Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения
0%, то есть половина испытуемых группы, справились с заданием по методике "Индивидуальная ролевая игра) несколько более успешно - на 2 балла (см. диаграмму 2). Эти дошкольники смогли не только принять задание, но и совершали действие с игрушками. Проявляли и довольно долгое время удерживали интерес к игрушкам в воде (бросали в воду, затем вылавливали их сачком, выражая удовольствие от игры на уровне мимики), то есть, в сущности, такие дошкольники не проявляли в данном случае способности к развёртыванию сюжета, то есть мы не наблюдаем здесь более или менее полноценной ролевой игры, являющейся, как известно, нормой развития в этом возрасте.При этом необходимо отметить, что 2 участника (точнее участницы) исследования (20%) из числа детей, справившихся с этим заданием лишь на 2 балла, в условиях совместной игры со взрослым оказались способными к включению в сюжетную игру (пусть даже на самом простом элементарном уровне), к выполнению не просто манипулятивных, а предметно - игровых действий с игрушками (3 балла см. результаты по методике "Игра со взрослым" в таблице 2 в приложении). Видимо, самостоятельно эти дети смогли организовать лишь более простую, доступную им манипулятивную деятельность, обладая при этом некоторыми потенциальными способностями к более совершенной игре (речь идёт о различии между зонами актуального и ближайшего развития).То же можно сказать и о большинстве дошкольников с речевыми нарушениями, которые в условиях совместной игры со взрослым (в сущности при помощи взрослого) демонстрировали способность к разворачиванию сюжета, распределению ролей, комментированию действий. (см. таблицу 2).В условиях самостоятельной игры они смогли воспроизвести лишь простой сюжет (не предполагающий даже условных перемещений в пространстве - укладывание куклы, "ремонт машинки" и т.п.), о принятых ролях наблюдатель мог догадываться только по содержанию игровых (близких к предметным) действий, а речевая активность теперь ограничивалась в лучшем случае звукоподражаниями "от лица игрушек" ("уа - уа", "дж - ж - ж", "би - би" и т.п.). Подобное поведение в игре демонстрировали 40% испытуемых (то есть 4 человека, 3 из которых оказались способными к игре со взрослым на достаточно высоком уровне - см. например данные Марины П, Вадима Д, в таблице 2 в приложении).Отметим, что, выполняя задание связанные с индивидуальной ролевой игрой, ни один из обследованных детей с общим недоразвитием речи не смог развернуть полноценную, характерную в норме для возраста 5-6 лет деятельность, не проявлял речевой активности (не комментировал свои действия, не вступал в общение с игрушками - предполагаемыми партнёрами по игре, не обозначал словами роли и т.п.), не удерживал специфическое поведение определённой роли (на это указывает в таблице 1 и диаграмме 2 отсутствие максимально возможного показателя по этой методике - 4 балла).Итак, обследование испытуемых с помощью методики "Индивидуальная ролевая игра" показало, что ведущий для дошкольного возраста вид деятельности у детей с выраженными речевыми нарушениями несформирован, что выражается прежде всего в отсутствии организационного этапа самостоятельной игры, а подчас и её сюжета и даже элементарного речевого сопровождения, установления отношений с предполагаемыми партнёрами.В целом проведённое диагностическое исследование показало несовершенство владения дошкольниками с общим недоразвитием речи основным для этого возраста видом деятельности - сюжетно - ролевой игрой. Конечно эти дети (с ОНР) адекватно действуют с игрушками (что указывает на сохранность или относительную сохранность их интеллектуальных возможностей), однако вместо собственно игровых зачастую ограничиваются манипулятивными, предметными действиями, отличаются низким уровнем (а иногда и полным отсутствием) речевой активности в процессе игры.Всё это я склонна связывать не только с имеющими у таких дошкольников первичными системными нарушениями и связанными с ними трудностями усвоения социального опыта, но и с вторичными отклонениями в познавательной сфере (недостаточность концентрации внимания на игре, слабость воображения) и в развитии личности (низкая инициативность, неуверенность в себе). Причём, как показало обследование, все обозначенные недостатки игровой деятельности гораздо ярче проявлялись в индивидуальной (самостоятельной) игре, чем в совместной игре со взрослым. А это ещё раз подтверждает важность организующей и направляющей помощи взрослого для формирования у детей с выраженными речевыми нарушениями основных элементов игровой деятельности.Исходя из того, что эта помощь может заключаться не только в организации и направлении действий ребёнка в конкретной игровой ситуации, но в подготовке к полноценной деятельности, мы (я и психолог) разработали комплекс специальных упражнений. (см главу 3).
