Рефераты. Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы

p align="left">Программное содержание. Формирование правильной речи у детей в разных возрастных группах. Оценка речевых особенностей и нарушений речи у детей. Связь логопедической и воспитательной работы. Направления и приемы коррекционно-педагогической работы с детьми. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей. Особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях их общеобразовательного воспитания и специального обучения (в детских садах и группах для детей с нарушениями речи, в логопедических кабинетах детских поликлиник, на логопунктах общеобразовательных школ).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ш Бородин А.1У1. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -- М., 1984.

Ш Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. - М., 1968.

и В помощь директору специальной школы / Под ред. Г.Д.Кузнецова. -- М„ 1982.

Ш Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -- М„ 1985.

_________ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

И Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. -- М„ 1973.

Ю Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -- М., 1985.

Ш Комаров К. В. Практические задания по курсу «Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи». -- М„ 1983.

Ш Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. -- М., 1972.

Ш Программа воспитания и обучения в детском саду. -- М„ 1985.

Ю Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. -- М„ 1978.

Ш Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. -- М„ 1983.

Ш Федоревко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для дошкольных педучилищ. -- М„ 1984.

Ш Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -- М„ 1981.

***********************************

Раздел XII.

ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Задачи раздела. Закрепление представлений о возможностях использования игры (как основного вида деятельности детей дошкольного возраста) в логопедической работе.

Программное содержание. Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка. Учебно-игровой характер логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Использование различных игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, творческих), а также потешек, считалок, чистоговорок, загадок с разным целевым назначением в коррекционно-педагогической (логопедической) работе с детьми.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ш Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -- М., 1983.

0 Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -- М., 1968.

Выгогекая И.Г„ Пышингер ЕЛ., Успеяская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. -- М„ 1984.

Во всех разделах настоящего пособия игры и игровые приемы находят свое обязательное место. Однако авторы пособия сочли правомерным выделить эту тему в самостоятельный раздел, руководствуясь тем, что игра занимает в жизни ребенка роль ведущей деятельности. В данном разделе сформулированы задания обобщающего, итогового характера.

Ш Гриншлун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. -- 1988. -- № 3.

Ш Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. --М., 1985.

Ш Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. -- М., 1981. -- Вып. 1; 1987. -- Вып. II.

В Иллариовова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М„ 1985.

Ш Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

Ш Рау Е.Ф., Рождествеиская В.И. Смешение звуков речи у детей. -- М„ 1972.

Ю Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. -- М., 1986.

Ш Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. --М., 1981.

Ш Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -- М., 1983.

****************************

ПРЕДИСЛОВИЕ

Устранение последствий врожденной расщелины губы. и нёба предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. При этом нарушение, характеризующееся только увеличением носового резонанса голоса, квалифицируется как открытая ринофония, а включающее также искаженное звукообразование -- как ринолалия.

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринофония и ринолалия причислены к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим.

Но если при ринофонии нарушается только акустическая сторона речи, то при ринолалии к этому добавляются отклонения в аэродинамических условиях речеобразования: изменения направления воздушных потоков в полостях рта и носа, понижение давления воздуха в полости рта. Приспособление к создавшимся условиям приводит к грубым искажениям артикуляций.

Патофизиологические исследования последних лет выявили многие детальные особенности дыхания, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии, но только небольшая часть из них нашла применение в логопедии.

Это привело к противоречивым рекомендациям по исправлению ринофонии и ринолалии. Кроме того, имеющаяся литература представлена большим количеством научных статей, каждая из которых посвящена определенному патологическому симптому и методическим приемам лишь по его коррекции.

Основной задачей настоящего пособия является последовательное изложение методики коррекционно-воспитательной работы по исправлению фонетической стороны речи при ринолалии. В ходе теоретической и практической разработки вопроса использовались методы восстановления голоса при различных его нарушениях (А. Т. Рябченко, Е. В. Лаврова), отдельные приемы вокальной педагогики (В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, Л, Б, Дмитриев), материалы исследований и методические указания отечественных и иностранных фониатров и логопедов (Н. Ф. Рау, 3. Г. Нелюбова, М. Морли, М. Грин, А. Г. Ипполитова, Т. Н. Воронцова, Л. И. Пансовская, Д. К. Вильсон). Собственный многолетний практический опыт работы подтвердил эффективность предлагаемой методики.

Пособие состоит из пяти разделов, дидактического материала, списка рекомендуемой литературы и приложений.

В нервом разделе описываются анатомо-функциональная роль нёбно-глоточного аппарата в норме и нарушения, вызванные врожденными расщелинами нёба. Особое внимание уделяется характеристике фонетической стороны речи при ринолалии.

Во втором разделе излагаются основы поэтапной коррекционно-педагогичсской работы по исправлению ринофонии и ринолалии до и после пластической операции неба.

Третий раздел посвящен методике постановки физиологически правильного голосоведения и коррекции голосовых нарушений при врожденных расщелинах нёба фонопедическими методами.

В четвертом разделе разбираются отдельные приемы постановки звуков при ринолалии.

Дидактический материал содержит изолированные слова, словосочетания, предложения, стихотворения и короткие рассказы, которые могут быть использованы при исправлении звукопроизношения детей с ринолалией.

В приложении представлены комплексы дыхательной и мимической гимнастики для детей с врожденными расщелинами нёба.

Автор выражает глубокую благодарность доктору биологических наук С. Л. Таптаповой за помощь в работе над этой книгой, **************************************

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЁБНО-ГЛОТОЧНОГО АППАРАТА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Врожденные расщелины нёба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития -- до 7--9 недель.

Нёбо в норме -- это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит лз твердого и мягкого нёба. Твердое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади -- мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.

Мягкое нёбо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое нёбо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя -- в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое нёбо удлиняется. При этом наблюдается истонченис его передней трети и утолщение задней.

Мягкое нёбо анатомически и функционально связано с глоткой, нёбно-глоточный механизм участвует в дыхании, глотании и речи.

При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое нёбо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с нёбом. Одновременно сокращаются и другие мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенке глотки по направлению кверху и кзади. При поднятии оно вступает в контакт с валиком Пассавана. Однако относительно непременного участия последнего в нёбно-глоточном смыкании в литературе имеются противоречивые мнения. На практике же наблюдать образование валика Пассавана у лиц с расщелинами неба удается довольно редко. Движется мягкое нёбо во время речи вверх и вниз очень быстро: время открытия или закрытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды. Степень поднятия его зависит от беглости речи, а также от фонем, которые в данный момент произносятся. Максимальное поднятие нёба наблюдается при произнесении звуков а и с, а наибольшее его напряжение при и. Это напряжение чуть уменьшается при у и значительно на о, а, э.

В свою очередь объем полости глотки меняется при фонации разных гласных. Глоточная полость занимает наибольший объем при произнесении звуков и и у, наименьший при а и промежуточный между ними при э и о.

При дутье, глотании, свисте мягкое нёбо поднимается еще выше, чем при фонации, и закрывает носоглотку, в то время как глотка суживается. Однако механизмы нёбно-глоточного смыкания при речи и неречевой деятельности различны.

Существует также функциональная связь между мягким нёбом и гортанью. Она выражается в том, что малейшее изменение положения нёбной занавески влияет на положение голосовых складок. А возрастание тонуса в гортани влечет за собой более высокий подъем мягкого нёба.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.