№
Группы задач
А
Б
В
Задачи овладения учебной информа-цией
Прямые вопросы
Косвенные (мысли-тельные)
Задачи-проблемы
Задачи профес-сиональные
Косвенные (мыслит.)
Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.
В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения, особенно профессионального.
Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким.
Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности -- учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает не только умения применять знания, но и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе этой профессии. Традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы.
Цель -- усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач:
1) иллюстрация профессиональной ситуации;
2) понимание сущности ее (причин проблемы, мотивации поведения участников и др.);
3) формирование навыка принятия решений.
Теоретические положения полезно отделять от иллюстрирующих примеров пространственно.
Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии
Понятие контроля и его функции
Контроль - это проверка качества усвоения учебного мате-риала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися.
Функции контроля:
а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоениязнаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремяих исправить и лучше понимать последующий учебный матери-ал, а также формировать способность к самоконтролю;
б) для преподавателя - контроль дает информацию о ходе икачестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании иинтересе учащихся, что позволяет видеть свои дидактическиепромахи и своевременно вносить коррективы в процесс препо-давания.
Виды и формы контроля
В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида:
контроль промежуточных результатов усвоения;
итоговый контроль.
Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить:
а) оперативный контроль (на лекции).
За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. Ответ предлагается
дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии;
б) блицконтроль.
По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, сту-дентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соот-ветствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ;
в) контрольное задание с письменным отчетом.
Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические за-дачи... и др.).
Все предложенные формы контроля - групповые.
Итоговый контроль - это проверка конечного результата.
К такому виду контроля относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7