Эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета. Методика преподавания за-висит от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Для психологических факультетов педагогиче-ских вузов они составляют две самостоятельные дисциплины, а для других (для непсихологических факультетов педвузов и для студентов непедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычно преподается как единая дисциплина. А како-ва должна быть методика преподавания, становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки.
Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологи-ческой науки изучает возрастную динамику психики человека. Как сказано в «Кратком психологическом словаре» (1985), «фактиче-ски совпадает с содержанием педагогической психологии; в своем историческом развитии они практически неотделимы друг от дру-га.
Воспользуемся приводимыми там дефинициями. «Возраст-ная психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости». В этом определении нет ограничения психо-логией только детских возрастов.
«Педагогическая психология -- отрасль психо-логии, изучающая психологические проблемы обучения и вос-питания».
Если ведется ее преподавание как единой учебной дисципли-ны с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом раз-вития психики. Тогда развитие психики в детских возрастах бу-дет преподнесено как психологическая основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обу-чения, которое оказывает воспитывающее влияние на личность, развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношениях.
Социальная психология
В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпри-нимались представителями психологической школы в социоло-гии (Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, С. Сигеле, Э. Дюркгейм). И вышедшая в 1908 г. книга Макдугалла (английского психоло-га, работавшего позже в США) «Введение в социальную психо-логию» была первой публикацией по социальной психологии. Поэтому иногда эту дату (1908) считают началом истории соци-альной психологии. В попытках найти некие всеобщие законы, позволяющие объяснить социальные явления (например, исто-ки солидарности и сплоченности людей), ученые изучали пове-дение толпы, факты заражения, имитации и подражания, «кол-лективные представления», законы духовного единства» и т. п. Но при этом законы социальные подменялись или подчи-нялись законам психологии, личность растворялась в человече-ской общности, теряя способность самостоятельно действовать и принимать решения.
Медицинская психология
Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.
Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые счита-ют, что понятия «медицинская психология» и «клиническая психология» тождественны. Другие видят в них разницу и раз-водят их (см.: Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. -- Л., 1982; Психологический словарь. -- М., 1996). В перечне на-учных дисциплин, вошедших в «Государственный образова-тельный стандарт высшего профессионального образования», есть учебная дисциплина под названием «Клиническая психоло-гия» (150 часов), но предмета под названием «Медицинская пси-хология» в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте об-разования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике, больнице).
Мы будем исходить из понимания, что медицинская психоло-гия представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно содержанию клинической пси-хологии.
Однако предмет медицинской психологии различные авторы, признающие ее самостоятельной научной отраслью, определяют по-разному.
Предметом медицинской психологии как прикладной отрас-ли психологической науки можно считать психологические воз-действия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влия-ние на человека, т. е, психотравмирующие и психотерапевти-ческие факторы.
Теоретическое содержание медицинской психологии состав-ляют те отрасли психологической науки, которые изучают ано-мальные состояния психики (патопсихология, нейропсихоло-гия, специальная психология), а также некоторые отрасли ме-дицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучаю-щие психосоматические проявления различных болезней, пси-хологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздей-ствий на больного.
Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских зна-ний для диагностики, лечения и предупреждения (профилакти-ки) заболеваний нервно-психического характера.
Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, пси-хокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.
Юридическая (правовая) психология
Юридическая психология -- наука, изучающая явления и зако-номерности психической жизни людей, связанные с применени-ем правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе го-воря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов, т. е. сотрудников правоохранительных органов1. Юридическая психология в системе государственного образова-ния изучается в юридических вузах и на юридических факульте-тах университетов. Она также преподается в вузах правоохрани-тельной системы, экономических и управленческих учебных за-ведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической куль-туры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.
Курс юридической психологии преподается также в некото-рых гуманитарных вузах, не входящих в систему государствен-ного образования: студентам, специализирующимся по практи-ческой психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и марке-тинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психо-логии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор пси-хологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональ-ных психологов. Поэтому в программу курса юридической пси-хологии для студентов-психологов не входят общепсихологиче-ские вопросы, тогда как для студентов других, непсихологиче-ских специальностей они составляют примерно половину содер-жания учебного предмета.
Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля
Текущим педагогическим контролем можно назвать все по-вседневные действия преподавателя, когда он на основе полу-чаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те или иные коррективы в учебный процесс.
