Рефераты. Особенности эмоциональных реакций дошкольников

. Наблюдения над различными проявлениями страха у детей. Понаблюдайте, в каких формах обнаруживается чувство страха у детей. Есть указания, что в пределах первого года, начиная со второго месяца жизни, дети обнаруживают страх перед людьми, одетыми в черное платье или имевшими черный цвет волос, бороды, глаз и т.п. Также дети боятся протяжных звуков, прикосновения к меху, механически движущихся игрушек и т.п. Отметьте, как эти формы страха варьируют с возрастом ребенка, и проверьте, правильно ли, что дети боятся больше звуковых, нежели зрительных восприятий?

5. Проявление гнева. Понаблюдайте над выражением личика новорожденного в моменты его плача и вообще выражения неудовольствия. Обратите внимание на появляющиеся в это время подозрительные морщинки возле глаз; есть сведения, что это является выражением гнева ребенка, что было отмечено уже на восьмом дне жизни. Проделайте также такой опыт: возьмите у ребенка во втором полугодии его жизни знакомую и ставшую для него привычной погремушку, мячик, куколку и замените их другими игрушками. Понаблюдайте, как на это будет реагировать ребенок. Есть указания, что он в таких случаях начинает сердиться. Проверьте это.

6. Проявление зависти и ревности. Проверьте, может ли грудной ребенок во втором полугодии его жизни испытывать чувство зависти и ревности, когда он видит у груди своей матери или на коленях у нее другого ребенка. Есть указания, что даже трехмесячные дети не остаются без участия к подобного рода факту. Так ли это?

7. Проявление самолюбия. Понаблюдайте, когда дети начинают болезненно реагировать на оскорбительное к ним отношение. Есть указания, что грудные дети в первые месяцы их жизни реагируют усиленным плачем на грубый, неприветливый тон матери, а дети в начале второго года оскорбляются, если получают легкий шлепок, который им не может причинить никакой физической боли. Понаблюдайте, в каком возрасте, и в каких формах дети начинают впервые реагировать на похвалу и одобрение других. Есть сведения, что к похвале дети бывают, равнодушны в конце первого года жизни. Проверьте это.

8. Чувство застенчивости. Понаблюдайте, когда у ребенка впервые проявляется застенчивость. Существует мнение, что первым проявлением застенчивости является прятанье годовалым ребенком своего улыбающегося лица на груди матери, если на ребенка смотрит посторонний человек. Есть также наблюдения, что дети, начавшие впервые ходить или произносить какое-нибудь слово, стесняются это делать в присутствии других. Проверьте это.

9. Чувство стыда. Понаблюдайте, когда начинает проявляться и в каких формах обнаруживается чувство стыда у детей. Существует мнение, что стыд является прирожденным. Понаблюдайте, как реагирует ребенок, когда он провинится и его бранят. Верно ли, что первые стадии развития стыда имеют много общего с половой сферой, как на это указывают некоторые авторы? Понаблюдайте, когда ребенок начинает стыдиться своей наготы и когда для удовлетворения своих естественных потребностей он начинает уединяться от посторонних свидетелей. Есть указания, что дети стыдятся указанных проявлений лишь на шестом году своей жизни. Верно ли это?

10. Чувство любви. Понаблюдайте, когда у детей начинает проявляться, и в каких формах обнаруживается чувство любви. Является ли первая улыбка проявлением этого чувства? Есть указания, что в первом полугодии своей жизни дети уже выражают свою любовь улыбкой, протягиванием ручонок, поцелуями.

11. Чувство симпатии. Понаблюдайте, когда у детей начинается проявление сочувствия и сострадания к другим людям. Имеются сведения, что полугодовалые дети уже способны выражать свое сочувствие плачем, когда видят, что бьют их няню или мать. А на втором году будто бы у детей можно видеть внешние выражения сострадания даже при рассматривании ими картинок, изображающих страдание. Верно ли это?

12. Проявления альтруизма. Понаблюдайте, когда дети обнаруживают отказ от своих эгоистических побуждений во имя пользы других. Имеются указания, что вполне сознательное и активное проявление альтруизма наблюдается у детей со второй половины 3-го года, когда ребенок, например, дарит свою игрушку другому, не имеющему игрушек ребенку. Проверьте, так ли это?

13. Моральное чувство. Понаблюдайте, когда впервые ребенок переживает чувство морального стыда, раскаяния и угрызения совести за совершение того, что делать "неудобно", "нельзя", "невозможно" или же, наоборот, когда ребенок переживает чувство морального удовлетворения при совершении того, что "нужно" и "должно". Имеются сведения, что уже с 3-го года дети могут очень глубоко переживать оба указанных тонуса морального чувства. Проверьте, так ли это?

3.1.2 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Подготовка
исследования. Подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.

Проведение исследования. Индивидуально с детьми 3-7 лет проводится две серии.

Первая серия. Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: "Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку".

Вторая серия. Ребенку последовательно называют сюжетные картинки и задают вопросы: "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?"

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

3.1.3 Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок

Подготовка
исследования. Подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка (подготовительная группа) приводит брата (ясельная группа).

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик (девочка) радуется за своего друга (подругу), чей рисунок оказался лучшим в группе.

Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов. Проведение исследования. Исследование проводится с детьми 4-7 лет. Первая серия. Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

I ситуация - показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки.

II ситуация - показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

III ситуация - как мальчик не хочет показать, что он замерз.

IV ситуация - показать обиду девочки.

V ситуация - показать неподдельную радость за другого. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных. Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу (табл.6).

Таблица 6

Возраст детей

Правильность передачи эмоций

всего

ситуация

I

II

III

IV

V

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

3.1.4 Методика "Веселый - грустный" для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе

Проведение
исследования. На рис.1 и 2 изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

Содержание рисунков

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них в окно.

2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

3. Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.

5. Ребенок дома, готовит уроки.

6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. На всех картинках нет лиц.

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках - веселое или грустное, и объяснить, почему.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит "Не знаю", то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: "Как ты думаешь, что здесь происходит? Кто это нарисован?" и т.п.

Рис.2

Выводы. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

у мальчика, который смотрит в окно, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;

мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;

у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;

мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;

мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный;

мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоциональное благополучие.

Если ребенок дает 5-6 "тревожных" ответов, то это свидетельствует о том, что он "болезненно" относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.

3.2 Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста

К шести годам у ребенка происходит формирование основных элементов эмоционально-волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

- поставить цель;

- принять решение;

- наметить план действий;

- исполнить намеченный план:

- проявить усилия в случае возникновения препятствий;

- оценивать результаты своего действия.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личной сферы в области эмоций:

- устойчивости чувств;

- глубины чувств и эмоций;

- осознания причин проявления тех или иных эмоций;

- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование различных примеров из сказок, рассказов, бесед и т.д.

Исследовательская работа проводилась в подготовительной группе Центра развития ребенка "Сказка" п. Ивня с 24.10.2005 г. по 04.03.2006 г.

Задача воспитателя выявить наличие высших чувств у старших дошкольников, через разные формы работы: занятия, игры, труд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.