Глава 3. Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Экспериментальное исследование показало достаточно низкий уровень сформированности игровой деятельности у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи.Для коррекции выявленных недостатков (несовершенство игровых действий, обеднённость сюжетов, отсутствие интереса к предметам - заменителям, крайне низкая речевая активность и т.п.) нами (я и психолог) был разработан комплекс специальных игровых упражнений, доступных этим дошкольникам и опирающихся на их ведущий вид деятельности. В комплекс вошли такие коррекционно-развивающие упражнения: "Недоверчивая кукла", "Что дальше", "Что на что похоже?", "Мостик", "Догонялки". Далее рассмотрим их по отдельности.
"
Недоверчивая
кукла
"
.
Цель
игры
:
обучение комментированию игровых действий; совершенствование навыков действий.
Оборудование
:
игрушка - кукла.
Ход
игры
.
Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: " Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы пойдём гулять".
"
Что
дальше
"
.
Цель
игры
:
развитие способности к сюжетосложению
Оборудование
:
игрушка - мишка.
Ход
игры
.
Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке, который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка, произносит, следующее предложение.
Вариант
.
По мере овладения игрой можно проводить её по принципу "снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают несовершенными.
"
Что
на
что
похоже
?"
Цель
игры
:
формирование способности к использованию в игре предметов - заменителей; развитие творческого воображения.
Оборудование
:
маленький мяч, материал детского строителя различной формы (условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Ход
игры
.
Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы (по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)
Мостик
"
.
Цель
игры
:
развитие способности к коммуникации с партнёром в процессе игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие воображения.
Ход
игры
.
Взрослый проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1 метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам: "Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по мостику через ручей и не упасть в воду".Взрослый обращает внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Взрослый берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.
"
Догонялки
"
.
Цель
игры
:
формирование способности к координации действий; развитие партнёрских отношений в игровой деятельности; формирование уважительного отношения к правилам игры; развитие чувства ритма и моторики.
Ход
игры
.
Дети дошкольного возраста любят эту игру. Но ребята с нарушениями речи, из-за несовершенства моторной сферы, трудности координации часто толкают друг друга и натыкаются на предметы мебели. Для предотвращения таких моментов Е. Смирнова и Л. Галигузова (2007г.) предлагают использовать приём поэтапного инструктирования."Ребята, сейчас мы поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты Настя?. Хорошо… Настя садись на стульчик. …Все остальные ребята отходят в другую часть игровой комнаты… Дети хором произносят стихи:Мы весёлые ребята,Любим бегать и играть!Ну, попробуй нас догнать,Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)После слова "пять" взрослый произносит: "Разбегайтесь все скорее, а, ты, Настя, догоняй!". Ребенок, которого поймали, становится водящим. [29. с.32]. Представленные выше игровые упражнения могут использоваться в психологической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, неоднократно, за счёт незначительного (с точки зрения взрослого) изменения игровой ситуации и условий - использования других игрушек, переноса игры из комнаты на игровой участок. Выявление эффективности предложенных игровых приёмов не входило в задание данной курсовой работы, однако апробирование этих упражнений в ходе психологической практики в МДОУ с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, показало, что игры на развитие ведущего вида деятельности доступны таким дошкольникам, вызывают у них интерес.
Заключение
Работая над выбранной темой, мы раскрыли некоторые ее теоретические аспекты (на основе анализа литературы", а также проанализировали результаты самостоятельно проведенного исследования особенностей игровой деятельности дошкольников с нарушением речи и разработали комплекс упражнений, направленных на ее совершенствование. То есть задачи курсовой работы были решены.Были сделаны следующие выводы:
Выводы
по
главе
1
.
Анализ психологической, педагогической, дефектологической литературы по проблеме позволяет сделать следующие выводы:§ Единого определения игры в науке на сегодняшний день не сложилось. Тем не менее, в отечественной психологии под игрой традиционно понимается форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.§ Вопрос о природе игры является в психологии дискуссионным. Так, К. Грос видел в игре предупреждение инстинктов, связанных с борьбой за существование; Г. Спенсор видел источник игры в избытке сил; З. Фрейд - в вытесненных инстинктах и влечениях; А. Адлер - в комплексе неполноценности и т.д. В отечественной психологии признается социальная природа игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).§ Игра (а именно - сюжетно-ролевая игра) является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Она во многом обеспечивает развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.§ Игровая деятельность совершенствуется на протяжении дошкольного возраста по нескольким направлениям: от "игры рядом" до коллективной игры; от игр с простейшим бытовым сюжетом до отображения в них событий общественной жизни, обыгрывания произведений культуры; от обыгрывания всех элементов сюжета до перехода к игре-фантазированию в мысленном плане (сворачивание игровых действий).
Страницы:
1
,
2
,
3
,
4
, 5,
6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.