Рефераты. Организация личностно-ориентированного урока информатики

p align="left">С точки зрения операционной системы программа-оболочка -- это обычная программа, которая хранится в виде файлов в определенном каталоге на внеш-нем носителе. Как правило, такой каталог имеет имя NC. Имя исполняемого файла -- nc.ехе.

По умолчанию установлены такие значения параметров программы Norton Commander , что после ее запуска на экране появляются два полных окна, инфор-мация в которых представлена в кратком формате; файлы упорядочены в каждом окне по имени.

Практическое задание

Найти на винчестере каталог с программой Norton Commander и нужный файл и запустить программу. (На доске дерево каталогов Windows)

Теоретическая часть

После запуска программы на экране появляются два окна, в каждом из которых представлен перечень файлов и каталогов, являющихся содержимым каталога, имя которого находится в верхней строке окна. Активное (рабочее) окно -- окно, в котором находится курсор, файлы этого окна доступны для работы.

Передвижение по окну осуществляется с помощью клавиш управления курсо-ром, при этом за пределы окна выйти нельзя. Для более быстрого перехода в начало и в конец окна используются клавиши Home и End. Для перехода к другому окну используется клавиша Tab. При передвижении по окну в нижней строке окна появляется информация о том объекте, на который указывает курсор.

Переход по каталогам осуществляется с помощью клавиш передвижения курсора и нажатия клавиши Enter: для перехода к каталогу нижнего уровня нужно поставить курсор на имя нужного каталога, для перехода к каталогу более высокого уровня -- на первую строку окна (две точки). Затем следует нажать клавишу Enter. (назначения клавиш написаны на доске: Home- в конец окна, End - в начало и т.д.)

Практическое задание

Выполнить несколько упражнений, переходя по каталогам в разных ок-нах, установить один и тот же каталог в разных окнах, научиться пользовать-ся клавишей Home. (Под диктовку учителя и по карточкам)

Теоретическая часть

Интерфейс Norton Commander разработан таким образом, чтобы всегда можно было воспользоваться командной строкой MS Dos, которая располага-ется под окнами. С ней можно работать так, как если бы вы находились просто в среде MS Dos.

Практическое задание

Следует обратить внимание учащихся на информацию в командной строке при переходе из окна в окно, при переходе по каталогам. Дать задание учени-кам, находясь в каталоге, например, четвертого или пятого уровня, перейти в корневой каталог с помощью команды «CD\», набираемой в командной строке.

Теоретическая часть

Познакомимся с меню Norton Commander

Меню -- это перечень возможностей, предоставляемых пользователю для выбора.

Общие принципы организации меню:

1) меню может иметь несколько уровней (подчиненных подменю);

2) отдельный элемент (объект) меню называется пунктом;

3) в конкретном меню могут быть пункты, которые в данный момент недо-ступны для выбора; такие пункты обычно выделяются серым (блеклым) цветом;

4) если справа от названия пункта указано название клавиши (чаще -- комбинации клавиш), такой пункт можно выбрать нажатием этой клавиши;

5) перемещение на первый пункт меню осуществляется клавишей Home, на последний -- End;

6) для выхода из меню используется клавиша End.

Для вызова меню Norton Commander служит клавиша F9. Меню NC имеет круговую структуру, т. е. можно двигаться вся время впра-во или все время влево. Левое и правое окна имеют одинаковые подменю.

Информацию в окнах можно представлять в разных видах.

Практическое задание

Установить полный формат представления информации в окнах. В режиме полного формата установить сортировку по размеру (обратить внимание, что первым будет имя самого большого файла), а затем по времени (обратить вни-мание, что первым будет имя файла, корректировавшегося самым последним). Вернуться к сортировке по имени и краткому формату.

Теоретическая часть

Дополнительная информация: при необходимости можно убрать с экрана панели с помощью комбинации клавиш Ctrl+0. При этом программа Norton Commander находится в оперативной памяти и работает.

Для завершения работы с Norton Commander используется пункт Выход меню Файл.

Домашнее задание

Параграф в учебнике, конспекты, вопросы параграфа письменно и устно, повторить задания на ПК (для тех, у кого есть компьютер).

Для «сильных» карточка с более сложными заданиями.

Подведение итогов:

Какая была тема урока?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что бы вы хотели узнать еще?

Ваши впечатления о прошедшем уроке, все ли мы учли, раскрыли ли тему урока.

Что бы вы поставили себе за работу на уроке?

Где в процессе урока вы испытывали трудности?

Приложение 1.

Плакат с программами - оболочками

Приложение 2.

Плакат с деревом каталогов Windows (вопрос - загадка)

Приложение 3.

Практическая работа. Класс: 8

Тема: Norton Commander

Тема урока: Общее представление о программе. Начальные понятия.

Задание 1.

Найти на винчестере каталог с программой Norton Commander и нужный файл и запустить программу.

Задание 2.

Выполнить несколько упражнений, переходя по каталогам в разных ок-нах, установить один и тот же каталог в разных окнах, научиться пользовать-ся клавишей Home.

- перейти в каталог Windows

- перейти в каталог Мои документы\8 класс\фамилия посмотреть какие файлы находятся в Вашей папке

- вернуться на диск С:\

Задание 3.

Следует обратить внимание на информацию в командной строке при переходе из окна в окно, при переходе по каталогам. Находясь в каталоге, например, четвертого или пятого уровня, перейти в корневой каталог с помощью команды «CD», набираемой в командной строке.

