Рефераты. Обучение видам речевой деятельности на уроках русского языка

p align="left">Если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социально-му опыту, побудить их к определенным действиям (регулятивная функция), то она реализуется в заданиях типа:

Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить пра-вило ?

Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы
не ошибиться при постановке запятой в . . .?

-- Что общего и что различного в применении правил ...?
Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует

от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

И наконец, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воз-действовать на чувства учащихся (ценностно-ориентационная функ-ция), то задания формулируются следующим образом:

-- прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;

*-- прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость и т. п.);

-- прочитать и определить, какие средства языка делают речь
динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразитель-ной) и т. п.

Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуника-тивные задачи, то реализуются разные виды чтения. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомитель-ное, просмотровое. В основе этой классификации лежит ха-рактер предполагаемого использования извлеченной из текста инфор-мации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содер-жащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о . ..), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее

представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения.

Следовательно, надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмыс-ления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия.

2.3 Обучение разным видам чтения.

Изучающее чтение обеспе-чивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достиже-нию этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками, либо до прочтения (предварительные вопросы). Наибо-лее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут: 1) целесообразно изменить план текста при его пересказе; 2) сравнить содержание изученного текста с ранее усвоенным материалом; 3) установить причинные связи между явле-ниями; 4) совершенствовать свои умения рассуждать и делать само-стоятельные выводы. Целенаправленный и правильно сформулиро-ванный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.

Более эффективным средством углубления понимания текста является прием самопостановки вопросов к нему в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Этот прием позволяет рассмат-ривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслитель-ной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста. Учитель должен научить школьников читать текст так, чтобы по ходу чтения они ставили перед собой вопросы, отражающие познавательную сущность текста, и с их помощью осознавали его логическую структу-ру, выделяя в нем главное, основное. Цель работы -- пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном.

Конкретные пути реализации описанного приема разнообразны. Учитель, например, читает вслух следующий текст: «В «Артеке» стало традицией выезжать в открытое море и отправлять письма незнакомым друзьям. К пирсу подходят катера, и путешествие начинается. В туманной дымке тают очертания знакомых гор. Далеко в открытом море ребята бросаю бутылки. Их подхватывают и уносят волны…(остановка)

Одну из бутылок волна выбросила на болгарское побережье. Её отправили в редакцию газеты «Народна младеж»…(остановка)

делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:

О чем теперь вы хотели бы узнать?

Какие вопросы здесь возникают?

О чем будет говориться далее? [3:91]

В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения определенной части текста, указанной учи-телем, или после прочтения текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, поста-новка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление от-ветов на поставленные вопросы.

Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего это тексты параграфов, в которых излагается теоретический материал, разъясняются факты и явления лингвистического характе-ра, даются определения понятий, перечисляются их характерные признаки, излагаются правила. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.

Глубокое проникновение в содержание текста, осознание взаимо-связи и последовательности всех его частей требуется от школьников при изучении текстов, содержащих образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения различных видов разбора. Читая подобные тексты, они овладевают соответствующими способа-ми деятельности, усваивают последовательность действий, которые необходимо выполнить в ходе решения учебной задачи, осознают их взаимосвязь и взаимозависимость[1:274].

И наконец, изучающее (глубокое) чтение необходимо в работе с исходными текстами на этапе подготовки к написанию изложе-ний (такие тексты также содержатся в учебниках русского языка). От глубины восприятия исходного текста, от степени осознания его структуры и особенностей языкового оформления зависит характер его воспроизведения учащимися.

Ознакомительное чтение -- это быстрый вид чтения, за-дачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознако-мительное чтение базируется на приемах общего охвата содер-жания, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смы-словые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Эти умения формируются в процессе выполнения специальных упражнений, в основе которых лежат такие задания: изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста; прочитать предло-жения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала пол-ностью, а потом -- без них (сравнить смысл); подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основ-ной информации; найти в тексте ключевые слова, несущие основ-ную информацию; найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план). Перечисленные упраж-нения способствуют развитию умения быстро извлекать необходи-мую информацию, опуская второстепенное, несущественное.

Приемы ознакомительного чтения реализуются в работе с текстами упражнений, содержание которых тесно связано с тео-ретической частью параграфа. Как правило, тексты такого рода невелики по объему, интересны по содержанию, легки для пони-мания. В них даются сведения о происхождении и жизни слов, о нормах их употребления, иллюстрируются те или иные положения теоретической части изучаемой темы и т. п. Приемы ознакомитель-ного чтения необходимы учащимся в работе с текстами примечаний к параграфам, где излагаются дополнительные сведения об изучае-мых фактах, уточняются положения, раскрытые в основном тексте.

Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся: найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа; что но-вого вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом; кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абза-ца); найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...; прочи-тать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ... .

Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьни-ков применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основ-ную цель задания, последовательность его выполнения), либо оз-накомительного (если нет установки на последующее воспроиз-ведение, если количество конкретных заданий невелико, а их ха-рактер не требует глубокого осмысления).

В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого из заданий надо начинать выполнение упражнения и почему? Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспом-нить), чтобы выполнить задание (или часть его)? Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.

Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на озна-комительное чтение, давая такие, например, задания:

прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые
связаны с изучаемой темой;

прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного
материала нужно опираться при их выполнении?

Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста[1:275].

Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т. п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным пред-ложениям его; осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста. Для этого используются следующие виды заданий:

назвать ключевые предложения абзаца;

назвать предложения, которые открывают новую тему текста;

прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объ-единяет;

как можно продолжить текст, если он называется ...;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.