Рефераты. Обучение и развитие в школе и ВУЗе

p align="left">Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, само-развития учителя, проводившего занятие, урок. В процессе и ре-зультате такого анализа учитель получает возможность посмо-треть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности. Психологи-ческий анализ урока позволяет учителю применить свои теоре-тические знания для осмысления способов, приемов работы, ис-пользуемых им в обучении, во взаимодействии с классом. Осмыс-ление себя как субъекта педагогической деятельности, своего по-ведения, своих сильных и слабых сторон есть проявление и ре-зультат предметно-личностной рефлексии и проективно-рефлексивных способностей учителя.

Предмет психологического анализа урока многогранен: это пси-хологические особенности учителя (его личности, его деятельно-сти на данном конкретном уроке), закономерности процесса обу-чения; психологические особенности и закономерности личнос-ти учащегося, всего класса (деятельности по усвоению опреде-ленных знаний, формированию умений и навыков). Это и пси-хологические особенности, закономерности общения учителя и учащихся, обусловленного спецификой учебного предмета, т.е. того материала, который передается учителем и усваивает-ся учащимся, и многое другое (Н.Ф. Добрынин) [70]. Психоло-гический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный ин-терес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение про-водить психологическое наблюдение за сложными педагогичес-кими явлениями, анализировать их, делать правильные, психо-логически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогиче-ского мастерства.

Форма психологического анализа урока

Характеристика основной формы психологического анализа урока основывается на исходном теоретическом определении анализа как одного из двух основных мыслительных процессов в мышлении человека. Анализ, по С.Л. Рубинштейну, «это мыс-ленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; ана-лизом мы вычленяем явление из тех случайных несуществен-ных связей, в которых они часто даны нам в восприятии».

Три плана психологического анализа урока

Первый план - это психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения.

Второй план тесно соотносится с методическим разбором урока: обоснованием его целей, содержания, организации.

Третий план анализа урока имеет двух адресатов: первый - это ученик, его познавательно- коммуникативная потребность, условия ее формирования и развития; особенности его речемыслительной деятельности, его коммуникативные способности, индивидуально-психологические особенности и т.д.

Объекты психологического анализа урока

Объектами педагогической рефлексии в процессе психологического анализа урока прежде всего являются мотивы собственной педагогической деятельности.

Схема психологического анализа урока

Объекты анализа и схема их рассмотрения

В теории и практике педагогической психологии разработа-ны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, СВ. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые стро-ятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, уче-ник, организация урока и т.д.). В качестве примера при-ведем два объекта анализа: организацию урока и организован-ность учеников.

В организацию урока Л.Т. Охитина включает 1) самооргани-зацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психоло-гический контакт с классом; 2) организацию учителем познава-тельной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памя-ти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспи-тание воображения, ж) формирование умений и навыков.

Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной -- ор-ганизованность самих учащихся, т.е. 1) уровень умственного раз-вития учащихся; 2) отношение учащихся к изучению; 3) само-организация умственного труда; 4) обучаемость. Автор справед-ливо подчеркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действу-ет по собственному побуждению.

В общем плане проведения анализа урока автором выделяют-ся пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль уро-ка, точнее стиль деятельности педагога, организация познаватель-ной деятельности учащихся, организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. По этим пунктам учитель мо-жет проводить полный или частичный анализ урока, т.е. анализ наиболее значимых для конкретной ситуации его частей. Рассмо-трим подробнее этот подход на материале анализа стиля урока и организации познавательной деятельности учащихся.

Анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учитель и как он со-четает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуаль-ными формами учебных занятий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и инди-видуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познаватель-ной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся.

Очевидно, что всесторонний охват всех основных объектов пси-хологического анализа урока затруднителен в каждой конкрет-ной его ситуации, но представлять их как целостную систему не-обходимо, учитывая при этом специфику учебного предмета.

Общая схема рассмотрения урока

Обобщение предложенных многими исследователями схем пси-хологического анализа урока (на примере урока иностранного язы-ка) позволяет определить общую модель такого анализа на ос-нове деятельностного подхода. В схему включены следующие пла-ны рассмотрения: субъекты деятельности, их деятельность и со-трудничество.

Первый план -- психологическая характеристика особенно-стей овладения учащимися иностранным языком как учебным предметом. Анализ в этом плане проводится учителем как ответ на вопросы: каковы особенности овладения иноязычной речевой деятельностью? каков характер развития входящих в нее рече-вых действий, языковых (грамматических, лексических, фоне-тических) средств выражения мысли и способов ее формирова-ния и формулирования? каков путь совершенствования опера-циональных механизмов этой деятельности? Анализируя урок, учитель учитывает и закономерности усвоения (материала) во всех его звеньях, совершенствование навыков, развитие коммуника-тивных способностей учащихся и т.д.

Второй план -- психологические особенности личности учи-теля иностранного языка: общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя и ее проявление на уро-ке; общепедагогические и специальные (коммуникативные, ана-литические и др.) способности учителя иностранного языка и их проявление на уроке; индивидуально-психологические особенности учителя: эмоциональность, тревожность, самооценка и т.д. и их проявление на уроке; особенности его деятельности.

Третий план -- психологические особенности учебной дея-тельности учащихся, проявление их индивидуально-психоло-гических особенностей: уровень сформированности предмет-ных, контрольных, самооценочных действий учащихся; их от-ношение к учебному предмету и характер его проявления на уро-ке иностранного языка, включенность учащихся в учебную деятельность, интеллектуальная активность (мыслительная, перцептивная, мнемическая) учащихся на уроке; проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность, го-товность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особен-ностей. Межличностные отношения а) между учащимися язы-ковой подгруппы, б) между учащимися и учителем и их про-явления на уроке.

Четвертый план -- педагогическое общение и сотрудничест-во: какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и уча-щимися; стиль педагогического общения (авторитарный, демо-кратический, либерально-попустительский); схема учебного вза-имодействия в классе и особенности сотрудничества учащихся (ди-ады, триады, лидерство и др.).

Схема психологического анализа урока

Уровень психо-логического анализа урока

Задачи учителя по отношению к самому себе

Задачи учителя по отношению к учащимся

Предваряю-щий

Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемо-му предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высо-ких моральных качеств и убеждений и т.д.)

Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методи-ческих приемов

Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самооблада-ние, эмоциональность и др.) с усло-виями реализации поставленных целей

Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся

Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку

Учет межличностных отношений в группе

Текущий

Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения

В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполне-ния заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока

Учет хода учебной работы учащих-ся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, харак-тера усвоения материала и т.д.)

Ретроспектив-ный

Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совер-шенствования)

Определение реального продви-жения учащихся в общеобразова-тельном, воспитательном и прак-тическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока

Способности в структуре субъекта педагогической деятельности

Связь индивидуальных особенностей и способностей

Индивидуально-психологические осо-бенности субъекта педагогической деятельности внутренне свя-заны со способностями человека -- одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, хотя «способности человека формируются по специфиче-ским психологическим закономерностям, а не заложены в свой-ствах нервной системы, но, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов, а музыкальный слух будет иначе формиро-ваться у лиц с нервной системой высокой и низкой чувствитель-ности».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.