок-тура, а также за правильный на него ответ, можно заработать 2 очка.

В следующем блок-туре команды меняются ролями.

Первый блок-тур

Шарада. Слово состоит из трех букв и двух частей. Первая часть слова - звук, который издает животное класса пресмыкающихся, яд которого используют в медицине. Вторая часть - результат деятельности головного мозга человека, который отличает его от других животных организмов. А вместе - это один из основных загрязнителей городской среды? (Ответ - шум.)

Вопрос 1. Почему шум считают загрязнителем? (Когда интенсивность и частота шума превышает предельно допустимые нормы (80 Дб), он становится причиной психических и физиологических травм. Даже слабый, но постоянный шум вызывает раздражение, усталость, бессонницу. Более сильные шумы - потерю слуха, нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы.)

Вопрос 2. Назовите основные источники шума. (Транспорт, прежде всего автотранспорт, промышленный и бытовой шум.)

Вопрос 3. Предложите меры борьбы с шумовым загрязнением. (Шумопоглощающий асфальт, капсулирование двигателей, звукозащитные окна, зеленые насаждения, звукозащитные валы и стены вдоль дорог, индивидуальные средства защиты - пробки, наушники.)

Второй блок-тур

Шарада. Слово состоит из двух частей. Первая часть слова - голос коровьей души, вторая - то, что стремятся вывести селекционеры, лишенное буквы «Т». Соединив их, получаем то, от чего не может избавиться наша планета. (Ответ - мусор.)

Вопрос 1. Часть бытовых отходов может быть утилизирована методом компостирования. Что это такое? Обоснуйте экологическую целесообразность этого метода.(Компостирование - способ превращения отходов в почвоулучшающие средства, хорошо усваивающиеся растениями. Компостированию поддается часть быта в результате их переваривания получают гумусное удобрение. Это рациональный способ ликвидации отходов, почти не оказывающий отрицательного влияния на окружающую среду.)

Вопрос 2. Какие предприятия нашего города наиболее интенсивно загрязняют отходами производства окружающую среду? (Гидрометзавод, котельные города, спиртзаводы.)

Вопрос 3. Последнее время наибольшую тревогу у ученых вызывает повышенное загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, содержащимися в отходах. Что это за металлы и какое влияние они оказывают на человека? (Это кадмий, ртуть, свинец и др. Основную проблему представляет накопление тяжелых металлов в пищевых цепях и в человеческом организме. Тяжелые металлы попадают в окружающую среду со сточными водами, а также в результате процессов горения. В городском воздухе их содержится значительно больше, чем в сельском, морском воздухе и в горной местности.)

Третий блок-тур

Шарада. Если у названия бытового механизма, из которого мы получаем воду, начальную букву заменить на “Т” и прибавить слово, означающее вид человеческой деятельности, направленной на оздоровление организма, то получим то, что является основным источником загрязнения атмосферы? (Ответ - транспорт.)

Вопрос 1. Автотранспорт - добро или зло? Почему? (Это средство передвижения перевозки грузов, без которого не обойтись. Но очевидны и отрицательные воздействия на окружающую среду: расход топлива и воздуха при эксплуатации, выделение выхлопных газов, продуктов стирания шин и тормозов; выброс вредных веществ, шум, транспортные аварии и др.)

Вопрос 2. Какие вещества входят в состав выхлопных газов? В чем их сущность? (Выхлопные газы автомобилей содержат: оксиды азота, диоксид углерода, водяной пар, диоксид серы, свинец, углеводы, сажу. СО блокирует поступление О2 в кровь, вызывает головные боли, тошноту, свинец - в тяжелых случаях наблюдается малокровие, нервные параличи и др.)

Вопрос 3. Назовите меры, позволяющие уменьшить отрицательное воздействие автотранспорта. (Разработка малоотходных и экономичных двигателей, обезвреживание отработанных газов, мероприятия по уменьшению шума, создание электромобилей и др.)

Четвертый блок-тур

Шарада. Первая часть слова - узкий вытянутый вдоль берега вал, полоса суши или шкаф для хранения напитков. Вторая часть - короткая ветка дерева. А вместе животное, сохраняемое в Тамбовской области? (Барсук.)

