В ходе такого контроля важно учитывать:
* тип задания, адекватные ему способы выполнения;
* динамику ошибок, их повторяемость, новые достижения каж-дого ученика;
* устойчивость использования тех или иных способов учебной работы.
Такие задания должны стать привычными, не вызывающими беспо-койства и напряжения у детей на уроке. Анализ их выполнения не дол-жен связываться с оценочным моментом, что позволит включить весь класс в работу над заданием без боязни получить плохую отметку.
Если такие "экспресс-задания" даются в письменном виде, то они должны строиться так, чтобы по записи в ученической тетра-ди учитель мог видеть основные действия, совершаемые учени-ком над материалом. Для этого может использоваться система ус-ловных обозначений (предусмотренная общепринятой методикой или предложенная самим учителем), позволяющая оценивать как конечный результат выполнения задания (правильно--неправильно), так и сам процесс его выполнения.
Иными словами, учитель на уроке должен не просто давать зна-ния в рамках содержания изучаемой темы, а вводить диагности-ческие задания, обеспечивающие возможность выявлять индиви-дуальные способы проработки материала. Например, на уроке информатики при прохождении темы "Линейные и разветвляющиеся алгоритмы" можно предложить ученикам решить задачу на ЭВМ и описать способ, которым они пользовались: по отдельным пунктам, этапам от постановки задачи до обработки результатов Выявив различные способы, учитель должен на уроке их обсудить, показать целесообразность использования.
При решении задач на ЭВМ , построении логических схем, проверке результата ученики обычно знакомятся с правилами (алгорит-мами) их решения. Вместе с тем учитель может разработать диагно-стические задания на определение успешности каждого ученика при работе с задачей, схемой, отладкой программы и др. Есть существенные различия у школь-ников в оперировании алгоритмическими, проективными, математическими представлениями.
Разрабатывая систему таких контрольных заданий, можно выя-вить: характер работы над созданием программы на предложенном языке программирования; тип оперирования им (изменение исходной задачи по содержанию, форме, способу решения и моделирования); устойчивость способа работы над задачей, возможность её применения в разных условиях.
Наличие у учителя небольших по объему диагностических за-даний позволяет индивидуально работать на уроке с каждым уче-ником, опираясь на его "стилевые" особенности; поощрять нестан-дартные способы решения задач на ЭВМ, оперирова-ния ими в процессе решения задач. Эта работа помогает учителю выявить устойчивые индивидуальные особенности каждого учени-ка, способствует формированию у них навыков самоконтроля и самокоррекции.
Она может проводиться в рамках любого урока с учетом программного содержания материала, конкретных целей усвоения.
Особенности личностно-ориентированного урока определяют кри-терии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим:
* умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения;
* умение отбирать для совместного анализа в классе те спо-собы, которые адекватны не только материалу данной темы, но могут обеспечить самостоятельную его организацию, т.е. быть "сквозными" при овладении материалом различного те-матического содержания. Таковы, например, способы редактирования и преобразования текста, рисунка; способы анализа (распознавания) физических, биологических объектов; срав-нения и оценки разных действий и событий; создания художе-ственных образов и т.п.;
* умение учителя использовать в ходе урока диагностические процедуры, направленные на выявление познавательных сти-лей; опираться на них для построения обоснованного прогно-за динамики развития каждого ученика в процессе овладения им учебным материалом.
Важное место при подготовке к уроку мы отводим разработке его гибкого плана. Он включает в себя:
* определение обшей цели и ее конкретизации в зависимости от разных этапов урока;
* подбор и организацию дидактического материала, позволя-ющего ученику выбирать тип, вид и форму задания;
* планирование разных форм организации учебной деятель-ности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоя-тельной работы);
* выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом ее характера (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, реше-ние проблемных, творческих задач и т.п.). Реализация гибкого плана урока возможна, если учитель не толь-ко располагает разнообразным дидактическим материалом, но и пла-нирует характер общения, межличностных взаимодействий в про-цессе урока. Это предполагает:
* использование разных форм общения (монолог, диалог, полилог) с учетом конкретных целей урока;
* проектирование характера взаимодействий учеников с уче-том их личностных особенностей, требований к межгруппово-му взаимодействию (предоставление возможности работать индивидуально, в группе, парами);
* использование содержания субъектного опыта всех учени-ков в диалоге "ученик -- учитель", "ученик -- класс";
* предвосхищение возможных изменений в организации кол-лективной работы класса, коррекция их по ходу урока. Планирование результативности урока предусматривает:
* обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;
* анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
* внимание к процессу работы ученика на уроке, а не только к конечному результату.
