Применяем и такую форму: выбирая проблемное задание, учащиеся ставятся в известность, что в конце работы над проблемой они получат карточку с ответом. Это не только стимулирует их активную творческую работу, но и превысить дух азартности - учащиеся стремятся справиться с заданием как можно лучше и полнее.
Можно идти и от обратного: дав карточку - ответ, поставить перед учащимися задачу, составить проблемный вопрос, проблемную задачу.
Разнообразные практические задания способствуют дифференцированному подходу к изучению истории, к организации самообразовательной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету.
Большое внимание в преподавании истории уделяем структуру - логическим схемам, таблицам. Они используются как средство организации и управления мыслительной деятельности учащихся.
Достоинство их в том, что с помощью схем, преподаватель имеет возможность сжато и доходчиво, разъяснить учащимся сложные материал, раскрыть закономерности исторических процессов, их причинно следственные связи, особенности отдельных явлений.
С другой стороны работа со схемами может носить поисков - исследовательский характер. Учащиеся, пользуясь заданной информацией, сами составляют схему (таблицу), проявляют умения, связанные с такими интеллектуальными процессами:
· осуществлять поиск и выделять ключевую информацию;
· классифицировать, группировать, система тезировать исторический материал;
· обобщать и оценивать факты, события;
· заполнять схему, таблицу, кратко зафиксировать информацию.
Приведём примеры на уроке по теме “Российская революция 1917 г.” предлагаем двухуровневое задание. Одной группе учащихся предлагаем проанализировать схему “Три политических лагеря накануне февральской революции к cм: Приложение 4) и ответить на такие вопросы:
1. Охарактеризуйте социальную структуру России накануне февральской революции.
В чём её особенности?
2. Определите политические партии, оппозиционные правящему царскому режиму?
3. Назовите партии, которые в России в 1917 г. называли партиями “Революционной демократией”? Аргументируйте свой ответ.
Самостоятельный анализ этой схемы и правильный ответ на вопросы позволят глубже уяснить предпосылки революции, социальную и классовую структуру российского общества, отношение к власти различных политических сил, лучше представить многообразие политической палитры. Разобравшись в этой схеме, учащимся легче будет понять позиции различных политических сил, их перегрупировку после февральской революции, уяснить альтернативы общественного развития в период двоевластия.
Другой группе учащихся предлагаем, пользуясь учебником, заполнить схему “Три политических кризиса Временного правительства (1917 г.)” (см: Приложение 5) и решить такие проблемы задачи:
2. Одни историки считают, что период от февраля к октябрю 1917 г. в России было двоевластие, другие отрицают это, третьи считают, что было безвластие, а четвёртые - что было безвластие. Ваша точка зрения об этом?
Аргументируйте её.
3. Докажите, что главным вопросом политической жизни России в период двоевластие был вопрос о войне и мире?
Составив схему и ответив на проблемные вопросы, учащиеся смогут понять, почему Временное правительство утратило доверие широких масс народа и контроль, за ходом событий в революции 1917 г., не смогло повести страну по реформистскому пути. Этим воспользовались большевики, стремившиеся к завоеванию власти и установлению “диктатуру пролетариата”.
При изучении истории особенно ценным является заполнение текстовых сравнительно - обобщающих и синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные исторические события и явления, происходившие движение в разных странах в одно и тоже время. Это способствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитие основных событий, уяснить их взаимосвязь и причинность, глубже понять социально - экономические и политические, процессы. Так тематическую аттестацию по темам 3, 4 (1-й курс) проводил как повторитель но - обобщающий урок.
Учащимся предлагается составить сравнительную таблицу “Экономический кризис 1929-1933 г. в индустриальных странах Европы и США.
Название страны
Полит строй
Пути преодоления кризиса
1.США
2. Великобритания
3. Франция
4. Германия
5. Италия
Внутренняя политика
Внешняя политика
Четвёртая республика
Пятая республика
№
ХДС - ХСС
СДПУ - СсДП
1
2
3
4
Пути и средства её существования
5
Оценка (выводы, обобщения)
Страна
Государ -
ственный
строй
Глава
государ-
ства
Законода-
тельный
орган
партии
право
строя
6
7
8
британия
Страницы: 1, 2, 3, 4