Вопрос 1. Назовите известные вам виды редких животных и растений, охраняемые на территории Кабардино-Балкарии: (зубр, ушастый еж, малый крот, кавказский бурый медведь, европейская косуля ; клевер многолистный, мак крупноцветковый, морозник кавказский, лютик балкарский (эндемик КБР, волчник баксанский )

Вопрос 2. Назовите заповедные территории, памятники природы нашей Республики: (Кабардино-Балкарский Высокогорный заповедник, Национальный парк в Приэльбрусье, около 20 памятников природы: Чегемские водопады, Голубые озера и др.)

Вопрос 3. Какие меры по охране окружающей среды проводятся в нашем городе? (Работает комитет по охране окружающей среды, санэпидемнадзор, производится перевод котельных на газовое топливо и др.)

Пятый блок-тур

Шарада. Первая часть - восклицание в форме баранки, вторая - предмет индивидуальной защиты от дождя, лишенное последней буквы? (Ответ - озон.)

Вопрос 1. Что такое озоновый слой? В чем его значение? (Озоновый слой - слой стратосферы, находящийся на высоте 20-45 км, состоит из озона О3, этот слой защищает поверхность Земли от жесткого ультрафиолетового излучения. Он составляет всего около 3 мм.)

Вопрос 2. Что такое «озоновая дыра», «мини - дыры»? (Озоновый слой катастрофически истощается. За последние 15-17 лет в северном полушарии содержание озона уменьшилось на 3%. Озоновая «дыра» область, где убывает озон, впервые обнаружена над Антарктидой. Также «мини-дыры» (субтропические и тропические области, также над Москвой) это недолговременные образования (2-3 недели), перемещающиеся с атмосферными массами.)

Вопрос 3. Назовите причины истощения озонового слоя? (Это прежде всего фреоны - хлорфторуглероды - органические вещества, полностью синтезируемые человеком, содержатся в охлаждающих элементах холодильников, конденционерах, аэрозольной продукции и др. Для здоровья людей фреоны не опасны, но поднимаясь до озонового слоя, под действием ультрафиолетовых лучей, распадаются. При этом выделяется хлор, усиливающий процесс естественного разрушения озона.)

Шестой блок-тур

Шарада. Соединив звук от капающей капли жидкости с наиболее подвижной при разговоре частью лица (устар.), получим название растения семейства крестоцветных, снижающего возможность возникновения генетических мутаций (Ответ - капуста.)

Вопрос 1. Что усиливает возникновение мутаций, а что снижает мутагенный эффект? (Мутагенный эффект усиливают хлорированная питьевая вода, пестициды, радиация, пережаривание продуктов на сливочном масле, шум, вибрация, стресс. Мутации снижают хлорофилл зеленных листьев, пероксидаза капусты, витамин А, витамин Е, аскорбиновая кислота - витамин С.)

Вопрос 2. Радиация способствует возникновению генетических мутаций. Назовите виды ионизирующего излучения. Какой из них наиболее опасен? (Ионизирующее излучение, испускаемое при распаде радиоактивных атомных ядер, бывает нескольких видов - альфа-, бета-, гамма-, рентгеновское и нейтронное излучение. Наиболее опасно для человека альфа-излучение - 1 рад альфа-излучения в 10-20 раз опаснее, чем гамма-излучение.)

Вопрос 3. Какая доза радиации необходима для возникновения генных мутаций? (Для генетических радиационных поражений не существует порогового значения облучения, так как даже самая малая доза может привести к мутации.) [1, 6, 7, 9, 19, 36, 38].

ВЫВОДЫ

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

Разработанная нами программа урока позволила привить учащимся определенные теоретические знания в области социальной экологии, способствовала формированию у них целостного научного мировоззрения о природе окружающего нас мира. Учениками было выяснено роль и место человека в структуре живой природы.

Игровая форма - экологическая шарада - вызвала живой интерес у учеников к экологическим проблемам современного мира, позволила установить их причины, следствия и возможные пути выхода из кризисов.

Проведенные мероприятия имели важное воспитательное значение в плане привития ученикам бережного отношения к природе, друг другу, к своему городу и республике.

ЛИТЕРАТУРА

Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Игровая экология в школе // Биология в школе, №6, 2002. С.54-59.

Боголюбов С.А. Природа: что мы можем. М., 1987.

Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М., 1987.

Вашекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Экология: Учебное пособие. М.: МГУК, 2001.

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1972.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей /под ред. Я.И. Никишова/. М.: Просвещение, 1980. 239 с.

Воронков Н.А. Экология общая, социальная, априкладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Агар, 1999. 424 с.

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966, №6.

Глобальная экологическая проблема /под ред. Г.И. Морозова/. М.: Мысль, 1988. 204 с.

Григорьев А.А. Экологические уроки исторического прошлого и современности /под ред. академика К.Я Кондратьева/. Л.: Наука, 1991. 252 с.

Гришева Е.А. Задания экологического содержания. М.: Просвещение, 1993.

Гордиенко А.Н. Войны второй половины ХХ века: Энциклопедия военного искусства. Минск: Литература, 1998. 544 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М.: Просвещение, 1986.

Данило Ж. Маркович. Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

Демина Т.А. Экология - природопользование, охрана окружающей среды: Пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. М.: Аспект Пресс, 1995. 143 с.

Дмитриев Ю.Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература, 1997.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.

Касатонов В.Ю. Великая держава или экологическая колония? М.: Молодая гвардия, 1991. 224 с.

Криксунов Е.А. Экология: Учебник для 9 класса. М.: Дрофа, 1995. 240 с.

Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития в России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001.

Новикова Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Гранд, 1998.

Пахомов А. П. Методические рекомендации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа, 1998. №6. С.26-28.

Петров В.В. Из жизни земного мира. Минск: БГУ, 1998.

Пономарева О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии // Биология в школе, №1, 2002. С.6-9.

Попова Н.Н. Лаборатория жизни // Начальная школа, 1998. №6. С.46-50.

Почва, город, экология /под ред. академика РАН Добровольского/. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997.

Салеева Л.П. Содержание экологического образования // Биология в школе, 1987. №3.

Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений/. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с.

Социально-экологические проблемы современности и новая НТР /под ред. проф. В.Г. Марахова/. Л.: ЛГУ, 1981. 104 с.

Социально-экологические проблемы регионов России /под ред. проф. А.Т. Никитина/. М.: МНЭПУ, 2001. 441 с.

Социальные аспекты экологии /под ред. академика К.П. Буслова. Минск: Наука и техника, 1983. 232 с.

Ферб П. Популярная экология. М.: Мир, 1971.

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Дрофа, 2000. 288 с.

Чижевский А.Е. Экология у нас дома // Начальная школа, 1998. №6. С.43-46.

Яблонов А.В., Остроумов С.А. Охрана животного мира. М.: Знамя, 1979.

Яншин А.Л., Яншина Ф.Т. Ноосфера // Начальная школа, 1998. №6. С.4-13.

Яншин А.Л. Глобальные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду // Вестник АН СССР, 1989. №6. С.71-82.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочая программа

к изучению спецкурса «Вселенная, Земля, Человек»

(адаптированная программа к курсу «Экология» для 10-11 классов)

Количество часов: 34 (по 1 часу в неделю в 11 классе)

1. Пояснительная записка

Программа углубленного спецкурса «Вселенная, Земля, Человек» призвана рассмотреть спорные вопросы в современной экологии. В ее содержание включен ряд проблем, с которыми столкнулась экология в настоящее время, таких как происхождение жизни на Земле, гипотезы возникновения многоклеточности, совместное воздействие факторов окружающей среды на организм и др.

В программе уделено большое внимание теоретическим занятиям. Это должно способствовать формированию у учащихся целостного научного мировоззрения о природе окружающего нас мира.

Изучение спецкурса предусматривает использование знаний, полученных при прохождении химии, физики, истории, географии, а также естественнонаучных дисциплин, пройденных в младших классах общеобразовательной школы.

Цель данного спецкурса - закрепить и углубить знания, полученные на уроках «Общей биологии», «Зоологии», «Ботаники», расширить общий биологический и экологический кругозор учащихся, увеличить словарный запас научных терминов и понятий, помочь учащимся подготовиться к поступлению в Вузы на соответствующие специальности.

Задачи: Научиться пользоваться литературой и полученными знаниями общебиологических закономерностей происхождения и развития жизни на Земле, решать экологические, биологические и генетические задачи, составлять схемы биотических взаимоотношений, изготавливать простейшие микропрепараты, пользоваться микроскопом.

