Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения
b>Оборудование
:
игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки.
Проведение
обследования
.
Взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагается нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину куклу и просит ребёнка провезти её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагается поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их по сачкам.
Оценка
действий
ребёнка
проводится по следующим критериям: характер взаимодействия со взрослым, отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка
в
баллах
.
1
балл
-
не включается в игру со взрослым;
2
балла
- включается в игру со взрослым, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия;
3
балла
- включается в игру, выполняет ряд предметно - игровых действий с игрушками;
4
балла
- включается в игру, может организовать сюжетную игру.
"
Индивидуальная
ролевая
игра
"
Данная методика направлена на выявления уровня развития индивидуальной самостоятельной сюжетно - ролевой игры.
Оборудование
:
в игровом уголке находятся куклы, посуда, бельё, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Процедура
проведения
обследования
:
ребёнку предлагается поиграть в игровом уголке, при этом отмечает интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка
действий
ребёнка
проводится по следующим критериям: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Оценка
в
баллах
.
1балл
-
ребёнок принимает игру на самом элементарном уровне;
2
балла
- ребёнок принимает задание, действует с игрушками, но действия носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде;
3
балла
-
ребёнок принимает задание, действует с интересом с игрушками,Может развернуть простой сюжет: кормить куклу, укладывать спать, качает её в коляске и т.п.;
4
балла
-
ребёнок принимает задание, действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть; ребёнок способен удерживать специфическое поведение определённой роли.Результаты обследования испытуемых с ОНР, полученные с помощью рассмотренных выше методик (в виде таблицы и диаграмм и словесных пояснений к ним), а также анализ экспериментальных данных, представленные в моей работе далее, (см.2.2; 2.3).
2.2 Результаты исследования
В ходе экспериментального исследования были получены некоторые количественные результаты. Я сочла целесообразным представить их в виде одной таблицы и двух диаграмм.
Таблица
1
.
Результаты выполнения заданий на игровую деятельность дошкольниками 5-6 лет с ОНР (на основе среднегрупповых показателей).Таблицу, содержащую индивидуальные данные об испытуемых и характере выполнения каждым из них заданий по методикам, смотри в ТВ-приложении.
Диаграмма
1
.
Характер совместной игры со взрослым у дошкольников 5-6 лет с нарушением речи.
Условные
обозначения
.
Цветом обозначено количество испытуемых, которые выполнили задание:на 2 баллана 3 баллана 4 балла
Диаграмма
2
.
Характер индивидуальной (самостоятельной игры у дошкольников 5 - 6 лет с нарушениями речи.Условные обозначения. Цветом обозначено количество испытуемых, выполнивших задание:на 1 баллна 2 баллана 3 баллаКачественный анализ представленных здесь данных представлен далее (см.2.3) в курсовой работе.2.3 Анализ результатов экспериментального исследования.Как уже отмечалось, моё исследование предполагало выявление уровня развития у детей с системными нарушениями речи как совместной игры совместной игры со взрослым, так и самостоятельной ролевой игры.Рассмотрим результаты по каждой и соответствующих методик, а затем сделаю общие выводы о характере игровой деятельности у дошкольников с ОНР 5-6 летнего возраста (старшая группа).
Анализ
результатов
по
методике
"
Игра
со
взрослым
"
.
Данная методика использовалась нами для выявления уровня способности детей к игре в условиях организационной помощи со стороны взрослого.Анализ результатов исследования показал, что в среднем обследованные дети с речевыми нарушениями (ОНР) справились с соответствующим заданием на 3 балла (см. таблицу 1), что, согласно ключу к тесту, соответствует способности к предметным действиям с игрушками, однако отражает неумение развернуть сюжетно - ролевую (характерную для этого возраста) игру (см. характеристику методики исследования). Однако выше сказанное отражает лишь общие тенденции. Испытуемые справлялись с заданием на различном уровне.Необходимо отметить, что включиться в игру со взрослым смогли все обследованные дошкольники с речевыми нарушениями. То есть совместная со взрослым игровая деятельность оказалась в той или иной мере доступной для таких детей.40% испытуемых, включившись в игру со взрослым, проявляли поверхностный интерес к самой деятельности и к игрушкам, оказались способными лишь к процессуальным действиям с игрушками (т.е. справились с заданием по первой методике на 2 балла - см. диаграмму 1). Такие дошкольники не стремились к сюжету в игре со взрослым, не брали на себя ту или иную роль, практически не проявляли речевой активности (ни в процессе самой игры, ни для установления и поддержания отношений с партнёром). Такая коммуникативная безынициативность отмечалась лишь у дошкольников с 3 уровнем ОНР, то есть с наиболее выраженными (на фоне группы) речевыми нарушениями.