Говоря о требованиях к личностно-ориентированному уроку, следует подчеркнуть, что их изменение, усложнение идут в основ-ном за счет "психологизации" урока, т.е. более активного исполь-зования учителем индивидуальных предпочтений учеников. Ведь целью личностно-ориентированного урока является не столько со-общение конкретных знаний (их усвоение, воспроизведение), сколько опора на сложившиеся у школьников способы учебной работы, обеспечивающие им самостоятельность в познании, т.е. умение учиться.
Личностно-ориентированный урок рассчитан на работу с инди-видуальностью каждого ученика. В связи с этим он ставит учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию -- быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осу-ществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым уче-ником в процессе урока.
Создание личностно-ориентированной технологии обучения требует, конечно, особой методи-ческой базы, специальной подготовки учителя, критериев оценки эффективности урока, принятия обоснованных управленческих ре-шений.
Идя на урок, специалист должен руководствоваться четкими критериями его анализа, оценки с позиции личностно-ори-ентированного образования. Эти позиции, отличаются от общепринятых, рассчитанных в основном на про-верку усвоенных знаний.
В настоящее время существуют схемы наблюдения и анализа личностно-ориентированного урока. Они помогают оценивать усилия педагога в реализации целей и ценностей этого урока с позиции его основных составляющих:
* использование субъектного опыта учеников;
* применение учителем на уроке специально разработанного дидактического материала;
* характер педагогического общения на уроке;
* активизация способов учебной работы;
* проявление гибкости учителя в организации и проведении
урока.
Такие схемы разработаны с учетом типа урока (сообщающий, повторяющий, контрольный), его предметности (математика, фи-зика, история и др.), функционального назначения (урок в началь-ной, средней школе, классах разного типа).
Разработка личностно - ориентированного урока
Применяя имеющиеся материалы (см. Приложения) можно построить урок, ориентируясь на ценности лично - ориентированного обучения.
ИЗУЧАЕМ NORTON COMMANDER
Тема Norton Commander изучается после знакомства с темой MS Dos. К этому времени учащимся известны понятие файла, операционной систе-мы MS Dos, они знают основные команды MS Dos, умеют запускать програм-мы на выполнение.
Урок 1. Общее представление о программе. Начальные понятия
Цели урока:
* познакомить учащихся с историей возникновения программы;
* научить их вызывать Norton Commander и завершать работу с программой;
* научить детей просматривать каталоги;
* познакомить учащихся с главным меню Norton Commander;
* научить их представлять информацию в окнах Norton Commander в раз-личном порядке.
Теоретическая часть
Операционная система MS Dos располагает всеми возможностями для органи-зации диалога с компьютером, однако пользоваться ими в текущей работе крайне неудобно. Во-первых, для работы с файловой системой надо либо помнить на-звания многих файлов и их расположение, либо постоянно обращаться к спра-вочным функциям (например, с помощью команды Dir). Во-вторых, сам про-цесс непрерывного ввода команд в ответ на приглашение MS Dos -- занятие скучное, утомительное, чреватое многими ошибками. Иными словами, в MS Dos практически отсутствует интерфейс пользователя.
Учитель рассказывает о динамике развития человека и плавно переходит к развитию компьютерных технологий, прося у учеников привести примеры из жизненного опыта и сравнить их со своими знаниями о развитии в области компьютерных технологий: Расскажите пожалуйста, какое ПО вы заменили дома на более удобное, с чем это связано, что именно изменилось при установке другой программы? Почему вы думаете, что она более удобна, чем предыдущая? И т.д.
С течением времени и развитием операционной системы MS Dos стали появляться различные программы, предназначенные для облегчения общения пользователя с операционной системой, -- так называемые программы-оболочки. (на доске плакат со схемой перехода ПО от Dos к Windows)
В 1983 г. появилась очередная программа-оболочка, разработанная амери-канским программистом Питером Нортоном, которая получила название Norton Commander (NC). Эта программа завоевала большую популярность и стала ис-пользоваться практически на всех компьютерах. Хотя эта программа и была создана довольно давно (по меркам компьютерной динамики развития) она широко применяется и в настоящее время (конечно не первоначально созданная, а много раз обновленная ее версия). Спектр ее области применения довольно велик - это и бухгалтера, и многие инженеры, в т.ч. и компьютерные, и простые пользователи, которые считают NC очень удобным. (Вопросы на запоминание, а так же на выявление субъектного опыта)
Norton Commander осуществляет удобный интерфейс с пользователем, обес-печивая при этом:
* наглядное отображение файловой системы на экране и удобные средства «путешествий» по этой системе;
* простой и гибкий механизм диалога с MS Dos;
* реализацию всевозможных служебных функций (манипуляции с файла-ми: переименование, копирование, удаление и т. д., информационный сервис и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4