Настоящий спецкурс «Вселенная, Земля, Человек» охватывает один учебный год. Он рассчитан на учащихся гимназий и лицеев 11 классов естественнонаучного профиля.

2. Тематический план

Содержание темы

Количество часов

1

2

3

4

5

Введение в экологию

Эволюция Вселенной и Земле

Общая экология

Социальная экология

Экологические основы охраны окружающей среды

1

2

19

6

6

Итого

34

3. Основное содержание курса

Введение в экологию

Экология как наука. Предмет и задачи общей экологии. Общая экология - дисциплина, изучающая взаимоотношения организма со средой. Жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы. Уровни организации живой материи: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический (экосистемный) и биосферный. Разделы экологии.

Многообразие живого мира (царства живой природы; классификация живых организмов).

Эволюция Вселенной и Земле

Химическая и физическая организация Вселенной. Происхождение солнечной системы. Эволюция неживой природы.

Предпосылки возникновения органической жизни на планете. Эволюция неорганической природы. Гипотезы возникновения органической жизни на Земле. Организация живого вещества. Неорганические и органические молекулы живого вещества.

Основные свойства живого. Единство химического состава живой материи; основные группы элементов и молекул, образующие живое вещество планеты. Клеточное строение организмов. Обмен веществ и саморегуляция в биосистемах.

Общая экология

Основы экологии. Взаимоотношение организма и среды. Понятие о биосфере. Структура и компоненты биосферы. Жизнь в сообществах. Видовое разнообразие.

Взаимоотношения организма и среды. Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограниченность ресурсов. Лимитирующие факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума.

Основные типы приспособления организмов к среде. Пути воздействия организма на среду обитания. Жизненные формы организмов. Конвергенция и дивергенция.

Приспособительные ритмы жизни. Суточные и сезонные ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение некоторых факторов среды. Фотопериодизм.

Сообщества и популяции. Типы взаимоотношения организма со средой. Взаимоотношения между организмами. Позитивные и негативные отношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция, нейтрализм). Законы и следствия пищевых взаимоотношений. Законы конкурентных отношений в природе.

Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые формы взаимоотношений. Структура популяции (возрастная и половая). Рост численности и плотности популяции.

Жизнь в сообществах. Видовое разнообразие. Биоценоз: его структура и устойчивость. Экологические ниши видов в биоценозах. Цепи питания.

Понятие об экосистеме. Законы организации экосистемы. Биоценоз как основная часть экосистемы. Основные элементы экосистемы. Биогеоценоз. Основные правила создания и поддержания искусственных экосистем.

Саморазвитие экосистем. Сукцессионные процессы в сообществах. Стадии развития сообществ. Восстановительные процессы в нарушенных сообществах.

Законы биологической продуктивности. Экологическая пирамида чисел, биомассы, энергии. Факторы, ограничивающие биопродуктивность экосистем. Пути повышения биологической продуктивности Земли.

Биосфера как глобальная экосистема. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль живого вещества в формировании лика планеты. Геологическая и биологическая история Земли. Роль человека в преобразовании биосферы. Понятие о неистощительном использовании природных ресурсов.

Социальная экология

Предмет и задачи социальной экологии. Происхождение человека. Место человека в природе мира и современной системе животного царства. Свойства человека как биологического вида и социального существа. Исторические этапы использования энергии человеком. Современные отношения человека и природы. Социально-экологические связи (производство, инфраструктура, добыча полезных ископаемых и промысел животных и др.). Бионика. Использование человеком в хозяйственных целях принципов организации растений и животных.

Социально-экологические предпосылки стабилизации мирового населения. Неравномерность роста населения и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Управление демографическими процессами.

Крайние формы человеческих взаимоотношений. Национализм и шовинизм. Войны и противостояния. Демонстрация силы.

Устойчивое развитие человека и природы Земли. Формирование экологического мировоззрения. Всемирная экологическая программа. Экологическое воспитание и этика.

Экологические основы охраны окружающей среды

Биосфера и человек. Взаимосвязь природы и общества. Охрана природы. Проблема устойчивого развития.

Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана вод, недр планеты, почвенных ресурсов, растительного и животного мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.