Выполнить задание 2 с помощью команды CD

Задание 4.

Установить полный формат представления информации в окнах. В режиме полного формата установить сортировку по размеру (обратить внимание, что первым будет имя самого большого файла), а затем по времени (обратить вни-мание, что первым будет имя файла, корректировавшегося самым последним). Вернуться к сортировке по имени и краткому формату.

Вопросы для самоконтроля.

1. Вспомни, что учитель рассказывал о программе NC. Расскажи, с какой целью создали эту программу, и кто ее создал. Можешь ли ты назвать похожие программы?

2. Какие клавиши ты применял

- для перехода в другое окно?

- для перехода по каталогам?

- для выхода из программы?

- для более быстрого перехода в начало и в конец окна?

3. Какие команды ты применял и в MS Dos и в Norton Commander?

Дополнительно

Задание 5

Отработайте ситуацию перехода на диск А с диска С и наоборот. Обратите внимание, что для перехода к носителю не обязательно окно делать активным.

Задание 6

Создайте текстовый файл в одном из каталогов, затем в другом. Вызовите файлы для корректировки или просмотра. Отработайте ситуации «Сохранить» «Сохранить как», «Не сохранять»

Вставьте дискету в дисковод. Перепишите файлы на дискету.

Приложение 4. Карта наблюдения за уроком

1. Содержание

1. Материал урока соответствует по сложности типу урока

да нет частично

2. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией

да нет частично

3. Учителем подобран оптимальный объем материала для достижения целей урока

да нет частично

2. Ход урока

1. Перед учащимися ставится цель урока

да нет частично

2. Учитываются потребности, склонности, возможности учащихся в определении цели урока

да нет частично

3. Предоставлена возможность учащимся соотнести цели урока со смыслом учения

а) для себя

да (в настоящее время все еще применяется NC) нет частично

б) для других людей

да нет частично

4. Обеспечивается понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме

да нет частично

5. Учащимся предоставляется возможность внести изменения в планирование работы на уроке

да нет частично

6. Четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

да нет частично

7. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели

да нет частично

8. Продумано чередование видов работы, типов задания для снижения утомляемос-ти учащихся в ходе урока

да нет частично

9. Наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся

да нет частично

10. Учитель использует разные источники информации

да (учебник, рассказ, плакаты, карточки) нет частично

11. В ходе урока рационально используются возможности кабинета

да нет частично

12. Задания предлагаются учащимся на выбор :

а) по форме (словесная, графическая, условно-символическая)

да нет частично (ответы на вопросы учителя и по карточкам, практическая работа на ПК)

б) по содержанию

да нет частично (ответы на вопросы учителя и по карточкам, практическая работа на ПК)

13. Задания предлагаются учащимся

а) репродуктивного характера

да нет частично

6) частично-поискового характера

да нет частично

в) исследовательского характера

да нет частично

г) творческого плана

да нет частично

14. На уроке используются формы обучения

а) монологическая

да нет частично

б) диалогическая

да (учитель не только рассказывает, но и втягивает учеников в разговор, выявляя таким образом пробелы в понимании темы) нет частично

в) полилогическая

да нет частично

15. Учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт ученика по данной теме

да нет частично

16. Учитель поддерживает наиболее правильные версии учеников по данной про-блеме

да нет частично

17. Версии ответов используются при изучении нового понятия

да нет частично

18. Учитель умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении новой темы

да (не только повторение материала прошлых уроков, но и сравнение изменения интерфейса пользователя на примере быта человека (шкуры-пещеры, огонь-дома, электричество и современный человек -- тенденция к улучшению, развитию)) нет частично

19. На уроке у учащихся формируются навыки

а) самоанализа

да (что бы ты поставил себе за работу на уроке?) нет частично

б) самоконтроля

да (вопросы для самоконтроля) нет частично

20. Домашнее задание имеет оптимальный объем

да нет частично

21. При определении домашнего задания учитель дает рекомендации по его выпол-нению

да (с помощью уже знакомых команд Dos попытаться в NC создать, удалить каталог, перемещаться из каталога в каталог, просматривать текущий (выделенный) и другие каталоги) нет частично

22. Для некоторых учеников задается индивидуальное домашнее задание

да (для «сильных») нет частично

23. Домашнее задание предлагается ученикам по выбору

а) по форме

да нет частично (конспекты, учебник, работа на ПК)

б) по содержанию

да нет частично

24. Обсуждение с учащимися итогов урока (что узнали, что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке)

да нет частично

Список литературы

1. Информатика: 7-9 кл./ Под редакцией Макаровой Н.В. - М., 2003

2. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. - Москва: Академия, 2001.

3. Лыскова В.Ю. , Ракитина У.Ф. Учебные задачи в курсе информатики.//Информатика и образование.-1998.-№4.-с49-55.

4. Лыскова В.Ю. , Ракитина У.Ф. Учебные задачи в курсе информатики.//Информатика и образование.-1998.-№4.-с49-55.

5. Обязательные минимумы содержания образования по информатике и информационным технологиям.

6. Бархат Т.Г , .Изучаем Norton Commander.//Информатика и образование.-2001.-№10.-с2-8.

7. Селиванов В.Л., Гришаева А.П, Селиванова Э.Т. Организация учебно - исследовательской работы студентов и школьников по информатике. - Новосибирск: 2003

8. Семенов А.Л.. Школьная информатика от истоков к будущему.//Информатика и образование.-1998.-№3.-с79-85.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.