Это могут быть корректирующие действия преподавателя в ходе лекции на основе любых сигналов из аудитории, начиная с той или иной, даже малейшей, степени спада ее внимания к излагаемой лекции и заканчивая демонстративным игнорирова-нием студентами лекторской речи. Понятно, что в такой ситуа-ции лектору придется немедленно внести нечто новое в содержа-ние лекции или изменить манеру ее изложения, хотя, возмож-но, не сразу удастся установить истинную причину невнимания аудитории.
Контроль за степенью усвоения учебного материала студента-ми преподаватель, конечно, осуществляет на различных группо-вых занятиях. На лабораторных и практических занятиях (в том числе на семинарах-практикумах) он стремится выявить причины незнания или неумения и на этом же занятии устраня-ет имеющиеся недостатки в усвоении материала. Это может быть сделано как дополнительными разъяснениями непонятно-го, так и практической отработкой нужных действий по реаль-ному применению теоретических знаний посредством решения каких-то дополнительных учебных задач под непосредственным руководством преподавателя. На семинарах, дискуссиях и дру-гих групповых занятиях, проводимых интерактивными метода-ми, где обязательным элементом учебных действий выступают различные формы диалога, дискуссии (деловая игра, «круглый стол», «мозговая атака» и т. д.), преподаватель вносит коррек-тивы по ходу коллективного обсуждения.
Групповые занятия позволяют контролировать общий уро-вень и ход усвоения программного материала студентами, вы-явить наиболее трудные для усвоения проблемы, чтобы на по-следующих занятиях, в том числе в лекциях и при организации самостоятельной работы студентов, внести те или иные коррек-тивы принципиального характера, принять такие меры, кото-рые, возможно, потребуют от преподавателя усилий, выходящих за пределы данного конкретного занятия.
К формам текущего педагогического контроля относятся и некоторые виды письменных работ студентов.
Обнаруженные с помощью письменных работ и их группового обсуждения на семинаре недостатки в усвоении материала, ошибочные суждения или вообще отсутствие усвоения каких-то вопросов теории и т. п. учитываются преподавателем для прове-дения коррекционной работы. И на последующих занятиях ему приходится проводить дополнительные разъяснения или повто-рить практические письменные работы на ином фактическом материале.
Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии
Формы и методы психологического просвещения
Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения.
Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, разъяснение результатов новых психоло-гических исследований, особенно в области обучения и воспитания;
формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности. Формами просвещения могут быть: научно-популярные лек-ции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами-про-фессионалами и т.п.
При проведении просветительной работы следует учитывать некоторые особенности как представляемой информации, так и методов ее преподнесения:
1) доброжелательность, которая выражается в искреннемжелании психолога поделиться знаниями;
2) соответствие содержания, форм и методов работы уровнюразвития, возрастным и профессиональным особенностям ауди-тории;
научность, что означает невозможность использованияоккультных наук, различного рода знахарства, колдовства и т.п.;
практическая необходимость и целесообразность представляемой информации.
Наиболее перспективной является работа со школьниками, их родителями, учителями, а также руководителями предприятий, торговыми работниками, менеджерами и другими категориями.
Остановимся на работе с родителями, школьниками, учите-лями. Эта категория населения в наибольшей степени нуждается в психологическом просвещении.
Работа с родителями
Цель просвещения:
- дать знания о психологических законах развития и фор-мирования личности ребенка и учете этих законов в про-цессе воспитания;
научить понимать ребенка и ладить с ним; побудить родителей быть внимательными к детям и за-ниматься ими.
Тематику лектория желательно планировать в соответствии с возрастом детей. Лекции общего характера менее эффектив-ны. Полезно провести предварительный опрос родителей. Со-ставляется список тем. Этот список предъявляется родителям на родительском собрании с просьбой отметить наиболее ин-тересные для них темы. Отобранные темы и станут основой лектория.
Работа с учителями
Психологический лекторий. Эта форма психологического просвещения весьма продуктивна для учительской аудитории, поскольку в силу большой загруженности учителя не могут вы-делить достаточного времени для чтения и глубокого анализа новой психологической литературы.
Просветительская работа с учащимися
Работа с учащимися включает различного рода факультати-вы, лекции, вечера с психологической тематикой, КВН, научно-практические конференции, стенную печать и др. Об этих фор-мах более подробно будет рассказано в следующей лекции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7