Включиться в совместную игру со взрослым на более высоком уровне, выполнить ряд предметно - игровых действий с игрушками, то есть выполнить задание по первой методике на 3 балла, смогли 30% обследованных дошкольников 5 - 6 лет с ОНР (см. диаграмму 1).При этом девочки (например, Аня И.) включались в игру с куклами, колясками, игрушечной посудой и одеждой, тогда как мальчики - с кубиками и машинками. Видимо, дошкольники с нарушениями речи, несмотря на известные ограничения возможности усвоения социального опыта, всё же имеют некоторые представления о социальных ожиданиях, требованиях к игровому поведению ребёнка своего пола (традиционно девочки играют в куклы, отображая поведение мамы, а мальчики - в машинки, в войну и т.п., усваивая тем самым гендерную позицию) и, более того, стараются этим ожиданиям соответствовать.Однако и такие дошкольники с нарушениями речи (справившиеся с заданием на 3 балла) не проявляли инициативы в распределении ролей между собой и взрослым, не пытались обсудить с партнёром сюжет, условия игры, не проявляли инициативы, а лишь воспроизводили по подсказке экспериментатора наиболее простые, хорошо знакомые им действия с игрушками (катали машинки, одевали и раздевали куклу и т.п.). Очевидно, здесь имели место проявления недостатков игровой деятельности, на которые указывали многие исследователи, (см. например [33], [15], [29] и другие).Тем не менее, 30% испытуемых группы смогли справиться с заданием по методике "Игра со взрослым" на 4 балла (см. диаграмму 1), то есть испытуемые не просто включились в предложенную экспериментальную игру, но и стремились к отображению сюжета (хотя и несложного), а также проявляли инициативу по организационным вопросам игровой деятельности.Такие дети сами предлагали распределить роли в игре ("Вы - мама, а я буду дочка", "я водитель, а вы с дочкой (куклой) садитесь в машину" и т.п.). В единичном случае ребёнок в подобном комментарии отразил даже понимание условности игровой ситуации посредствам общепринятого, "классического" игрового выражения "как будто: "Кабута я в грузовике. А кабута Вы камники ложете…" ("Как будто я в грузовике, а Вы кладёте кирпичики").Более того, эти дошкольники проявляли речевую активность и в процессе непосредственно игровой деятельности: комментировали некоторые действия ("Я пошла в магазин"), обращались с просьбой к партнёру по игре, учитывая его роль ("давайте на проезд" и т.д.). Однако коммуникативная активность даже в этих случаях была невысокой, а сюжет игры строился преимущественно на последовательном воспроизведении хорошо знакомых, часто наблюдаемых действий.Отметим также, что к разворачиванию игры со взрослым на достаточно высоком (на уровне экспериментальной группы) уровне оказались способными лишь дошкольники с ОНР 4 уровня, то есть с менее выраженными речевыми нарушениями (средние данные о диагнозе и о результатах по методике смотри в таблице 2 в приложении).Итак, исследование с помощью методики "Игра со взрослым" (по Е.А. Стребелёвой) показало, что дошкольники 5-6 лет с нарушениями речи в целом способны включаться в игровую деятельность со взрослым, однако в большинстве случаев демонстрировали: безынициативность, отсутствие коммуникативной активности, ограничивались предметной деятельностью "рядом" со взрослым. Лишь в некоторых случаях испытуемые оказывались способными к проявлению инициативы, к разворачиванию несложного (бытового или близкого к бытовому) сюжета. Это говорит, с одной стороны, о несовершенстве игровой деятельности таких детей, с другой - о наличии потенциальных возможностей для её развития.Анализ результатов по методике "Индивидуальная ролевая игра". (по Е.А. Стребелевой).Данная методика в рамках диагностического эксперимента использовалась для выявления уровня сформированности у детей 5-6 лет с ОНР индивидуальной (самостоятельной) сюжетно - ролевой игры.Анализ полученных результатов показал, что с заданием по этой методике испытуемые справились на 2,3 балла (см. таблицу 1). Сопоставление этого показателя с данными по предыдущей методике (см. выше) показывает, что самостоятельная организация сюжетно - ролевой игры вызвала у дошкольников с нарушениями речи большие трудности, чем, игра, где роль организатора выполнял взрослый. Видимо, дело в том, что такие дети, в силу первичных нарушений и вторичных недостатков эмоционально - волевой сферы затрудняются не только в разворачивании сюжета игры, отображении тех или иных действий (особенно вербальных), но и в самостоятельной организации игры (постановке цели, выборе темы, распределение ролей между собой и условно предполагаемыми участниками - игрушками и т.д.).Эту общую тенденцию подтверждает и анализ индивидуальных результатов.Так, с заданием по методике "Индивидуальная ролевая игра" 10% участников исследования (то есть 1 ребёнок) справился лишь на самом элементарном уровне (1 балл - см. таблицу 2, диаграмму 2), то есть ограничился лишь на поверхностным интересом к игрушкам, совершал с ними некоторые последовательные манипуляции (девочка начала одевать куклу, затем переключила внимание на мелкие игрушки, бросила одну из них в таз с водой и закончила игру). Отметим, что в условиях совместной деятельности со взрослым Оля Ф., ограничивалась предметными действиями, но доводила их до конца (видимо с помощью взрослого девочке удавалось удерживать внимание более долгое время).
Страницы:
1
,
2
,
3
, 4,
5
,
6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.